СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Институциональные ловушки в сфере российского высшего профессионального образования: понятия, детерминанты, пути разрешения

Все чаще в экономических и других статьях стал употребляться термин «институциональные ловушки» («ИЛ»). «ИЛ» это неэффективная устойчивая норма, имеющая устойчивый, самоподдерживающий характер. Малым общностям невыгодно отказываться от устоявшейся нормы, так как это повлечет за собой убытки, но симультанный переход всех участников к противоположной норме дал бы возможность снизить издержки перехода к иной норме.

Основные виды российских «ИЛ», по мнению экспертов: бартерные сделки, неплатежи, уклонение от налогов, коррупция, теневая экономика и др. Приведенные виды «ловушек» в сочетании образуют новые «ИЛ», например, в сфере образования, экономики, политики и т.д.

Качество услуг российской высшей школы за последние 15 лет заметно снизилось, как утверждают ученые: причиной явилось возникновение «ИЛ» сферы российского высшего профессионального образования.

Существует ряд «ИЛ», свойственных системе российского высшего профессионального образования, присущих данной сфере уже на протяжении продолжительного времени, таких как: недофинансирование университетов; ловушка совместительства ППС; диссертационная ловушка; нерациональное распределение нагрузки ППС, превышающей нормы рабочего времени ППС; ловушка, связанная с «демографической ямой»; высокий спрос на высшее образование, но не на получение знаний и навыков, а на получение «университетской корочки» и т.д.

Недофинансирование университетов при значительном росте спроса на высшее образование привело к отказу от творческой деятельности среди преподавательского состава в силу того, что гарантированное материальное вознаграждение не достигает социально необходимого уровня и преподаватели вынуждены подрабатывать в других высших учебных заведе-

ниях .

Коррумпированность системы и отсутствие мотивации в добросовестном получении и оказании услуг приводит к диссертационной ловушке, которая заключается в факте покупки выпускных квалификационных работ, ученых степеней и научных работ. Таким образом, можно говорить об обесценивании российского высшего образования на всех его уровнях.

По опросам преподавателей, одной из немаловажных проблем является проблема нерационального распределения норм рабочего времени ППС. Из-за обширного круга обязанностей преподавателя (учебная, учебно-методическая, научно-исследовательская, организационно-методическая работа и воспитательная деятельность студентов) и творческого характера значительной части его труда практически не всегда и не всю работу преподавателя можно вписать в рамки определенного нормативами времени и места ее выполнения. В ходе опроса выявилось, что 900 рабочих часов в год (данная норма установлена как верхний предел учебной нагрузки за ставку заработной платы) расходуется чаще всего только на рутинную работу, связанную с учебно-методической или организационной работой. Таким образом, время на научно-исследовательскую деятельность не остается, и преподаватели вынуждены забирать работу на дом.

Неоспорим тот факт, что данные обстоятельства могут привести к снижению стимулов заниматься научной деятельностью. Тогда у преподавателей появляется несколько альтернатив действий в условиях нехватки времени на научно-исследовательскую работу: заниматься научно-исследовательской деятельностью только для отчетности, работая не на качество, а на количество; заниматься качественно научно-исследовательской деятельностью в ущерб личному времени или же, напротив, вовсе не выполнять работы данного рода деятельности.

По опросам студентов, негативным моментом является недостаточный уровень их мотивации, поэтому преподаватели не имеют рычагов воздействия на студентов и в целях дифференциации оценок вынуждены занижать экзаменационные требования, что может негативно сказаться на качестве выпускаемых специалистов. Для повышения уровня заинтересованности студентов к обучению, необходимо со стороны государства принять ряд мер по предоставлению большей свободы вузам в формировании структуры образовательных программ, а студентам - в выборе дисциплин для изучения.

Одной из назревших проблем российского высшего образования является «демографическая ловушка для высшей школы», вызванная превышением предложения над спросом, где под предложением понимается образовательная услуга, а под спросом - количество абитуриентов, заинтересованных в приобретении данной услуги. Отдельными чиновниками высказывается мнение, что в стране достаточно иметь 50 классических университетов и 150-200 институтов и академий из общего числа. О программе сокращении числа вузов говорят многие политики, суть которой заключается в закрытии значительной части вузов, не имеющих статуса федеральным и национальных. Та же участь ожидает филиалы вузов .

В первую очередь, речь о закрытии пойдет для вузов с низким уровнем эффективности преподавания и использования научного потенциала студентов и преподавателей, а также, где не обеспечивается полный набор на бюджетные места студентов. В борьбе за долю рынка на образовательном пространстве, вузам придется предпринимать различные меры, например, такие как: повышение заработной платы для преподавателей; усиление маркетинговой политики по привлечению абитуриентов; привлечение иностранных студентов; улучшение уровня мотивации студентов; модернизация учебной программы; увеличение количества научных работ среди студентов и профессорско-преподавательского состава; изыскание возможностей трудоустройства выпускников.

Говоря о путях выхода из сложившихся «ИЛ» отметим, что по отношению к рассматриваемой ловушке существует более эффективная институциональная норма, отличающаяся многовариантностью. Система, предусматривающая наличие неэффективной и эффективной нормы одновременно, говорит о том, что для выхода из «ИЛ» необходимо реформировать обе нормы.

Говоря об эффективной норме сферы российского высшего профессионального образования, выделяют следующие меры повышения ее привлекательности: выделение больших сумм федеральных средств в распоряжение вузов и ужесточение контроля их распределения; пересмотр системы нагрузок преподавателей; модернизация учебных программ; предоставление гарантий трудоустройства выпускникам по окончании университета, что может быть обеспечено сотрудничеством вузов с крупными компаниями; привлечение иностранных студентов и т. д.

Неэффективная норма должна быть непривлекательной для университетов, этого можно добиться путем мониторинга качества образования студентов и ППС и применения при необходимости надлежащих санкций для учреждений, качество деятельности которых не соответствует государственно-образовательным стандартам.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что выход из «институциональных ловушек» в сфере российского высшего профессионального образования есть, но его разработка требует индивидуального, тщательно проработанного подхода с учетом рисков и нежелательных последствий, а также реакции участников нормы на потенциальные изменения.




Ю. В. Пашкова Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса (Шахты)


КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТЕРРИТОРИЙ Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций - „ПУТЬ НАВСТРЕЧУ“» (Екатеринбург, 17-18 мая 2012 г.)Часть 2 Направления: Проблемы и перспективы развития системы образования, Управление знаниями - подготовка инновационно-ориентированных кадров 14. Регулирование рынка труда, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601