Ситуация на рынке образовательных услуг становиться все более напряженной. На рынок выходит большое количество коммерческих вузов, которые пока уступают по престижу государственным вузам, но благодаря своей мобильности их доля растет. Дисбаланс финансирования в экономике привел к тому, что квалифицированные кадры переходят в более оплачиваемые отрасли экономики. Особенно это касается молодых кадров. Быстрыми темпами меняется экономика, вынуждая адаптировать учебные программы к новым потребностям, предъявляя совершенно новые требования к структуре и сущности образовательных программ. Все это порождает проблему поиска новых источников повышения конкурентоспособности вуза.
В условиях развитого рынка конкурентоспособность вуза определяется его готовностью к постоянному и непрерывному инновационному процессу, основанному на использовании существующих и генерации новых знаний.
В литературных источниках отсутствует точное определение понятия «конкурентоспособность вуза». Это обуславливает отсутствие единого подхода к определению сущности конкурентоспособности вуза.
Подобная ситуация объясняется следующими причинами: высшее образование находится под контролем государства, и именно оно несет ответственность за качество высшего образования в стране;
каждый вуз является уникальным по своим традициям как в организации учебного и научного процессов, так и в организации системы внутреннего самоконтроля и управления;
оценку собственной конкурентоспособности и конкурентоспособности конкурентов каждый вуз делает сам для себя сам, используя свои методы, сохраняя методику и полученные данные для внутреннего использования.
В условиях демократизации общественной жизни особую социально-политическую значимость приобретает задача удовлетворения интересов, прежде всего, личности. Данная концепция получила отражение в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», где закреплено, что одной из основных задач высшего учебного заведения является «удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования».
Конкурентоспособность высшего учебного заведения рассматривают как комплексную характеристику вуза за определенный период времени в условиях конкретного рынка, отражающую превосходство перед конкурентами по ряду определяющих показателей - финансово-экономических, маркетинговых, материально-технических, кадровых и социальнополитических, а также способность вуза к бескризисному функционированию и своевременной адаптации к изменяющимся условиям внешней среды.
В данном определении выделяются признаки, отражающие сущность понятия «конкурентоспособность вуза»:
превосходство перед конкурентами по ряду определяющих показателей;
функционирование вуза в бескризисном режиме; способность своевременной адаптации вуза к изменяющимся условиям внешней среды, в том числе, способность вуза удовлетворять требования потребителей.
Изучение конкурентов и условий конкуренции в отрасли требуется вузу в первую очередь для того, чтобы определить, в чем его преимущества и недостатки перед конкурентами, и сделать выводы для выработки вузом собственной успешной конкурентной стратегии и поддержания конкурентного преимущества. Для оценки конкурентоспособности используют различные методики. Мы провели анализ конкурентоспособности УрГЭУ, руководствуясь методом опроса.
По результатам опроса студентов УрГЭУ было выявлено, что большинство - 26% выбрали именно УрГЭУ, потому что в данном вузе есть такая специальность, которая позволит получить в будущем интересную работу. 16% респондентов ориентировались при выборе Уральского государственного экономического университета на возможность получения в дальнейшем высокооплачиваемой работы. Чуть меньшее число студентов обосновали свое поступление в УрГЭУ тем, что их специальность будет всегда востребована.
Большинство студентов УрГЭУ, выбирают этот университет целенаправленно, ориентируясь на будущее. Из этого следует, что УрГЭУ предоставляет перечень специальностей, высокооплачиваемых и гарантирующих востребованность выпускника на рынке труда. УрГЭУ-СИНХ - залог успеха.
Результаты анкетирования по вопросу «Что больше всего Вам нравится в вузе?» показали, что 52% респондентов, что составляет большинство опрошенных, отдают приоритет творческой работ. Это свидетельствует о том, что в УрГЭУ хорошо развита внеучебная деятельность, а также практикуется и одобряется творческий подход к учебной деятельности.
Для оценки конкурентоспособности УрГЭУ нами были опрошены не только студенты, но и потенциальные потребители образовательных услуг - абитуриенты Свердловской области. Абитуриентам был задан вопрос о том, в каком вузе они могут получить достойное экономическое образование. Страшекласники выбрали только два университета: УрГЭУ и УрФУ. По результатам опроса абитуриентов и студентов нами были выделены три первостепенные причины выбора УрГЭУ: возможность получить интересную работу, возможность получить высокооплачиваемую работу, востребованность специальности. Причины поступления нынешних студентов в УрГЭУ совпадают с критериями выбора вуза абитуриентами. Из этого следует, что УрГЭУ - это вуз, который соответствует критериям потенциальных потребителей, т.е. университет ориентирован на потребности абитуриентов.
Для оценки конкурентоспособности Уральского государственного экономического университета, мы сравнили УрГЭУ с УрФУ (см. рисунок). В ходе исследования нами были выделены сильные и слабые стороны УрГЭУ в сравнении с УрФУ с помощью «гипотетического многоугольника конкурентоспособности».
По данным опросов нами были выявлены преимущества УрГЭУ: широкий перечень востребованных специальностей экономической направленности; хорошее состояние и функционирование спортивного комплекса УрГЭУ, библиотеки; удобное расположение университета; организация внеучебной деятельности - разнообразие творческих направлений; приемлемая цена образовательных услуг.
Многоугольник конкурентоспособности
Слабые стороны УрГЭУ отражаются в учебном процессе: по мнению студентов, недостаточно высокий уровень квалификации некоторых преподавателей, студентов не совсем удовлетворяет режим обучения, что может свидетельствовать о неудобном расписании занятий.
Для повышения конкурентоспособности УрГЭУ необходимо улучшить работу учебно-методического управления вуза. Необходимо осуществлять переход к современным мировым моделям организации учебного процесса, переход к интерактивным образовательным технологиям, позволяющим вести подготовку конкурентоспособных специалистов. Также необходимо доработать, усовершенствовать балльно-рейтинговую систему или разработать и ввести новую аналогичную систему с учетом всех недостатков старой системы.
В целях повышения эффективности работы УрГЭУ необходимо совершенствовать информационную среду университета - оснастить все аудитории современным мультимедийным оборудованием, расширить зону охвата беспроводной сети. На основании результатов оценки эффективности УрГЭУ нами была выявлена необходимость ремонта аудиторий и лифтов второго корпуса. Также необходимо усовершенствовать работу столовой - ввести безналичный расчет, разработать систему комплексных обедов.
Анализируя конкурентоспособность УрГЭУ, можно сделать вывод, что управление в Уральском государственном экономическом университете осуществляется в рамках вышеперечисленных целей, а обеспечение укрепления рассмотренных выше конкурентных преимуществ и усовершенствования слабых сторон позволит УрГЭУ занять прочные позиции на рынке образовательных услуг.
Ю. А. Ляпунова, Т. Ж. Солосиченко
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТЕРРИТОРИЙ Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций - „ПУТЬ НАВСТРЕЧУ“» (Екатеринбург, 17-18 мая 2012 г.)Часть 2 Направления: Проблемы и перспективы развития системы образования, Управление знаниями - подготовка инновационно-ориентированных кадров 14. Регулирование рынка труда, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 8066