Медицинских вузов в России - 48 от Москвы до Владивостока и от Архангельска до Краснодара. Которые различаются материальнотехнический базой, производственной средой для студентов и преподавателей, качеством профессорско-преподавательского состава, количеством специальностей и направлений подготовки. Большинство медицинских ВУЗов располагают необходимой учебно-производственной и экспериментальной базой: учебно-лабораторными корпусами, клиниками, вивариями, оснащенными необходимым оборудованием для электронномикроскопических, радиобиологических и молекулярно-биологических исследований, а также современной видеотехникой.
Так, например, в составе Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова 5 университетских клинических больниц на 3 000 мест с центральной клинико-диагностической лабораторией и 11 лабораториями, отделом лучевой диагностики, 16 меж- клинических лечебно-диагностических служб. А также научный центр с 61 лабораторияей, 5 научно-исследовательскими институтами: НИИ молекулярной медицины, фтизиопульмонологии, фармации, общественного здоровья и управления здравоохранением . Для Сравнения Уральская государственная медицинская академия имеет 30 клинических баз, виварий и «Телеклинику УГМА» .
Проведем сравнительный анализ вузов (см. таблицу).
Вуз Рейтинг Рейтинг
неформальный Индекс
качества Средний балл ЕГЭ зачисленных на бюджет Количество
студентов
Первый Московский государственный медицинский университет 1 63 312 78,3 83,3 > 8 000
Московский государственный медикостоматологический университет 2 6 665 71,5 84,3 7 733
Российский государственный медицинский университет 3 60 813 74,8 > 8 000
Санкт-Петербургский государственный медицинский университет 4 24 037 73,2 84,4 6 500
Санкт-Петербургская государственная медицинская академия 5 13 951 66,3 75,1 > 4 000
Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия 6 314 789 60,9 3 900
Пермская государственная медицинская академия 7 2 370 63,8 65,2 > 4 300
Тюменская государственная медицинская академия 8 1 504 69,2 71,2
Уральская государственная медицинская академия 9 3 299 61,6 74,5 > 4 000
Челябинская государственная медицинская академия 10 2 239 70,4 77,8 > 4 000
Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия 11 14 765 71 75,3 3 000
Пермская государственная фармацевтическая академия 12 1 690 68,8 70,2 4 500
Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологий 2 518 63,2 4 000
Санкт-Петербургская академия ветеринарной медицины - - 57 64,8 5 000
Как видно из таблицы наиболее крупными по количеству обучающихся более 8 000 - являются Первый Московский государственный медицинский университет и Российский государственный медицинский университет. Ежегодный рейтинг медицинских вузов, учитывает качество профессорско-преподавательского состава, количество студентов разных форм обучения, наличие студентов из зарубежных стран, объем научных исследований, издательскую деятельность, обеспечение студентов общежитиями, наличие и функционирование клиник и т. д. По результатам на первом месте - Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова, Уральская государственная медицинская
академия - на 9. Неофициальный рейтинг формируется на основе отданных голосов за данный вуз. В данном случае на первом месте Санкт- Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия - 314 789, на втором - Первый Московский государственный медицинский университет - 63 312, на девятом - Уральская государственная медицинская академия - 3 299. По индексу качества приема, который рассчитывается с учетом среднего балла ЕГЭ абитуриентов, зачисленных на бюджетные и внебюджетные места, а также зачисленных по результатам олимпиад, в первую тройку вузов входят - Первый Московский государственный медицинский университет (78,3), Санкт-Петербургский государственный медицинский университет (73,20, Московский государственный медико-стоматологический университет (71,5), существенно отстает от них Уральская государственная медицинская академия (61,6). Следует отметить опасную тенденцию, невысокий средний балл ЕГЭ у абитуриентов, зачисленных на бюджетную форму обучения в пределах 64,8-84,3 в 2011 г., поскольку «плохой врач - хуже болезни» .
Таким образом, перспективы развития системы медицинского образования связаны с повышением качества абитуриентов, на базе которых возможна подготовка «хороших врачей», совершенствованием материальной базы и образовательных технологий.
Ю. А. Леконцева, Л. Г. Протасова, А А. Шестакова
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТЕРРИТОРИЙ Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций - „ПУТЬ НАВСТРЕЧУ“» (Екатеринбург, 17-18 мая 2012 г.)Часть 2 Направления: Проблемы и перспективы развития системы образования, Управление знаниями - подготовка инновационно-ориентированных кадров 14. Регулирование рынка труда, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 1674