Российская образовательная система сейчас находится в состоянии глубокого реформирования начиная с дошкольного и заканчивая высшим профессиональным образованием. Однако возникает логический вопрос о том, а дадут ли производимые в стране изменения нужный результат. В какую сторону и как изменится сама система, и приведет ли к позитивным изменениям. А самое главное, даст ли новый закон об образовании конкретные основания для эффективного регулирования образовательных правоотношений поскольку действующее законодательство об образовании является абстрактным, рыхлым, неконкретным и неточным, что приводит к ухудшению качества получаемого учащимися образования. Одной из проблем действующего законодательства и будущего остается ненадлежащая дефинитивность изложения правовых норм, посредством которых регулируются любые отношения и образовательные в том числе.
По статьям УПК РФ ст. 14.3, КоЛП РФ ст. 1.5, НК РФ ст. 3 происходит злоупотребление правом на презумпцию невиновности.
УПКРФ ст. 14.3 «Презумпция невиновности»
«Все сомнения в виновности обвиняемого, которые не могут быть устранены в порядке, установленном настоящим Кодексом, толкуются в пользу обвиняемого» (выделено автором). Таким образом, обвиняемый в преступлении является невиновным до тех пор, пока его вину не докажут, при этом он не должен доказывать свою невиновность, а вот доказать его вину подчас бывает очень сложно, а иногда и невозможно.
КоАП РФ ст. 1.5 «Презумпция невиновности»
«4. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица» (выделено автором). Ситуация прослеживается такая же, как и в случае со ст. 14.3 УПК .
НК РФ ст. 3 «Основные начала законодательства о налогах и сборах»
«7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)» (выделено автором). Как и в двух предыдущих проанализированных статьях ситуация такая же.
Таким образом обвиняемый в правонарушении остается невиновным до тех пор, пока его вину не докажут, при этом он не должен доказывать свою невиновность, а вот доказать его вину подчас бывает очень сложно, а иногда и невозможно. Если же обвиняемый является еще и добросовестным налогоплательщиком, то закон стоит полностью на его стороне независимо от того, какое правонарушение он совершил. В связи с этим, современное российское законодательство нуждается в уточнении многих норм-дефиниций в различных сферах права, отчего зависит эффективность их применения. Эффективность применения норм законодательства зависит от следующих факторов:
наличия самих норм;
соблюдения норм-дефиниций в них;
качества толкования данных норм;
единства терминологии, то есть необходимо, чтобы для обозначения одних и тех же понятий использовались одни и те же термины;
четкой формулировки закона;
стабильность терминологии, т.е. недопустимо без достаточных на то оснований отказываться от используемых юридических терминов.
Именно поэтому, чем чаще и точнее в нормативных правовых актах помещают дефинитивные нормы, тем точнее и правомернее соблюдаются и исполняются предписания позитивного права, справедливее и обоснованнее выносятся судебные решения в случаях спорах сторон правоотношений или при совершении субъектами права конкретных правоотношений .
К настоящему моменту законодательство в области образования остро нуждается в систематизации и модернизации исходя из приоритетных направлений развития образования и образовательных потребностей граждан. Данная задача может быть достигнута путем подготовки нового единого законодательного акта, который бы комплексно урегулировал отношения в сфере образования, закрепил основы правового регулирования системы образования в Российской Федерации исходя из приоритета прав и свобод человека, обеспечения государственных гарантий прав граждан в сфере образования. Современные условия развития общества и государства также требуют, чтобы новый закон не только решал проблемы образования как отрасли экономики, но и в целом стал основой развития человеческого потенциала в Российской Федерации.
Совершенствование законодательных основ образования призвано сыграть важную роль в устранении ряда негативных социальных явлений, отмечаемых в настоящее время в сфере образования, в том числе таких, как установление дискриминационных условий или незаконный отказ в приеме граждан в образовательные учреждения или их незаконное отчисление (исключение), взимание под видом добровольных взносов и спонсорской помощи на нужды образовательного учреждения платы за прием и обучение на бюджетной основе в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, сдача экзаменов за плату, предоставление образования низкого качества или «фиктивное» ведение образовательного процесса, незаконная выдача документов об образовании и (или) квалификации, злоупотребления при оказании платных образовательных услуг и т.д.
Н. П. Коржавина
Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург)
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТЕРРИТОРИЙ Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций - „ПУТЬ НАВСТРЕЧУ“» (Екатеринбург, 17-18 мая 2012 г.)Часть 2 Направления: Проблемы и перспективы развития системы образования, Управление знаниями - подготовка инновационно-ориентированных кадров 14. Регулирование рынка труда, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 1135