В условиях глобализации мировой экономики сверхзадача - осуществить тектонический сдвиг в отечественной экономике, переориентировав ее с ресурсно-ориентированной на инновационную. Система образования должна быть модернизирована в соответствии с потребностями социума, мировых, тенденций в развитии рынка труда. Это связано с тем, что образование, во-первых, переходит в стратегическую сферу развития государств, во-вторых, простой физический труд, преобладавший в мире в прошлом веке не только в развивающихся, но практически во всех развитых странах мира, меняется на квалифицированный, в-третьих, несравнимы затраты на подготовку специалиста в прошлом и настоящем веке. Стабильность и конкурентоспособность национальных экономик в современных условиях зависит от следующих определяющих факторов: качества и профессиональной мобильности рабочей силы, эффективности использования знаний и навыков наиболее профессиональной части работников, механизма профессиональной мотивации и технологий образовательной деятельности и результативности системы образования.
Современное производство может развиваться только при наличии высококвалифицированного персонала и качество подготовки специалиста должно быть уже иным. Современный специалист-профессионал - это не только некая сумма знаний, умений и навыков, но и личность, способная к адаптации к быстроменяющимся социокультурным и экономическим условиям жизни и производства. Поэтому главная задача системы профессиональной подготовки - разработка эффективных психолого-педа- гогических, управленческих и предметных технологий для практической подготовки большого числа специалистов высокой квалификации, способных быстро адаптироваться к изменяющимся условиям рынка труда. Рассмотрим ключевое понятие «система непрерывного профессионального образования», а также факторы, влияющих на его улучшение.
Образование в условиях рынка становится товаром, поэтому возникает необходимость нормализовать отношения в цепочке «производитель
товар - потребитель». Для этого необходимо перевести систему в пространство «спрос - предложение - качество» и устранить недостаток, связанный с низкими (или вообще отсутствующими) требованиями потребителей на качество и количество продукции, а также устранить глобальную проблему, связанную с переходом направленности в профессиональной подготовке от решения задач и воспроизводства нормы к постановке, анализу и решению проблемных ситуаций.
В современных условиях перед системой образования стоит задача адаптации к требованиям рынка труда. Министерство образования и науки, Правительство России взяли курс на постепенную федерализацию СНПО и позиция их выражена достаточно четко - адаптация системы образования к новым экономическим и социальным условиям с использованием многоканального финансирования - бюджеты различных уровней и внебюджетные средства, привлеченные за счет дополнительных образовательных услуг, инновационной научной деятельности, но при этом наличие четко продуманного государственного заказа на количество и качество подготовки за счет укрупнения образовательных единиц, превращения их в университетские образовательные комплексы и декомпозиции всех образовательных учреждений на автономные, казенные и федеральные. Первый шаг на этом пути уже сделан - появились в соответствии федеральной классификацией по округам несколько первых федеральных университетов. Авторы таких преобразований полагают, что модернизация организационно-экономического механизма СНПО направлена на обеспечение связи ее с экономической средой, которая приобрела рыночный характер, при этом ведущую роль в нем призвано играть бюджетное финансирование, которое должно стать более целенаправленным и эффективным. В то же время наличие рыночной среды и формирование платежеспособного спроса на образовательные услуги со стороны предприятий и отдельных граждан позволяют создать благоприятные условия для привлечения в сферу образования дополнительных внебюджетных ресурсов.
Подводя итог анализу современных подходов к совершенствованию организационно-экономических механизмов системы образования, можно выделить ряд базовых положений их модернизации:
реализацию модели непрерывного образования;
обеспечение многоканального финансирования и создание эффективной системы его распределения;
создание образовательных университетских комплексов и подготовку специалистов с заданным уровнем профессиональной подготовки, удовлетворяющих требованиям заказчика.
Таким образом, автор считает, что система образования в современных экономических и социально-политических условиях требует разработки соответствующих адаптационных механизмов.
В настоящее время интеграционные процессы в образовательной сфере достигли такого состояния, что наиболее распространенной формой непрерывной профессиональной подготовки, с одной стороны, оптимально обеспечивающей взаимодействие теории и практики, с другой отвечающей современным требованиям, предъявляемым к организационно-экономическому механизму системы образования, стали образовательные комплексы. Принято выделять следующие виды образовательных комплексов:
учебные комплексы, то есть интеграция учебных заведений одного профиля разного уровня образования в различных комбинациях;
учебно-производственные комплексы, в состав которых входят образовательные учреждения разных уровней и одного или нескольких базовых предприятий;
учебно-научные педагогические комплексы, основой которых является педагогический вуз, педколледж и профильные классы средних школ.
Таким образом, необходимость создания образовательных объединений возникла, прежде всего, с резкой сменой государственной формации и переходом на рыночные отношения, которые повлекли за собой постепенную ликвидацию хорошо отлаженной государственной системы распределения выпускников профессиональных учебных заведений, разрушение системы бюджетного финансирования и ресурсного обеспечения учебных заведений.
Т. В. Дулова, Е. Н. Ялунина
Филиал Уральского государственного экономического университета (Нижний Тагил)
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТЕРРИТОРИЙ Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций - „ПУТЬ НАВСТРЕЧУ“» (Екатеринбург, 17-18 мая 2012 г.)Часть 2 Направления: Проблемы и перспективы развития системы образования, Управление знаниями - подготовка инновационно-ориентированных кадров 14. Регулирование рынка труда, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 1289