СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Инновационная экономика и современный российский университет: проблема качества образования

«У российского высшего образования меняется концепция. Оно потеряет свою фундаментальность, зато будет прибыльнее для государства, работодателей и самих студентов» (А. Фурсенко). По мнению руководителя Министерства образования, необходимо прекратить разговоры о лучшей в мире системе образования в России и перейти к решению актуальных проблем в данной сфере: несоответствия между качеством выпускаемых специалистов и конкретными потребностями экономики, социальной сферы и науки; малочисленность специалистов, способных применять инновационные технологии и вырабатывать новые знания.

Сегодняшние абитуриенты и студенты являются той силой, которая будет определять лицо политической, экономической и культурной жизни в ближайшие десятилетия. Следовательно, принимая во внимание безусловную значимость национального образовательного проекта, наблюдающиеся в современном мире тенденции к глобализации, и, как результат, постепенный переход к информационному обществу, основа которого

человеческий интеллект, необходимо ориентироваться на постепенную

интеграцию науки и образования, широкое использование в учебном процессе новых прогрессивных технологий, разумеется, не отказываясь при этом от лучших традиций и многолетнего опыта.

Экономика современных высокоразвитых стран Запада и Востока - это экономика общества, основанного на знаниях, высоком интеллектуальном потенциале и наукоемких отраслях промышленности. Становится очевидным, что гигантский природно-ресурсный потенциал государства вовсе не является гарантией успешного развития последнего, если эксплуатация природных ресурсов не сопровождается внедрением инновационных технологий добычи и переработки первичного сырья. Все это порождает спрос на знания, а формирование «класса интеллектуалов» стимулирует развитие системы высшего образования, ибо уровень интеллектуального развития начинает непосредственно определять материальное благосостояние человека.

В связи с этим в России назрела необходимость перехода от сырьевой к инновационной экономике, модернизацию которой невозможно осуществить без организации взаимодействия науки (и образования) и бизнеса. Подобная задача становится еще более актуальной с учетом данных опросов ВЦИОМ, показывающих, что только 1-2% населения России считают профессию ученого престижной .

Ведущее значение в национальных образовательных системах приобретает высшая школа, выступающая как фактор повышения качества человеческих ресурсов и наращивания инновационного потенциала общества. Университеты играют все более заметную роль в разработке современных гуманитарных и производственных технологий, выполнении научно обоснованных технических и социокультурных проектов. Высшее образование постепенно становится массовым, почти обязательным для успешной карьеры в любой сфере деятельности, профессионально ориентированным. Соответственно, изменяются и требования к уровню и характеру предлагаемых образовательных услуг: из фундаментального образование превращается в прикладное, нацеленное на решение конкретных практических задач. Приоритетное место начинает занимать не «нагружение информацией» (нередко избыточной), а обучение умению работать с ней и принимать самостоятельные решения. Ключевой задачей образования в условиях глобализации становится воспитание будущих граждан свободного, интегрированного и вместе с тем разнообразного мира, ответственных, активных в общественной сфере, профессионально преуспевающих и т. д. Очевидно, что это требует постепенной реорганизации образовательной сферы. Для высшего образования это оборачивается рядом проблем и вызовов, в частности ростом утилитарности, появлением узкопрофильных и узкоспециализированных программ, снижением интереса к фундаментальному гуманитарному и естественнонаучному образованию, конъюнктурному стремлению к «модным» программам и специализациям и пр.

Не секрет, что в настоящее время наблюдается тенденция к снижению интеллектуального уровня значительной части российского студенчества за счет ухудшения подготовки в преобладающей части общеобразовательных школ. Показательны в этом плане результаты исследования PISA (Programme for International student Assessment) 2000 г., проведенные на территории ряда стран ЕЭС, СНГ, а также Северной Америки и ЮгоВосточной Азии, показавшие недостаточный уровень математической и естественнонаучной грамотности пятнадцатилетних учащихся России по сравнению с их сверстниками из других государств. Акцент в исследованиях делался на выявление межпредметной компетентности, умения критически мыслить и использовать свои знания в разнообразных ситуациях, анализировать наглядную информацию в виде диаграмм, схем, графиков и пр. Именно разнообразный иллюстративный материал и наличие нескольких точек зрения по одним и тем же вопросам вызвали наибольшие затруднения у значительной части российских учащихся . Подобные результаты подтверждают тезис не столько о «перегруженности» учебных программ, сколько об излишней «теоретизации» российского образования, оторванности его от конкретных жизненных проблем: экологических, проблем здорового образа жизни, научно-технологических и др., что свидетельствует о неготовности к успешной адаптации в динамичном обществе.

В докладе, подготовленном Аналитическим центром «Эксперт» , среди факторов, препятствующих качественной подготовке выпускников российских вузов, приводятся следующие:

недостаток у преподавателей современных практических знаний и опыта, слабый приток молодых кадров, оторванность преподавания от современного бизнеса;

недостаточная коммуникация между работодателями и вузами в отношении конкретных потребностей работодателей или неспособность последних конкретно сформулировать требования;

устаревшие, не соответствующие современным потребностям бизнеса образовательные стандарты и учебные программы;

отсутствие целенаправленной деятельности по формированию у студентов коммуникативных навыков;

неоднородный и низкий уровень контроля за качеством подготовки выпускников со стороны вузов.

Указанные факторы тесно взаимосвязаны и изменить ситуацию возможно только при усилиях всех заинтересованных сторон: высшей школы, работодателей, органов государственной власти и самих учащихся. Образование входит в число безусловных национальных приоритетов во всех цивилизованных государствах. Очевидно, что оно должно соответствовать происходящим в мире изменениям в области технологий, социально-экономической и политической сферы, формирования нового типа мышления граждан XXI в. Если вплоть до середины минувшего столетия основную роль в формировании представлений о мире играло естествознание, то в настоящее время речь идет о том, что наука должна «повернуться лицом к человеку», приоритет отдается знаниям о человеке и обществе. «Физики» и «лирики», «гуманитарии» и «технари» - противопоставление постепенно уходит в прошлое, естественная и гуманитарная культуры взаимно обогащают друг друга, осознав целостность и хрупкость нашего мира, взаимозависимость различных процессов и явлений. Экономика современного мира, основанная на наукоемких технологиях, требует специалистов нового типа - с высоким интеллектуальным потенциалом. Назревает необходимость интеграции традиционных технологий образования с современными подходами и методологией, нацеленной на опережающее развитие, выработку у учащихся умения работать с информацией, коммуникативных навыков и инновационной активности, одним словом, той профессиональной компетентности, которая требуется от специалиста в новом, нестабильном и глобализирующемся мире.




М. А. Гордеева, Е. В. Давыдкин Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)


КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТЕРРИТОРИЙ Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций - „ПУТЬ НАВСТРЕЧУ“» (Екатеринбург, 17-18 мая 2012 г.)Часть 2 Направления: Проблемы и перспективы развития системы образования, Управление знаниями - подготовка инновационно-ориентированных кадров 14. Регулирование рынка труда, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Изобретательство и инновации': 74