В системе образования России в последние десятилетия происходят изменения, связанные с модернизацией обучения, важнейшим направлением модернизации является профили- зация. Одна из важнейших целей введения профильных классов на старшей ступени школы - приблизить друг к другу среднее общее и профессиональное образование. В идеале учащиеся должны выбирать профиль дальнейшего обучения еще в школе, а дальше продолжать его в профессиональном образовании.
Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Способен ли ученик самостоятельно определить профиль дальнейшего обучения или за него это должны сделать специалисты-психологи, педагоги? Реализация принципов гуманистической педагогики с неизбежностью подводит нас к выбору первого варианта ответа. Однако в реальности зачастую ученик сам не может определить профиль обучения в 10-11 классах. Данные статистики позволяют сделать вывод о том, что пока профильное обучение не в полной мере способствует построению оптимальной образовательной траектории учащихся и преемственности образовательных и профессиональных образовательных программ.
В какой степени эта форма обучения знакома педагогам? Видами профильной дифференциации являются профильные классы и классы, ориентированные на определенный вуз. Кроме того, к ним близки классы с углубленным изучением отдельных предметов. Общее для всех этих форм обучения - ориентация старшеклассников на развитие способностей к самостоятельному поиску знаний и их усвоению, на изучение определенных способов деятельности, характерных для профильных предметов или предметов, изучаемых углубленно.
Каким образом происходит выбор профиля школой? В «Концепции профильного обучения» предусматриваются следующие возможности. Школа может сохранить только общеобразовательные (универсальные) классы, т.е. остаться непрофильной, выбрать один профиль в зависимости от материально-технических условий, кадрового педагогического состава, предпочтений учащихся или стать монопрофильной. Фактически для школ поддерживать более двух профилей чрезвычайно трудно, поэтому большинство школ стоит перед альтернативой создания одного-двух профильных классов.
Основные проблемы связаны с определением самого профиля обучения. Ведь не секрет, что часто желания учащихся настолько разнородны, что набор даже одного класса затруднен. В этом случае можно использовать такие формы обучения, как классы гибкого состава, индивидуальные образовательные траектории учащихся, сетевую организацию.
На этом этапе профильное обучение не в полной мере способствует построению оптимальной образовательной траектории учащихся и преемственности образовательных и профессиональных образовательных программ. Среди важнейших причин неполной реализации потенциала профильного обучения можно выделить следующие: отсутствие необходимой системы профессиональной ориентации в основной школе; отсутствие альтернативных профилей классов в одной школе; «жесткость» системы
профильного обучения: изменение профиля обучения сопряжено с трудностями - необходимость перехода в другой класс, а часто и другую школу.
И самая главная проблема реализации профильного обучения, взаимосвязанная с названными выше - неспособность учащихся выбрать самостоятельно профиль обучения в соответствии со своими склонностями и способностями.
Анализ проблем профилизации обучения в старших классах позволяет наметить один из путей решения указанных проблем: введения в среднем звене дополнительных занятий, что бы каждый учащийся мог понять, какая область знаний ему близка, способен ли он более глубоко изучать науки или продолжить обучение в общеобразовательных классах. Так же небесполезным будет предоставление учащимся практики на предприятиях, непосредственно связанных с выбранным профилем, а на этапе пред профильной подготовки - экскурсии на предприятия и организации.
Система профильного обучения будет более эффективной тогда, когда она не будет вынуждать учащегося менять класс или даже школу, т.е. не будет рассматривать ученика лишь как потребителя образовательных услуг. Для этого необходимо «смягчить» деление профилей - предусмотреть в одном классе сразу несколько возможных профилей с помощью факультативов, курсов по выбору.
И. А. Волкова, Г. Ф. Трубина
Филиал Уральского государственного экономического университета (Нижний Тагил)
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТЕРРИТОРИЙ Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций - „ПУТЬ НАВСТРЕЧУ“» (Екатеринбург, 17-18 мая 2012 г.)Часть 2 Направления: Проблемы и перспективы развития системы образования, Управление знаниями - подготовка инновационно-ориентированных кадров 14. Регулирование рынка труда, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 9255