Одной из особенностей современного российского рынка образовательных услуг является всевозрастающая конкуренция высших учебных заведений за привлечение потенциальных студентов. Эта проблема наиболее остро стоит перед государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования, вынужденными вести конкурентную борьбу на два фронта: как с негосударственными коммерческими вузами, так и с многочисленными филиалами столичных вузов.
В этих условиях деятельность вузов приобретает черты предпринимательства, когда залогом успешной деятельности является грамотное построение стратегии и принятие стратегических решений, адекватных внутренним и внешним условиям функционирования вуза. В этом контексте тема разработки, формирования и продвижения бренда в сфере высшего образования является актуальной. Сегодня вузы действуют на двух рынках - рынке образовательных услуг, с одной стороны, и рынке труда - с другой, а вопрос о том, что же все-таки считать продуктом такой деятельности - выпускника или образовательную услугу, - является спорным.
Продукт вуза представляет собой комплекс различных товаров и услуг, включающий несколько элементов: собственно образовательные услуги; сопутствующие услуги (услуги гостеприимства, туризма и конференц-туризма, консалтинговые услуги, организационно-управленческие
услуги, рекрутинговые услуги, товары, сопровождающие и обеспечивающие процесс обучения).
Формирование бренда начинается с момента выхода вуза на рынок образовательных услуг, а его развитие является постоянным процессом, который увязывается с тактическими и стратегическими целями учебного заведения. Образ вуза появляется в сознании потребителей образовательных услуг, работодателей, общественности и т.п. посредством воздействия различных контактов как непосредственно с вузом и его сотрудниками, так и через рекламную продукцию, посещения выставок образовательных услуг, рынка вакансий, различных научно-практических конференций и семинаров по проблемам образования.
Понятие бренда вуза включает: само образовательное учреждение со всеми его характеристиками; характеристики, ожидания, ассоциации, воспринимаемые потребителем и приписываемые им образовательному учреждению (имидж вуза); информацию о потребителе; обещания каких- либо преимуществ, данные вузом потребителям.
Образовательные учреждения, в том числе и высшие учебные заведения, особенно нуждаются в разработке бренда из-за неопределенности и эмоциональной составляющей приобретения их образовательных услуг, необходимости формирования общественного мнения, репутации, доверия и положительного опыта. Бренд способствует снижению степени неопределенности при выборе вуза. Эта известность в значительной степени формируется непосредственным окружением потенциального потребителя, принимающего решение о выборе образовательной программы, его родителями, друзьями, его личным опытом. Поэтому коммуникации вуза должны направляться не только на абитуриентов, но и на студентов, поскольку последние, являясь носителями культуры высшего учебного заведения, переносят свое отношение во внешнюю среду.
Е. В. Бурытова
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТЕРРИТОРИЙ Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций - „ПУТЬ НАВСТРЕЧУ“» (Екатеринбург, 17-18 мая 2012 г.)Часть 2 Направления: Проблемы и перспективы развития системы образования, Управление знаниями - подготовка инновационно-ориентированных кадров 14. Регулирование рынка труда, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 1456