СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Непрерывное образование как средство преодоления дисбаланса спроса и предложения на рынке труда России

Обоснованная роль непрерывного образования в преодолении дисбаланса спроса и предложения на рынке труда, дан анализ состояния развития непрерывного образования в современной России. Сформулированы предложения по государственной политике в сфере непрерывного образования, включающие создание условия для деятельности участников образовательного процесса, их взаимодействия, активности, инициативы. Для нормативно-правового закрепления данной системы предложено разработать Концепцию непрерывного образования в Российской Федерации.

Одной из ключевых проблем российского рынка труда остается складывающий дисбаланс между спросом и предложением, выражающийся в несоответствии рабочих мест профессионально-квалификационной структуре рабочей силы. Данная проблема ведет к серьезным негативным последствиям как к экономическим - необеспеченности предприятий и организаций кадрами, приводящей к недостаточным темпам экономического развития, так и социальным - снижению потенциала граждан к трудоустройству, что угрожает падением доходов и безработицей.

Структурные диспропорции на рынке труда в значительной мере обусловлены проблемы одной их важнейших компонентов квалифицированной рабочей силы-системы переподготовки и повышения кадров, реализуемой в сфере дополнительного образования и самообразования как с отрывом, так и без отрыва от производства. Значение данной системы для современного рынка труда определяется рядом обстоятельств.

Во-первых, при современном уровне научно-технического прогресса знания, полученные работником во время учебы в молодости, устаревают с очень большой скоростью. По некоторым оценкам, в настоящее время цикл обновления знаний составляет примерно 3-5 лет. Для того чтобы обеспечивать функционирование и развитие «экономики знаний», работники должны периодически получать соответствующее ее требованиям дополнительное образование.

Во-вторых, старение трудовых ресурсов, как одна из тенденций современных демографических процессов, усиливает в количественном плане дисбаланс между спросом работодателя на квалифицированные кадры и предложением труда «носителей устаревших знаний», которые зачастую не могут использовать в работе современные технические средства.

Несмотря на рассмотренное выше значение дополнительного образования, состояние его развития в России расценивается экспертами как неудовлетворительное. В подтверждение данной оценки далее приведены следующие аргументы.

Во-первых, за годы рыночных реформ была в значительной степени разрушена существовавшая в СССР масштабная система повышения квалификации трудящихся, состоящая из индивидуально-бригадного обучения на производстве, различного рода краткосрочных курсов, обучения в институтах повышения квалификации, на вечерних и заочных отделениях образовательных учреждений. Сейчас на большинстве предприятий и в организациях уже не ведется такой массовой подготовки персонала. Из прежней, советской системы сохранились отдельные элементы: повышение квалификации и переподготовка государственных служащих, работников образования, увольняемых, а запас военных.

Во-вторых, работники старших возрастов явно не склонны самостоятельно инвестировать в дополнительное образование.

Данное обстоятельство во многом объясняется ожиданиями, что по сохранившейся с советских времен традиции подобные инвестиции должны осуществить государство или работодатель, а также укоренившимся в обществе представлением об образовании как процессе обучения в школе и вузе. Кроме того, существенными проблемами остаются отсутствие равного доступа граждан к образованию, нехватка времени у взрослого населения, недостаточная информация и мотивация для дополнительного образования.

В-третьих, Россия далека от реализации концепции обучения на протяжении всей жизни. Это дает основание утверждать, что в современной России действует не принцип «образование через всю жизнь», а принцип «образование на всю жизнь», что уже гарантирует социальной защищенности работника, не отвечает запросам современного рынка, требованиями развития общества знаний.

Таким образом, для развития системы непрерывного образования в России государству целесообразно предпринять комплекс специальных мероприятий. В целях нормативно-правового обеспечения разработки и реализации таких мероприятий, учитывая их масштабный характер необходимо на федеральном уровне разработать и принять Концепцию непрерывного образования в Российской Федерации. В этом документе следует определить цели задачи непрерывного образования, сформулировать рекомендации по приведению различных форм непрерывного образования в правовое поле, приоритетные направления непрерывного образования.

При разработке проекта Концепции непрерывного образования в Российской Федерации целесообразно интегрировать большой международный опыт, а области непрерывного образования, отечественные наработки в этой сфере. Заметим, что принятие специальных правовых актов, регулирующих сферу непрерывного образования, не будет являться новацией. Таким образом, непрерывное образование может стать средством преодоления дисбаланса спроса и предложения на российском рынке труда только в случае повсеместного внедрения, а практику принципа «образование через всю жизнь». Для внедрения этого принципа государству необходимо сформулировать адекватное потребностям образовательного сообщества правовое поле, обеспечивающее реализацию конституционного права граждан на образование и создающее условия для увеличения многообразия форм образовательной деятельности, а также проводить информационную политику, нацеливающую граждан на повышение квалификации .




О. С. Булыгина, Е. Н. Ялунина Филиал Уральского государственного экономического университета (Нижний Тагил)


КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТЕРРИТОРИЙ Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций - „ПУТЬ НАВСТРЕЧУ“» (Екатеринбург, 17-18 мая 2012 г.)Часть 2 Направления: Проблемы и перспективы развития системы образования, Управление знаниями - подготовка инновационно-ориентированных кадров 14. Регулирование рынка труда, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601