СТАТЬИ АРБИР
 

  2025

  Январь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Факторы конкурентоспособности вуза

В условиях динамичной, изменчивой, нестабильной внешней среды для формирования конкурентных преимуществ, позволяющих организации эффективно функционировать в долгосрочной перспективе, необходимо стратегическое управление. Эффективное стратегическое управление вузом, должно реализовываться путем проведения своевременных изменений, как в его внутренней среде, так и во внешней. Тем самым, вуз должен целенаправленно изменять себя и свою окружающую среду, активно формировать общественное мнение и создавать новые конкурентные преимущества.

Классификация факторов конкурентоспособности организации на внутренние и внешние в работе Н.С. Яшина является наиболее оптимальной с позиций системного подхода. Система обеспечения конкурентоспособности включает две группы компонентов: с одной стороны, внешнее окружение - вход, выход системы, связи с внешней средой, обратная связь, с другой стороны - внутренняя структура .

К внутренним факторам, обеспечивающим конкурентоспособность вуза, относят потенциал маркетинговых служб, финансово-экономический, кадровый, экологический потенциал; эффективность рекламы; уровень материально-технического обеспечения. Другими словами, внутренние факторы - это возможности самого предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности.

Внешние факторы не поддаются воздействию со стороны предприятия, но требуют обязательного учета в оценке его конкурентоспособности и в выборе конкурентной стратегии предприятия. Стратегия предприятия и заключается в том, чтобы на основе анализа факторов внешней среды и составляющих своего конкурентного потенциала преобразовать его в реальные конкурентные преимущества в виде конкурентоспособной продукции. Под внешними факторами понимают:

меры государственного воздействия как экономического: налоговая; финансово-кредитная политика, включая различные государственные и межгосударственные дотации и субсидии; участие в международном разделении труда, разработке и финансировании национальных программ; правовая защита интересов потребителя;

факторами конкурентоспособности выступают основные характеристики самого рынка деятельности данного учреждения; его тип и емкость; наличие и возможности конкурентов; обеспеченность, состав и структура трудовых ресурсов;

внешние факторы, к которым относят деятельность общественных и негосударственных институтов;

и наконец, факторы, связанные с деятельностью политических партий, движений, блоков, формирующих социально-политическую обстановку в стране.

В числе ведущих факторов повышения национальной конкурентоспособности, по мнению, М.И. Гельвановского, выступают промышленная политика, национальное законодательство, обеспечивающее благоприятную среду для развития конкурентоспособных производств, высокая степень внешней политической независимости и безопасности, внутренняя политическая и социальная стабильность . Достижение же этих приоритетов возможно только при эффективном кадровом обеспечении всех сфер экономической деятельности и высоком качестве высшего профессионального образования в стране. Указанные факторы могут и сами влиять на рост или падение конкурентоспособности вузов в стране, так как при не развитом реальном секторе экономики спрос на кадры высокой категории падает, а дальнейшее ухудшение экономической ситуации приводит к снижению финансирования вузов и падению их общественного статуса.

Факторы макросреды для всех вузов страны едины, но у каждого региона и даже отдельного вуза действует свой «набор» факторов. От воздействия внешних факторов зависит эффективность функционирования вуза, особенно государственного; в свою очередь конкурентоспособность последнего отражается на уровне развития региона и страны в целом. Взаимодействие высшей школы с внешней средой необходимо рассматривать на трех уровнях: мегасреда (мировое пространство, демографические, технологические, правовые, природные и информационные факторы), макросреда (национально-экономические, экономические, нормативно-правовые факторы) и микросреда (рынок образования, социальные, структурные, организационные) .

Существенные изменения происходят в настоящее время в мегасреде: в мировом экономическом пространстве идут процессы глобализации и интеграции национальных экономик, что предъявляет определенные требования к содержанию подготовки будущих специалистов. Факторы макросреды едины для всех вузов страны, а микросреда у каждого региона своя . Все эти факторы могут, как повышать, так и снижать конкурентоспособность вуза. Так как внешняя среда оказывает значительное влияние на образовательный процесс, необходимы постоянный ее мониторинг и поиск методов адаптации к ее изменениям. Внутренняя среда также подвержена изменениям, она определяет потенциал вуза в области качества образовательных услуг и должна гибко реагировать на изменения внешней среды. К факторам внутренней среды, характеризующим конкурентоспособность вуза относятся следующие группы факторов: финансово-экономические, маркетинговые, материально-технические, кадровые и конкурентоспособность вупускников. Содержание обучения задают государственные образовательные стандарты, а также профессиональнообразовательные программы, разработанные вузом.

Непосредственное влияние на качество образовательных услуг оказывают методы и средства обучения. Ядром вуза, определяющим качество обучения, является кадровый потенциал, от уровня профессионализма преподавателей, от их владения современными методами и средствами обучения, а также от уровня их мотивированности и склонности к инновационной деятельности зависит качество образовательных услуг. Материальнотехнический потенциал не менее важен: не бывает технологий без средств обучения, а имидж вуза тесно связан с его материальной базой и внешними проявлениями статуса вуза. Важное значение играет также информационный потенциал вуза, включающий как все средства информационной поддержки его деятельности и компьютерную базу, так и те информационные ресурсы, которыми располагает вуз. Также существенное значение имеет инновационный потенциал вуза, т. е. его склонности и способности к реализации инновационных проектов, развитию новых технологий и разработке новых подходов, а также, включению результатов инновационной деятельности в учебный процесс. Финансовый потенциал влияет на качество кадрового, материально-технического, инновационного и информационного потенциала, он формируется за счет собственных источников (привлеченных ресурсов, как за счет платной образовательной деятельности, так и за счет дополнительных проектов, осуществляемых вузом) и финансовых ресурсов, получаемых от государства .

Предложенная Г.Р. Куцевом структура факторов конкурентоспособности, в соответствии с авторскими взглядами, была дополнена такими немаловажными факторами, как информационная среда и инновационность вуза, которые определяют: многовариантность форм оказания образовательных услуг (по длительности обучения, формированию учебных планов и программ, формам и методам обучения); наличие современных форм контроля знаний; оригинальность программ обучения; ориентацию на определенный сегмент потребителей и прочее.




Д. А. Бончукова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург)


КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТЕРРИТОРИЙ Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций - „ПУТЬ НАВСТРЕЧУ“» (Екатеринбург, 17-18 мая 2012 г.)Часть 2 Направления: Проблемы и перспективы развития системы образования, Управление знаниями - подготовка инновационно-ориентированных кадров 14. Регулирование рынка труда, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601