СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Повышение эффективности образовательного процесса посредством применения экспериментальных технологий

В современных условиях перехода экономики России на новый, инновационный путь развития, особое значение приобретает образовательный процесс. Именно образование закладывает основу эффективной инновационной и научной деятельности. Поэтому для формирования устойчивой и стабильной экономики одним из ключевых факторов является эффективный образовательный процесс.

Одним из важнейших направлений образования является общее («школьное») образование, поскольку именно оно является базой для дальнейшего профессионального образования. Сегодня особую актуальность приобретает инженерное образование, поэтому образовательный процесс в школах также ориентирован на усиление технических и математических дисциплин (математика, физика, химия и т.д.). Однако сложившаяся система образования по данным дисциплинам (особенно по физике) не в полной мере отвечает современным требования. В процессе обучения физике можно выделить следующие основные проблемы:

несовершенство учебно-методического обеспечения; устаревшая материально-техническая база (далеко не во всех школах имеется достаточное количество лабораторий и лабораторного оборудования и зачастую оно является устаревшим);

недостаточное использование экспериментально-лабораторных методов при проведении занятий;

недостаточная ориентированность процесса обучения на развитие научной и исследовательской деятельности.

Технические дисциплины (в частности физика) являются теми дисциплинами, которые имеют потенциал для активизации и развития научной и инновационной деятельности, однако для этого необходимо совершенствовать сам образовательный процесс. Для повышения качества образования технических дисциплин (особенно физики) необходимо использовать современные технологии и методы. Одним из таких методов является решение экспериментальных задач. Использование данного метода позволит вывести школьное физическое образование на уровень поискового, связанного с познавательной деятельностью учащихся, при которой они не только изучают, но и активно применяют самодельное, типовое и новое оборудование к решению учебных проблем, поставленных на основе использования возможностей современной образовательной среды. При этом активность учащихся одновременно направлена не только на усвоение и применение конкретных программных знаний, но и на понимание и применение основ методологии научного познания.

Решение экспериментальных задач в физике - одна из наиболее перспективных образовательных технологий, так как для научного познания в физике характерна высокая степень сбалансированности качественного и количественного описания изучаемых объектов. Решение различных задач - наиболее естественный процесс, способствующий интеллектуальному развитию. В процессе обучения физике необходимо формировать у учащихся основы как экспериментального, так и теоретического методов познания. Являясь моделью экспериментального метода исследования, экспериментальная задача решает эту проблему, так как в ней можно выделить методологические знания и умения, характерные не только для экспериментального, но и для теоретического метода. В процессе решения экспериментальных задач учащиеся приобретают как индивидуальный, так и коллективный опыт работы по изучению реальных природных и технических систем при непосредственном и самостоятельном контакте с ними. При этом в познавательной деятельности учащихся по решению экспериментальных физических задач развиваются личные качества, формируются основы научной, инновационной и творческой деятельности. Систематическое использование экспериментальных задач в обучении физике позволяет развивать исследовательскую направленность образования.

При решении экспериментальных задач становятся востребованными не только знания научных фактов, законов и теорий, отраженных в образовательных стандартах и программах по физике, но и уверенное владение методами научного познания и основами научного мышления. Учащиеся усваивают в конкретной деятельности наблюдение, эксперимент, сбор, обработку и классификацию данных наблюдений и экспериментов, умение работать со справочными материалами, литературными источниками, прогнозирование, моделирование физических явлений и др. Практическое применение этих методов в процессе решения экспериментальных задач приводит не только к получению планируемых образовательных результатов, но и способствует активизации учебного познания и накоплению учащимися опыта самостоятельной и творческой поисковой деятельности.

Доля успешной реализации метода эспериментальных задач необходимо совместно с учащимися подбирать и составлять интересные экспериментальные физические задачи; грамотно организовать процесс обучения их решению, в котором от деятельности каждого конкретного ученика будет зависеть успех поисковой деятельности как самого конкретного ученика и отдельных его одноклассников, так и класса в целом. В развитии метода экспериментальных физических задач прототипом и необходимым этапом является развитие научного мышления обучаемых, отражающее наиболее характерные элементы научного мышления физиков-исследователей.

Один из методов обучения и научного познания в преподавании физики (один из методов реализации экспериментальных задач) - физический эксперимент, который является источником знаний, критерием достоверности физических закономерностей, позволяет развивать мышление, наблюдательность, творческое воображение у учащихся, формирует практические умения, позволяет овладевать навыками применения тех или иных физических закономерностей.

Таким образом, на современном этапе одним из важнейших факторов эффективного развития инновационной деятельности в России является совершенствование образовательного процесса по инженерно-техническим дисциплинам. При этом особую роль играет совершенствование данного процесса на начальном (школьном) уровне. Одним из методов решения данной проблемы является использование метода решения экспериментальных задач. Во внедрении данного метода должны принимать активное участие как педагоги, так и учащиеся. Также необходимую законодательную поддержку в данном направлении должно оказать государство.




Л. Э. Анкудинова Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург)


КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТЕРРИТОРИЙ Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций - „ПУТЬ НАВСТРЕЧУ“» (Екатеринбург, 17-18 мая 2012 г.)Часть 2 Направления: Проблемы и перспективы развития системы образования, Управление знаниями - подготовка инновационно-ориентированных кадров 14. Регулирование рынка труда, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601