Любое предприятие торговли ставит перед собой определенные цели. Цели находят отражение в планах предприятия. Процесс же разработки планов и составляет планирование.
Итак, процесс планирования - это формирование целей, определение приоритетов и методов достижения. А что же такое концепция предприятия и существует ли связь между этими понятиями.
Концепция торгового предприятия - это видение компании, основанное на смысле деятельности и ценностях, определяющие цели и пути развития, служащие для принятия решений для всех сотрудников.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что концепция и планирование тесно связанны между собой и не могут существовать отдельно друг от друга, в противном случае - это крайне неэффективное предприятие, так как оно не знает с какой целью оно работает и как использовать рационально ресурсы и повысить эффективность их использования.
Для успешной же работы торговому предприятию, в первую очередь, необходимо изучить рынок товаров и услуг, на котором оно планирует развивать сою деятельность, поставить перед собой цели и разработать концепцию. Только после это можно приступать к планированию. Без постановки целей и создание концепции осуществление процесса планирования невозможно. Только зная то, для чего создается предприятие и на что будет ориентирована его деятельность можно формировать методы достижения целей, определять порядок выполнения действий.
Взаимосвязь двух экономических понятий - концепция и планирование можно проиллюстрировать на конкретном примере в городе Екатеринбурге, торговом предприятии - гипермаркете Ашан.
В Екатеринбурге вращается огромная доля денежных средств всего региона. По товарообороту она уступает лишь обеим столицам. Оборот розничной торговли, в том числе пищевые продукты, включая напитки, и табачные изделия и непродовольственные товары составил в 2011 г. 646 016 млн р. Доля Свердловской области в обороте торговли Российской Федерации постоянно растет.
Концепция одного из крупнейших гипермаркетов Екатеринбурга - Ашана такова:
быть смелым коммерсантом;
формировать отличия;
ускорить развитие.
На основе поставленных целей и разработанной концепции руководство гипермаркета планирует свою дальнейшую деятельность, разрабатывает пути достижения этих целей и задач.
Быть смелым коммерсантом - это значит быть лидером во всем. Для этого необходимо рационально использовать ресурсы, использовать инновации: современное оборудование, программное обеспечение; изучать современные тенденции развития рынка, оптимизировать издержки, увеличивать товарооборот.
Формировать отличия. Главное отличие гипермаркета Ашан - это продажи по низким ценам, формирование широкого ассортимента, большой формат, высококвалифицированный доброжелательный персонал. Планирование рассматривает как этого достичь. Это и эффективная закупочная деятельность, работа с надежными поставщиками, и собственное производство а также его расширение, и сезонные акции и скидки, и широкий ассортимент как продовольственных товаров так и непродовольственных и т.д. Что касается персонала - это постоянное обучение и тренинги, повышение квалификации и карьерный рост.
Ускорять развитие. Развитие возможно благодаря выходу на новые рынки, созданию новых торговых площадей, развитие и совершенствование на прежних торговых площадях, развитие on-line торговли.
Как реализуется данная концепция можно проанализировав деятельность гипермаркета на основе оперативных статистических данных - основных показателях деятельности гипермаркета Ашан в 2008-2010 гг. и сделать вывод на сколько правильно была выбрана концепция и на сколько грамотно была спланирована деятельность данного торгового предприятия (см. таблицу)
Анализ основных показателей гипермаркета «Ашан» за 2008-2010 гг.
Показатели 2008 2009 2010 Отклонение 2009 от 2010 Темп изменения 2010 к 2009 %
Товарооборот, млн р. 7 173 082 7 906 452 8319 545 413 093 105,2
Количество покупателей, тыс. чел. 5 950 6 215 6 483 268 104,3
Количество проданных товаров, шт. 156 239 165 720 174 883 9 163 105,5
Средняя стоимость 1 ед. товара, р. 46 47,7 47,6 -0,1 99,8
Средний чек, р. 1 205 1 272,2 1 283,3 11,1 100,9
В целом наблюдается тенденция развития данного гипермаркета. С увеличением товарооборота увеличилось и количество проданных единиц товара. Количество покупателей также увеличилось. Это свидетельствует о том, что пропускная способность гипермаркета стала выше. В свою очередь это говорит об эффективной работе узлов расчета.
Еще один важный показатель эффективной работы магазина - средний чек. Наблюдается темп роста данного показателя, что безусловно положительно сказывается на объем товарооборота, а следовательно и на прибыль. При этом средняя стоимость 1 единицы товара уменьшилась. Это свидетельствует о стратегии низких издержек, которую использует гипермаркет Ашан в своей деятельности, то есть за счет увеличения объема товарооборота снижаются единичные издержки, тем самым Ашан обеспечивает себе конкурентоспособные преимущества.
Таким образом, можно сделать общий вывод о том, что руководство гипермаркета Ашана, ориентируясь на цели и концепцию, правильно планирует свою деятельность и тем самым добивается высоких результатов (увеличение товарооборота, сокращение издержек и т.д.).
В условиях рыночной конкуренции предприятиям торговли необходимо адаптироваться к постоянно меняющимся условиям, потребностям, необходимо учитывать как внешние так и внутренние факторы. Планированию необходимо уделять особую роль.
Разработка концепции является также ключевым моментам в деятельности предприятия, так как именно она определяет цели и пути развития, служащие для принятия решений. Поэтому благодаря правильно разработанной концепции и рациональному планированию можно добиться высоких результатов, быть конкурентоспособным, развиваться, выходить на новые уровни.
Н. В. Ярушева, В. В. Тарасова
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций - ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» (Екатеринбург, 17-18 мая 2012 г.) Часть 1 Направление 4. Мировая и национальная экономика: особенности и тенденции развития. Екатеринбург, Издательство Уральского государственного экономического университета, 2012.
Количество показов: 1265