СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Международная экономическая интеграция в Российской Федерации: проблемы и пути решения

Одним из ключевых процессов развития мировой экономики на грани ХХ-ХХ1 вв. является прогрессирующая экономическая интеграция, т.е. качественно новый этап в развитии интернационализации хозяйственной жизни. Международная экономическая интеграция - сближение и взаимоприспособление национальных экономик, включение их в единый воспроизводственный процесс в интернациональных масштабах. Международная экономическая интеграция - это достаточно высокая, эффективная и перспективная ступень развития мировой экономики, качественно новый и более сложный этап интернационализации хозяйственных связей. Следовательно, экономическую интеграцию можно представить как процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый межгосударственными органами .

Экономическая интеграция, в частности, выражается в: сотрудничестве между национальными хозяйствами разных стран и полной или частичной их унификации; ликвидации барьеров в движении товаров, услуг, капитала, рабочей силы между этими странами; сближении рынков каждой из отдельных стран с целью образования одного единого (общего) рынка; стирании различий между экономическими субъектами, относящимися к разным государствам; отсутствии той или иной формы дискриминации иностранных партнеров в каждой из национальных экономик.

К выгодам, которые государства извлекают для себя в процессе интеграции относят:

использование преимуществ экономики масштаба. Экономическая интеграция с другими странами и регионами позволяет обеспечить расширение размеров рынка, сокращение транзакционных издержек и извлечение других преимуществ на основе теории экономики масштаба. Это, в свою очередь, позволит привлечь прямые иностранные инвестиции, которые с большей охотой приходят на рынки значительных размеров, на которых имеет смысл создавать самостоятельные производства, удовлетворяющие их потребности;

создание благоприятной внешнеполитической среды. Важнейшей целью большинства интеграционных объединений является укрепление взаимопонимания и сотрудничества участвующих стран в политической, военной, социальной, культурной и других неэкономических об- ластях ;

поддержка молодых отраслей национальной промышленности. В современном мире интеграционное объединение нередко рассматривается как способ поддержать местных производителей, для которых возникает более широкий региональный рынок;

решение задач торговой политики. Региональная интеграция нередко рассматривается как способ укрепить переговорные позиции участвующих стран в рамках многосторонних торговых переговоров в ВТО. Считается, что согласованные выступления от лица блока стран более весомы и ведут к более желательным последствиям в области торговой политики;

содействие структурной перестройке экономики. Подключение стран, создающих рыночную экономику или осуществляющих глубокие экономические реформы, к региональным торговым соглашениям стран с более высоким уровнем рыночного развития рассматривается как важнейший канал передачи рыночного опыта, гарантия неизменности избранного курса на рынок. Более развитые страны, подключая своих соседей к процессам интеграции, также заинтересованы в ускорении их рыночных реформ и создании там полноценных и емких рынков .

В последние годы Российская Федерация все активнее принимает участие в процессах интернационализации экономики, что во многом связано с тем, что мировое сообщество научилось видеть в современной России полноправного партнера. Увеличение открытости экономики России привело к росту объемов иностранных инвестиций, росту рейтингов финансовой устойчивости и снижению показателей рисков для иностранных инвесторов. При всем этом, однако, по сравнению со многими странами мира, уровень развития интеграционных процессов в экономике Российской Федерации до сих пор остается достаточно невысоким, что не позволяет нашей стране в полной мере пользоваться теми преимуществами, которые способна дать международная экономическая интеграция . В этой сфере существует целый ряд проблем, который мы бы хотели рассмотреть.

Итак, к основным негативным факторам, препятствующим развитию интеграционных процессов в экономике России, следует отнести:

недостаточный уровень внутренней интеграции национальной экономики. Ни одно государство федеративного устройства не может рассчитывать на эффективную экономическую интеграцию с другими странами при условии, что внутри страны еще не достигнут достаточный уровень экономической интеграции. В случае с Россией это выражается в чрезвычайно неравномерном развитии экономик регионов страны (а это большой разрыв в уровне жизни населения и развития производительных сил), а также в низком уровне межрегионального экономического сотрудничества. Подавляющее большинство мелких и средних предприятий работают лишь на внутренний рынок региона, без установления деловых контактов за его пределами.

отсутствие единой государственной системы оценки развития интеграционных процессов в национальной экономике, а также в экономиках субъектов Российской Федерации. Задача оценки уровня развития интеграционных процессов является достаточно сложной для решения, поскольку невозможно дать объективную количественную оценку данного показателя, что объясняется многофакторным характером данных процессов. При этом органам государственной власти все же очень важно уметь оценивать уровень развития экономической интеграции, поскольку это значительно облегчает мониторинг интеграционных процессов и позволяет проводить более успешную внешнеэкономическую политику. На сегодня большинство регионов РФ вообще не имеют подобных систем оценки, а те, что имеют, используют различные методики расчета интегрального показателя оценки, что делает их результаты несопоставимыми;

слабо развитая инфраструктура, в особенности неудовлетворительное состояние транспортных систем. Эффективность процесса международной экономической интеграции во многом зависит от уровня развития инфраструктуры в интегрирующих странах. В России он оставляет желать лучшего - состояние транспортных систем в целом неудовлетворительно, отдельные участки федеральных автомобильных дорог непригодны для осуществления перевозок. При этом также низким остается уровень развития информационной инфраструктуры в регионах России;

исторически сложившаяся роль России как безусловного лидера на постсоветском пространстве, что зачастую мешает руководству страны адекватно воспринимать своих партнеров из стран СНГ. Экономическая интеграция в подавляющем большинстве случаев предполагает равноправное партнерство, построенное на взаимовыгодном сотрудничестве, которое предполагает, что стороны учитывают интересы друг друга. Руководство же Российской Федерации зачастую не желает идти на уступки, привыкнув к роли безусловного лидера, способного диктовать свои условия. В частности, именно этот фактор значительно тормозит сотрудничество России и Белоруссии .

Рассмотрев основные проблемы в сфере развития интеграционных процессов в экономике Российской Федерации, мы переходим к разработке путей выхода из сложившейся ситуации для повышения эффективности процесса экономической интеграции. По нашему мнению, данные проблемы можно решить путем проведения следующего комплекса мероприятий.

Во-первых, необходимо совершенствование региональной политики, при этом стимулирование развития международных и межрегиональных процессов интеграции на федеральном уровне должно преследовать цель равновесного развития регионов.

Во-вторых, рациональной представляется разработка единой системы оценки уровня развития интеграционных процессов в национальной экономике и в экономиках субъектов РФ. Данный шаг позволит значительно облегчить задачу мониторинга процесса международной интеграции, откроет новые возможности для планирования мероприятий по развитию интеграционных процессов и контроля их исполнения.

Далее, государству стоит уделить больше внимания развитию транспортной и информационной инфраструктуры в регионах России, стоит выделять большие средства, одновременно ужесточая контроль их целевого расходования. Также в данной сфере целесообразным является разработка проектов на основе государственно-частного партнерства. Выгоду от этого получает как государство - от увеличения налоговых поступлений, так и бизнес - за счет снижения расходов и выхода на новые рынки сбыта.

И, наконец, руководству страны стоит сформировать несколько иное понимание процессов экономической интеграции со странами СНГ, уделять большее внимание потребностям своих партнеров и, возможно, чаще идти на компромисс, не диктуя свои условия напрямую. Это позволит укрепить экономические и политические связи на постсоветском пространстве и улучшить имидж Российской Федерации на международной арене.

В результате реализации предложенного комплекса мероприятий, Россия должна преодолеть основные препятствия, мешающие ей в полной мере использовать тот огромный экономический потенциал, который предлагает международная экономическая интеграция. В свою очередь, развитие интеграционных процессов в Российской Федерации должно дать мощный толчок развитию национальной экономики в целом.




Н. С. Юртина, Е. А. Ляшенко Филиал Уральского государственного экономического университета (Березники)


Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций - ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» (Екатеринбург, 17-18 мая 2012 г.) Часть 1 Направление 4. Мировая и национальная экономика: особенности и тенденции развития. Екатеринбург, Издательство Уральского государственного экономического университета, 2012.



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Прогнозирование и оптимизация': 141