Что такое «ресурсное проклятие»? Каковы причины его возникновения? Какую связь имеет «ресурсное проклятие» с «голландской болезнью»? Каковы механизмы воздействия «ресурсного проклятия» на экономический рост? Какие меры помогут решить эту проблему? На эти вопросы мы попытаемся ответить в настоящей статье.
Термин «ресурсное проклятие» (natural resource curse) в первые был введен Аути и обозначал снижение уровня жизни в странах, богатых нефтяными ресурсами в период 1970-1980 гг.
В настоящее время проблема «ресурсного проклятия» существует в экономике многих стран, богатых природными ресурсами. Однако, в некоторых странах, несмотря на ресурсное изобилие, снижение темпов экономического роста не наблюдается. Так, Мэлюм, Моэне и Торвик разделяют страны на три группы: 1) страны, имеющие природные ресурсы в изобилии, но в то же самое время испытывающие экономический рост (Нигерия, Ангола, Саудовская Аравия); 2) страны, не обеспеченные природными ресурсами и испытывающие экономический рост (Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур); 3) страны, в которых природные ресурсы имеются в изобилии, но нет экономического роста (Боцвана, Канада, Австралия) .
К третьей группе стран можно отнести и Россию. К основным признакам «ресурсного проклятия» в России относят: 1) ограничение свободы слова; 2) усиление авторитарных тенденций; 3) высокий уровень коррупции; 4) снижение уровня квалификации трудовых ресурсов ; 5) сосредоточенность рабочей силы в добывающей промышленности ; 6) профицит бюджета; 7) относительно низкая инфляция; 8) заниженные внутренние цены на топливо; 9) завышенный валютный курс .
В чем же причина такого парадокса? Большинство авторов сходятся во мнении, что причина - в плохом качестве институтов в странах, имеющих проблему «ресурсного проклятия». Это отмечают К. Сонин и С. Гуриев, приводя в пример Норвегию - страну с качественными политическими институтами. Доходы от экспорта нефти Норвегия использовала на увеличение расходов на образование и создание Стабилизационного фонда .
Робинсон утверждает, что ресурсный бум в значительной степени зависит от качества политических институтов и, в частности, от количества клиентов, обслуживаемых в общественном секторе . Сала-и-Мартин и Субраманиан, исследовав ситуацию в Нигерии, пришли к выводу, что
3
«ресурсное проклятие» имеет место лишь для минеральных ресурсов .
К.Бруншвейлер рассматривает гипотезу косвенного влияния некачественных институтов на экономический рост. Изобилие природных ресурсов порождает рентооориетированное поведение и коррупцию, что в свою очередь приводит к снижению качества правительства, а значит, и экономических показателей . Иными словами, индикатором качества институтов является эффективность правительства. Однако, регрессионный анализ, проведенный К. Бруншвейлер, не смог подтвердить данную гипотезу. Автор пришел к выводу, что влияние ресурсного изобилия на институты не значимо и даже положительно.
В. Полтерович, В. Попов и А. Тонис выделяют идею «условного проклятия». По их мнению, при плохих институтах изобилие ресурсов отрицательно влияет на благосостояние, а при хороших - положительно .
К причинам возможного ухудшения институтов В.Полтерович,
В.Попов и А.Тонис относят следующие : 1) обилие ресурсов создает стимулы к извлечению ренты, которые реализуются при плохих институтах, еще более ухудшая их; 2) отток трудовых ресурсов и капитала в добывающие отрасли приводит к замедлению развития высокотехнологичных отраслей экономики, а значит, к замедлению совершенствования человеческого капитала. В свою очередь, низкий уровень человеческого капитала препятствует улучшению качества институтов; 3) высокие доходы от экспорта сырья могут уменьшить стимулы правительства к совершенствованию институтов.
Несмотря на то, что доходы от природных ресурсов позволяют повысить темпы роста за счет финансирования накопления капитала и создания стимулов для привлечения частных инвестиций, особенно в сектор природных ресурсов , повышение доходов будет наблюдаться лишь в краткосрочном периоде. В долгосрочной перспективе страны будут испытывать снижение темпов роста доходов.
Посредством чего ресурсное изобилие влияет на экономический
рост?
Гифасон и Зоега полагают, что ресурсное изобилие порождает имущественное неравенство, которое, в свою очередь, прямо или косвенно воздействует на экономический рост. Имущественное неравенство влияет на экономический рост через экономическую политику: налоги, трансферты и расходы на образование .
Кроме того, изобилие ресурсов негативно отражается на ВВП, тем самым снижая темпы экономического роста. Согласно исследованиям, проведенным Саксом, ВВП в странах, богатых природными ресурсами ниже, чем в странах, в которых они отсутствуют . Кроме того, ресурсный подъем приводит к деиндустриализации в стране .
Что же касается феномена «голландской болезни», то по определению Сакса, его суть заключается в том, что изобилие ресурсов в целом или отдельные ресурсные бумы отвлекают ресурсы из секторов экономики, производящих положительные экстерналии. Сакс отмечает, что «голландская болезнь» является своеобразным каналом негативного влияния ресурсного изобилия на экономический рост в стране. «Голландская болезнь» характеризуется высокими темпами роста сектора услуг и стагнацией обрабатывающей промышленности, низкими объемами экспорта промышленной продукции . Иными словами, как точно определили это понятие В. Корден и Дж. Ниари, «голландская болезнь» - это сосуществование резко растущего и отстающего секторов в экономике .
Гуриев С. и Сонин К. полагают, что «голландская болезнь» может усилить экономическую волатильность. Высокие цены на сырье вызывают экономический бум, который сменяется спадом при последующем снижении цен .
Кроме «голландской болезни», Сакс выделяет следующие негативные каналы влияния ресурсного подъема на экономический рост: 1) политическая нестабильность; 2) издержки, связанные с высокой волатильностью доходов от экспорта (в сочетании с неполнотой финансовых и страховых рынков) .
В России, например, цены на нефть существенно влияют на федеральный бюджет, ВВП в реальном выражении, а также на курс рубля. Поэтому проблема «ресурсного проклятия» в России довольна значительна .
К основным методам решения проблемы «ресурсного проклятия» относят: 1) разработку стратегий экономической диверсификации; 2) совершенствование институтов ; 3) сдерживание роста ресурсного сектора с целью предотвращения оттока физического и человеческого капитала из высокотехнологичных отраслей .
В условиях российской специфики можно выделить дополнительно следующие меры :
институциональные реформы должны быть направлены на снижение административных барьеров для создания и регистрации малых и средних предприятий, защиту прав собственности;
обеспечение политической стабильности, необратимости рыночных реформ и итогов приватизации.
улучшение инвестиционного климата, привлечение прямых иностранных инвестиций;
гибкая таможенная политика, направленная на стимулирование ввоза в Россию инвестиционных, а не потребительских товаров, на создание производств на территории России;
совершенствование финансовой системы и банковского сектора для создания условий для диверсификации экономики.
Итак, ресурсное изобилие негативно влияет на экономический рост лишь в странах с плохими институтами, порождая проблему «ресурсного проклятия». «Голландская болезнь», политическая нестабильность, имущественное неравенство, зависимость основных макроэкономических показателей от экспортной выручки усугубляют проблему «ресурсного проклятия». Решение данной проблемы заключается в совершенствовании институтов, финансовой системы в целом, грамотной разработке денежнокредитной политики и диверсификации экономики.
А. Д. Штина
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (Екатеринбург)
Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций - ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» (Екатеринбург, 17-18 мая 2012 г.) Часть 1 Направление 4. Мировая и национальная экономика: особенности и тенденции развития. Екатеринбург, Издательство Уральского государственного экономического университета, 2012.
Количество показов: 14008