СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Проблемы эффективности антикризисной политики ЕС и России

В современном мире происходят непростые глобальные экономические и политические процессы: нарастает угроза второй волны кризиса, грозящегокрахом мировой финансовой системе, на мировой политической арене зреют опасные конфликты. На сегодняшний день реалии таковы: борьба за ресурсы нарастает, а внешняя политика государств становится ожесточеннее. Становится актуальным изучение эффективности мер антикризисной политики в ЕС, за сложными политическим и экономическим состоянием которого мы сегодня наблюдаем, необходимо выявить специфику антикризисной политики России, понять, что нам надо предпринять, чтобы предотвратить кризис в стране и защитить ее на мировой арене.

Прежде всего, необходимо указать на характерные особенности прошедшего кризиса. Кризис произошел в условиях глобализации и одно- полярности мира, гегемонии США на политической и экономической арене, которая началась еще после Второй мировой войны. С помощью Брет- тон-Вудской системы валютных отношений США обеспечивали «кровеносную систему» денежных отношений в мире. Вздутый финансовыми инструментами «пузырь» лопнул, и наступил мировой финансовый кризис.

Рассматривая кризис доллара, необходимо понять, что данная система не должна была существовать слишком долго, в конце концов, все должно было поменяться. Первыми попытались противостоять данной системе европейцы, создав ЕС и свою собственную валюту. Практически ЕС удалось сделать все, кроме одного. ЕС сам был построен как чисто экономический союз. Главный минус был допущен в самой идее ЕС, как либерального союза без ярко выраженного политического института. Во- вторых, ошибкой ЕС было включение развивающихся стран на тех же условиях, что и развитые члены ЕС. В-третьих, члены ЕС обязаны следовать общим принципам и решениям органов Евросоюза, далеко не всегда учитывающих специфику и национальные интересы отдельных участников. Также необходимо упомянуть про ужесточенный характер социальной политики. В период кризиса сокращались социальные выплаты, на что население ответило массовыми протестами.

Тем не менее, действия политических институтов были предприняты оперативно и эффективно. 27 ноября 2008 г. Комиссия направила в Совет проект «Плана экономического восстановления ЕС», который был утвержден в декабре. Также начали вывод капитала банков из зарубежных филиалов , предоставлять гарантии для банковской системы . Несмотря на кризис, политика ЕС была основана на главном их принципе - сохранении конкуренции и антимонопольного контроля. Необходимо отметить, что в условиях кризиса 2008-2009 гг. ЕС уделяло большое внимание региональной политике, выдавала кредиты странам в трудном положении, например, Венгрии и Латвии . Все эти мероприятия позволили ЕС выйти из кризиса со сравнительно небольшими затратами.

Прежде чем говорить об особенностях преодоления кризиса в России, следует упомянуть об особенностях самой структуры. Внешняя политика России в 2000-е гг. была направлена на укрепление суверенитета, противодействие давлению со стороны Запада. Гораздо более сложен вопрос внутренней политики, в которой наблюдается слабость политикоправовых институтов (особенно обеспечивающих выполнение законода- тельства) . В сегодняшней России образовались близкие, зачастую неформальные связи между правящей элитой и аффилированными с ней группами, прежде всего с крупным бизнесом и теневыми структурами . Поэтому стратегия борьбы с кризисом шла по принципу оказания помощи наиболее мощным финансовым институтам, предоставления зачастую безвозмездных и дешевых кредитов. Подобные меры проводились на Западе, но главное отличие в отрыве тех самых крупных полугосударствен- ных предприятий от населения . Возникал дисбаланс между государством и обществом. Следует отметить и положительные черты, среди которых выделяются социальная поддержка населения, увеличение спроса, поддержка реального сектора, поддержание валютного курса. Тем не менее, в России слабо прослеживались усилия по выводу России на устойчивую траекторию посткризисного развития на основе реальных модернизаци- онных преобразований.

Можно предположить следующие возможные варианты поведения в будущем. Прежде всего, это устранение однополярного мира, уменьшение роли США в глобальном экономическом пространстве, что уже началось. «Мы наблюдаем как минимум начло конца не только иллюзорного «однополярного момента» США, но и всего западного господства и англоамериканской мощи» . Необходимо создание многополярного мира, создание мощных интеграционных объединений, которые могли бы противостоять гегемонии США (ЕврАзЭС, ШОС, БРИК, АТЭС, ОИК, ЛИМ и т.д.), превращение ООН в площадку для согласования внешнеполитических по- зицийвсех стран и народов независимо от блоков и учета их силового, военного и экономического потенциалов. Евросоюз мог бы внести большой вклад в преодолении однополярности мирового порядка, но в таком союзе нужна мощная политическая опора и армия, нельзя держать все только на экономическом объединении.

Сегодня Россия с учетом реальностей и политической расстановки сил должна четко обозначить цели в проведении последовательного геополитического курса. Самое главное при этом - учитывать, что США не изменили и не хотят менять стратегический курс внешней политики на установление гегемонии и мирового контроля под своей эгидой . Россия должна стать сильным самостоятельным политическим игроком в мире. Для этого следует установить отношения стратегического партнерства в Евразийском пространстве, образовать на основе этого союза единую сплоченную политико-экономическую и военно-стратегическую структуру, а также организовать систему двусторонних военно-политических альянсов с другими полюсами силы (прежде всего с ЕС, партнерами по БРИК) и модернизировать политику, экономику, вооруженные силы.

Итак, мировой финансовый кризис имеет истоки не только в ипотечном рынке США, это кризис самой системы либерализма в условиях однополярности мира и все более усиливающейся роли глобализации, а также сложной системы глобальных политических процессов. Истоки кризиса еще не устранены, необходимо коренное изменение системы в целях предотвращения глобального кризиса, чреватого острыми конфликтами, в будущем.




А. В. Трофимов, Ч. О. Ховалыг Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)


Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций - ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» (Екатеринбург, 17-18 мая 2012 г.) Часть 1 Направление 4. Мировая и национальная экономика: особенности и тенденции развития. Екатеринбург, Издательство Уральского государственного экономического университета, 2012.



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Банкротство, арбитражные управляющие': 3247