10 ноября 2011 г. в Женеве рабочая группа одобрила итоговый протокол по присоединению РФ к Всемирной торговой организации (ВТО). 16 декабря 2011 г. министерская конференция окончательно одобрила присоединение России к ВТО, спустя 18 лет затянувшихся переговоров. Наша страна должна завершить внутренние ратификационные процедуры к 15 июня 2012 г. Спустя 30 дней после уведомления о прохождении ратификационных процедур мы станем полноправным членом ВТО.
Вокруг данного вопроса уже на протяжении нескольких лет идут дискуссии о пользе, возможностях и угрозах вступления России в ВТО. Не секрет, что присоединение Российской Федерации к Всемирной торговой организации может сыграть кому-то на руку, а кого-то может просто отодвинуть в сторону. Речь идет о правилах поведения, политике ценообразования и политике сбыта продукции и услуг иностранного и отечественного производителя. В этой связи необходимо акцентировать внимание на то, как вступление России в ВТО отразится на отечественном производстве.
При присоединении к Всемирной торговой организации наша страна потенциально согласилась на все условия и специфические обязательства, оговоренные в Протоколе присоединения. Не секрет, ВТО регулирует около 95% мировой торговли, а значит, благодаря вступлению России эта цифра еще увеличится примерно на 2%. Согласованные в ходе переговоров по присоединению России к ВТО обязательства, содержащие «индивидуальные», специфические только для России элементы, сводятся к минимуму, что подтверждает низкую долю государственного вмешательства в данные процедуры. В случае конфликтной ситуации со страной- участницей ВТО (любой из 153), Россия будет вынуждена либо «сглатывать» данный конфликт, либо обращаться в ВТО, где правила и обязательства ради одной страны уже никто менять не будет. Правила оговорены и их нужно будет соблюдать вопреки своему желанию, но на данных факт органы государственной власти РФ не обращают должного внимания.
По официальным данным, Россия в рамках присоединения к Всемирной торговой организации согласилась на ограничение экспортных пошлин по более чем 700 товарным позициям . По итогам переходного периода РФ взяла обязательство снизить средневзвешенную ставку импортного тарифа на товары до 7,8 с 10% в 2011 г. Средний сельскохозяйственный тариф будет снижен до 10,8% с нынешних 13,2%, средневзвешенная импортная пошлина на промышленные товары - с 9,5 до 7,3%. Эти показатели пагубно повлияют на формирование доходной части бюджета, поэтому пока не ясно, каким образом Россия будет «латать» дырки в бюджете страны объемом в миллионы рублей.
Вступление в ВТО по-разному отразится на малых предприятиях - в зависимости от сферы их деятельности. Положительные прогнозы дают торговле. Сегодня это самый большой сектор малого и среднего бизнеса, обеспечивающий 72% оборота малого бизнеса в России. Членство в ВТО повлечет за собой дополнительные возможности по развитию экспорта, а также снижение закупочных цен вследствие отмены ряда пошлин по истечении переходного периода (3-7 лет). С противоположной стороны, не секрет, что российский менталитет в корне отличается от европейского и азиатского. И в этой связи напрашивается пословица: «что немцу хорошо, то русскому - смерть». Российский предприниматель малого и среднего звена психологически не готов к жестокой конкуренции с Западом. И вопрос не только в психологической неподготовленности, немалую роль играет положение на рынке, статус, конкурентоспособность. Поэтому «выживут» лишь сильнейшие представители торговли, а что будет с малыми предприятиями остается только догадываться.
Более тяжелая ситуация прогнозируется компаниям, работающим в сфере услуг (7,3% оборота малого бизнеса в РФ) . Ожидается существенная конкуренция в части развития маркетинговой составляющей. Трудно придется производственному бизнесу. Это 12% от общего числа малых предприятий, они обеспечивают 9,5% от общего оборота малого бизнеса. Лишь очень незначительная часть из них можно назвать экспортноориентированными. Причина такого небольшого числа - изношенность основных фондов, низкая техническая оснащенность производства, нехватка квалифицированных кадров и др. Как перспектива - кластеры, промышленные объединения, кооперации. Задача органов исполнительной и законодательной власти РФ - формирование эффективных программ поддержки этого сектора экономики.
Современное строительство России обеспечивает 7,6% оборота малого бизнеса, поэтому конкурентоспособность на мировом уровне сильно зависит от цен на стройматериалы, транспортные услуги и энергоносители. Приведение этих показателей в соответствие с ценами ВТО может повлечь снижение конкуренции отечественных строительных фирм.
Наконец, сельское хозяйство - самый малочисленный сектор малого бизнеса (менее 3% малых предприятий России работают в этой сфере, обеспечивая менее 1% оборота малого бизнеса). Органы власти РФ афишируют, что субсидирование сельского хозяйства урезано не будет, но обязательства ВТО раскрывают нам другой прогноз касательно этой сферы. Например, в сельском хозяйстве России средний биоклиматический потенциал гектара пашни в 2,7 раза ниже, чем в США и в 2,2 раза ниже, чем в Западной Европе. Вследствие климатических и прочих условий сельскохозяйственного производства, в России его энергоемкость в 4 раза выше, чем в США, а металлоемкость - в 5 раз выше1. Понятно, что пятипроцентная пошлина, на которой настаивают «чиновники» ВТО, просто разорит русское крестьянство, сколько бы оно не работало. А с таким огромным потенциалом территории Россия могла бы развивать сельское хозяйство и больше поддерживать отечественного производителя.
На фоне всех высказываний последствий вступления России в ВТО, обозначив возможности и угрозы, невольно напрашивается вопрос, а готова ли наша страна вступлению к ВТО? Не будет ли это иметь катастрофических последствий: население ликует, что цены на импорт снизились, а наяву тысячи разоренных отечественных предприятий малого и среднего звена, обанкротившиеся бизнесмены, миллионы безработных и долги? Ответа нет, значит угроз больше, чем возможностей.
Невольно напрашивается пушкинская строка: «и опыт, сын ошибок трудных». По сравнению с Грецией и другими странами Евросоюза, и даже с Америкой, Россия, защищенная таможенным частоколом, научилась жить на «длинные и дорогие» деньги, при этом развивается динамично, и модернизирует, по мере возможностей, свою промышленность. Наверное, логичнее было поднять конкурентоспособность отечественной экономики до западных стандартов, а потом уже вступить в ВТО, дабы не было негативных последствий. Но, раз процесс присоединения уже начался, и власти не собираются отступать, логичнее было бы вступить на более выгодных для станы условиях, нежели тех, на которых мы согласились. В ближайшее будущее будет известно, как себя поведет России, и по-нашему мнению, страна молчать не будет в случае неудовлетворения обязательствами Всемирной торговой организации и стран-участниц данного объединения.
В. В. Сеначина
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций - ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» (Екатеринбург, 17-18 мая 2012 г.) Часть 1 Направление 4. Мировая и национальная экономика: особенности и тенденции развития. Екатеринбург, Издательство Уральского государственного экономического университета, 2012.
Количество показов: 3681