Пенсионная реформа направлена на изменение существующей распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином. Основной задачей реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему. Суть реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности работников за обеспечение своей старости, а также в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника.
Трудовая пенсия состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Базовая часть гарантируется государством, ее размер одинаков для всех. Вторая, страховая, часть определяется Вашим трудовым стажем. Срок трудового стажа, необходимый для получения пенсии, составляет 5 лет, однако из «стратегии-2020» ее необходимо поднять до 1520 лет, что, несомненно, уменьшит количество претендентов на получение данной части пенсии. В совокупности с повышением пенсионного возраста, если все предлагаемые меры будут реализованы, то уже в 2020 г. бюджет сможет сэкономить почти 1,2 трлн р., а к 2030 г. 4,4 трлн р. При этом и первая, и вторая части пенсии не зависят от Вашей текущей заработной платы, они лишь индексируются (т.е. увеличиваются) Пенсионным фондом РФ в зависимости от ежегодного уровня инфляции. По сути, получается некий «пенсионный минимум», как правило, ниже прожиточного. В отличие от двух первых частей накопительная напрямую зависит заработной платы - 6%. Эта часть переводиться работодателем не в Пенсионный фонд РФ, как базовая и страховая, а на лицевой счет.
Лицевой счет (куда будут поступать накопления) открывается с получением трудовой книжки. На выбор существует три варианта, которые в свою очередь размещают его на финансовых рынках и с прибылью возвращают средства на лицевой счет (см. таблицу).
Как видно из представленной таблицы, у всех форм есть как плюсы, так и минусы. С одной стороны, если выбирать государственную управляющую компанию, то гарантированна сохранность накоплений, поскольку данные накопления инвестируются ГУК в основном в государственные ценные бумаги. Однако в этом случае накопления существенно не изменятся - прибыль от государственных ценных бумаг зачастую безжалостно съедается инфляцией.
Сравнительная характеристика управляющих компаний, через которые возможно разместить накопительную часть трудовой пенсии граждан
Показатель Г осударственная управляющая компания (ГУК), гарантированный портфель Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) Частная управляющая компания (ЧУК)
Способ передачи накоплений По умолчанию Договор об обязательном пенсионном страховании с Фондом Заявление в территориальное управление Пенсионного фонда РФ
Форма управления накоплениями Вложение исключительно в государственные ценные бумаги Передача сразу нескольким управляющим компаниям, размещающим эти средства на финансовых рынках Размещение на финансовых рынках
Средняя доходность Ниже или равна инфляции (около 5% годовых) Выше инфляции (до 10% годовых) Выше инфляции (до15% годовых)
Риски потери накоплений Риски отсутствуют Риски невысоки, тем не менее, всю ответственность Фонд берет на себя Риски высоки, и при этом ЧУК не несет ответственности
С другой стороны, если передать накопительную часть частным управляющим компаниям (ЧУК), это будет более высокая доходность. Но за высокую доходность придется расплачиваться высокими рисками - в результате обвала финансовых рынков есть возможность потерять все накопления.
Таким образом, негосударственные пенсионные фонды (НПФ) являются некой «золотой серединой»: у них средние проценты по доходу, а риск получения отрицательного результата невозможен, поскольку согласно законодательства «НПФ обязаны отрицательный результат компенсировать за счет продажи собственного имущества». Именно НПФ признаются многими экспертами как наиболее перспективная форма размещения накопительной части трудовой пенсии граждан.
Уникальность НПФ также состоит в том, что, работая на рынке, они остаются социальными организациями. Это значит, что на первом месте для НПФ стоит сохранение и преумножение пенсионных накоплений застрахованных лиц, предварительно с каждым из которых заключив индивидуальный договор ОПС. Договор является неоспоримым плюсом по сравнению с другими формами. Так же не менее важным является то, что при заключении договора ОПС с НПФ можно указать выгодоприобретателя (наследника), который при наступлении смерти застрахованного лица сможет забрать его накопительную часть в течение достаточно продолжительного времени - трех лет, предъявив соответствующие документы.
Как нам видится главной проблемой, на сегодняшний день, остается низкая осведомленность населения о пенсионной реформе, что негативно сказывается как на государстве, так и на самих гражданах, которые получат небольшие пенсии. Таким образом, выбирая, ЧУК или НПФ граждане значительно могут повлиять на увеличение накопительной части своей пенсии за счет получения дохода от инвестиционной деятельности управляющими компаниями. В итоге, все это дает толчок в развитии экономики, улучшает благосостояние пенсионеров и государства в целом.
И. С. Рекечинский, Т. Д. Одинокова
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций - ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» (Екатеринбург, 17-18 мая 2012 г.) Часть 1 Направление 4. Мировая и национальная экономика: особенности и тенденции развития. Екатеринбург, Издательство Уральского государственного экономического университета, 2012.
Количество показов: 1116