Для современной стадии развития мировой экономики характерна активизация процессов глобализации, в том числе ее финансовой составляющей. В научной литературе приводятся разные определения финансовой глобализации, наиболее универсальные исходят из того, что финансовая глобализация является процессом постепенного объединения национальных и региональных финансовых рынков и рынков капиталов в единый мировой рынок.
Важной предпосылкой финансовой глобализации стало снятие ограничений по текущим и трансграничным операциям с капиталом на национальном уровне сначала в развитых рыночных экономиках (в 19601980 гг.), а впоследствии - и странах, которые развиваются (в 19801990 гг.). Важную роль в этом сыграло возникновение Европейского союза. В 1990-е гг. к процессам финансовой либерализации и повышения мобильности капиталов присоединились и бывшие социалистические государства Центральной и Восточной Европы, СНГ, а также Китай, что обусловило необходимость формирования соответствующих методологических подходов регуляции этого процесса.
Необходимо отметить, что резиденты государств Восточной Европы и СНГ, из-за дефицита капиталов в собственных национальных экономиках и необходимости привлечения капиталов государств с насыщенными капитальными ресурсами, не имеют возможность долгосрочно одалживать кредиты в валюте своего государства, и вынуждены их привлекать в иностранной валюте. Привлекать кредиты можно в одной из основных мировых валют: американском долларе, евро, британском фунте, японской иене или в швейцарском франке. Это приводит к тому, что баланс и уровень выплат по кредитам резидента зависит от колебаний курса его национальной валюты к валюте, в которой получен кредит. На уровне государства такая ситуация может привести к негативному эффекту - в случае девальвации балансы резидентов резко ухудшаются и это, под действием механизма финансового акселератора, негативно влияет на реальный сектор. Во-первых, девальвации обычно являются результатом рецессии и оттока капитала, во-вторых, именно механизм девальвации и есть обычный способ восстановления после рецессии с помощью повышения международной конкурентоспособности и экспортного обновления. Девальвации значительно усиливают локальные кризисы «молодых» экономик, а также увеличивают время выхода из данных кризисов.
Несмотря на то, что причиной данного негативного явления является сама структура международного рынка капиталов, конкретные причини его высокого уровня в том или другом государстве различны. Для государств с жестко регулируемым курсом национальной валюты и высокой инфляцией, основная причина кроется именно в фиксированном курсе, а конкретнее, в ожидаемой резидентами низкой волатильности курса национальной валюты. Высокий уровень инфляции, соответственно, приводит к высоким ставкам рефинансирования в национальной валюте - значительно выше, чем ставки по любой из основных валют, поскольку валютам развитых государств, свойственна относительная стабильность национальных экономик, и они не имеют настолько высокую инфляционную премию. При этом фиксация курса национальной валюты создает у экономических агентов-резидентов «иллюзию» курсовой стабильности и низких валютных рисков.
В соответствии с действующим законодательством приток капитала в Украину регулируется, но фактически не ограничивается - привлечение зарубежных кредитов сроком более чем на 1 год требует всего лишь регистрации в Национальном банке Украины. Отток капитала, напротив, для резидентов Украины ограничивается - резиденты Украины должны для осуществления любой инвестиции за рубеж получать индивидуальную разовую лицензию от НБУ, при этом НБУ имеет право отказать резиденту в выдаче лицензии. Обоснованием для отказа может служить оценка НБУ финансового положения заявителя как неудовлетворительная. Несмотря на то, что экспортный канал, таким образом, не является закрытым, данные ограничения все равно повышают трансакционные расходы оттока капитала. Однако целесообразность подобных ограничений вызывает сомнения.
Приток капитала на протяжении 2000-х гг. превышал отток капитала, что вынуждало НБУ нивелировать спрос на гривну путем ее эмиссии и закупки валюты в резервы (с ее последующим инвестированием). НБУ экспортировал капитал, а, кроме того, закупка валюты в резервы сопровождалась эмиссией и, соответственно, инфляцией1.
Отсюда следует недостаточная обоснованность украинских ограничений на экспорт капитала на протяжении всех 2000-х гг. НБУ частично вытеснял частный сектор, экспортируя капитал, при этом создавая дополнительную инфляцию. Дополнительная же инфляция, в свою очередь, приводила к негативным последствиям. А именно - дополнительному падению международной конкурентоспособности.
Несмотря на то, что номинальные обменные курсы по сравнению с валютами основных торговых партнеров колебались вокруг нулевой отметки или даже повышались, реальные курсы, в основном, снижались -
а, как результат, снижалась, и конкурентоспособность украинских товаров на основных ринках сбыта. Инфляция влекла за собой рост процентных ставок.
Кроме того, следует отметить, что ограничения движения капитала мешают оптимальному распределению ресурсов, которое приводит к низкому качеству инвестиций - особенно, в украинском случае, это способствовало перегреву рынков недвижимости и земли. Кроме того, экспорт капитала является формой создания сбережений, поскольку в данном случае экспортер накапливает обязательства резидентов других государств. Учитывая, что в Украине уровень сбережений недостаточен (данная точка зрения многократно обосновывалась как экономистами, так и представителями официальной власти), ограничения оттока капитала данное положение не улучшает.
Следует, безусловно, отметить, что ограничения на отток капитала имеют право на жизнь - в частности, существует хрестоматийный пример их употребления Малайзией в 1998-2001 гг., когда это государство после азиатского кризиса, благодаря данной политике относительно легко вернулось к экономическому росту. Однако данные ограничения используются исключительно как краткосрочная мера, которая призвана снижать те или другие кризисные явления, например, препятствовать быстрой девальвации, экономя при этом резервы Национального банка. Более того, в такой ситуации капитальные ограничения должны касаться любых средств, которые выводятся из страны, безотносительно того, выводит их резидент или нерезидент.
Обращает на себя внимание основной источник притока капитала в страну: кредиты, которые привлечены иностранными резидентами, - именно эти кредиты и формируют негативную структуру монетарных рисков, которую мы анализировали выше.
Данное положение подтверждает потребность гибко ограничивать приток в Украину долговых кредитов в иностранной валюте. Наиболее простым является введение налога, повышающего стоимость зарубежных кредитов, посредством повышения фактической ставки. Это дает возможность уравнять привлекательность собственных и зарубежных кредитов. При применении данной стратегии представляется возможным использовать метод, применяемый к капиталу, используемый резидентами: финансовую оценку резидента-получателя кредита и запрещение на него в случае, если финансовое положение резидента не удовлетворяет требованиям НБУ. Кроме предложенного метода, в мировой практике существует еще одна разновидность ограничений притока капитала - ограничение притока краткосрочных кредитных ресурсов. Полезность данной меры обосновывается теорией действия финансового акселератора по отношению к небольшим открытым экономикам, к которым можно отнести и Украину.
Сущность идеи заключается в том, что ряд параметров небольшой открытой экономики (например, курс валюты, финансовые рынки, цены на недвижимость) могут достаточно сильно колебаться под влиянием небольших, относительно общемировых объемов, притоков или оттоков краткосрочного капитала - при этом, сама его природа делает этот приток и отток существенно волатильным. В свою очередь, колебания этих параметров могут, влиять на реальный сектор - причем, это влияние подвержено действию финансового акселератора и, следовательно, краткосрочные притоки капитала нецелесообразны. Эта проблема не нова и в мировой практике накоплен целый ряд возможных решений.
Исходя из теории финансового акселератора, определенные ограничения на импорт капитала могут быть достаточно полезны для Украины, однако, не в том виде, в котором они реализованы в данный момент.
Д. Н. Медведев, Е. В. Радковская
ООО «Винд Пауэр»
(Донецк, Украина),
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций - ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» (Екатеринбург, 17-18 мая 2012 г.) Часть 1 Направление 4. Мировая и национальная экономика: особенности и тенденции развития. Екатеринбург, Издательство Уральского государственного экономического университета, 2012.
Количество показов: 1750