СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Основные внешнеполитические факторы развития экономики Российской Федерации

Россия является частью большого мира - и с точки зрения экономики, и с точки зрения распространения информации, и с позиций культуры .

Ключевые задачи российской экономики на 2011 г. заключались в окончательном преодолении последствий экономического спада 2009 г., выходе на докризисные показатели ВВП и создании предпосылок для дальнейшего устойчивого роста .

Глобальный экономический кризис нанес серьезный удар по внешнеэкономическим позициям страны. Во-первых, следствием кризиса стало фактическое свертывание процессов диверсификации российского экспорта. Доля трех основных товаров российского экспорта (сырая нефть, нефтепродукты, природный газ) увеличилась с 61,7% в 2007 г. до 65,5% в 2011 г. Таким образом, кризис еще более увеличил зависимость страны от сырьевого (в первую очередь топливно-энергетического) сектора. Во- вторых, нарастание кризисных тенденций создало угрозу замедления темпов экономического роста в основных странах-партнерах России, прежде всего в странах ЕС и большому спросу со стороны Китая на энергоресурсы. В-третьих, в условиях кризиса резко усилился отток частного капитала из страны. Так Россия в 2011 г. испытала большой отток чистого капитала, на 85 млрд дол., по данным Центробанка.

В то же время в 2011 г. были сделаны важные шаги, способные существенно усилить позиции России в мировой экономике. Главное достижение связано с завершением продолжавшегося 18 лет переговорного процесса по присоединению России к ВТО. В свою очередь присоединение к ВТО будет служить важным фактором, повышающим инвестиционную привлекательность страны. Возможности, открывающиеся при вступлении в ВТО, следует использовать для создания совместных с зарубежными партнерами предприятий, изучения опыта других стран. Ожидается, что уже в 2012 г. ряд отраслей (в первую очередь металлургия) смогут почувствовать позитивные изменения в данной сфере .

Но существует и обратная сторона присоединения к ВТО. Присоединение России к ВТО приведет к усилению конкурентного давления на российский бизнес со стороны иностранных компаний, но далеко не все предприниматели готовы к грядущим переменам. Став членом ВТО, Россия имеет право вводить ограничения на присутствие иностранного бизнеса в своем экономическом пространстве. Для минимизации ущерба для национальной экономики, часть экспертов предлагает - ограничить доступ зарубежных кредитных организаций, чтобы их совокупный капитал составлял не более 50% капитала российской банковской системы. Помимо этого государство, а именно Минэкономразвития, предлагает компенсировать последствия присоединения к ВТО по системе государственных закупок (госзакупок). Национальный режим предполагает, что при проведении госзакупок отечественные товары или услуги автоматически получают 15-процентное преимущество по цене перед зарубежными конкурентами .

Кроме того, в 2011 г. наблюдалось дальнейшее усиление интеграционных процессов на постсоветском пространстве. В октябре 2011 г. было подписано соглашение о создании зоны свободной торговли в рамках СНГ, членами которой станут Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия, Молдавия и Таджикистан. Режим свободной торговли будет распространяться на большинство товаров во взаимной торговле, за исключением ряда «чувствительных» категорий (в первую очередь к ним относятся энергоносители и продукция металлургии).

На базе Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана, с 1 января 2012 г., создано Единое Экономическое Пространство (ЕЭП). Ожидаемое присоединение России к ВТО должно способствовать усилению экономического потенциала данного интеграционного проекта. В частности, выполнение Россией обязательств перед ВТО по снижению импортных пошлин будет способствовать либерализации Единого таможенного тарифа ТС/ЕЭП, который в настоящее время носит излишне протекционистский характер и ограничивает стимулы к повышению конкурентоспособности компаний стран-членов .

Несомненно, ЕЭП принесет выгоду странам СНГ в средне- и долгосрочных перспективах. По прогнозам к 2030 г. суммарный накопленный эффект от создания ЕЭП для его участников оценивается в 1 трлн дол.

Обратная сторона, для России, от присоединения к ЕЭП заключается в том, что экономическая выгода от этого гораздо меньше чем политическая. Россия производит большую долю совокупного ВВП стран членов ЕЭП, поэтому «сверхэффектов» для нее быть не может. Помимо этого, открытые границы между нашими странами при отсутствии единой информационной базы о перемещении товаров и коррупционности чиновников еще больше могут усилить махинации по экспорту товаров, отмывки денег, самопального производства и экспорту из третьих стран через границы стран ЕЭП .

Если посмотреть на результаты и попытки как Россия продвигает свои экономические интересы на международной арене, становится ясно, что Россия еще только учиться делать это системно и последовательно. Еще не хватает умения, как это удается многим западным партнерам, грамотно лоббировать на внешнеэкономических площадках выгодные отечественному бизнесу решения.

Но, несмотря на это, задачи на этом направлении стоят более чем серьезные - обеспечить России равноправные позиции в современной системе мирохозяйственных связей, свести к минимуму риски, возникающие при интеграции в мировую экономику, в том числе вступление в ВТО.

России как воздух необходим более широкий, недискриминационный выход на внешние рынки. Пока с российскими экономическими операторами за границей особо не церемонятся. Принимают против них ограничительные торгово-политические меры, возводят технические барьеры, ставящие их в менее выгодное положение по отношению к конкурентам.

В связи с этим необходимо усилить политико-дипломатическое сопровождение действий российских предпринимателей на внешних рынках, и оказывать более плотную поддержку крупным, знаковым деловым проектам. В свою очередь правительству и предпринимательским объединениям следовало бы четче координировать свои усилия на внешнеэкономическом направлении, более настойчиво продвигать интересы российского бизнеса, помогать ему осваивать новые рынки .




Н. В. Сбродова, М. В. Пшеницин Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)


Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций - ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» (Екатеринбург, 17-18 мая 2012 г.) Часть 1 Направление 4. Мировая и национальная экономика: особенности и тенденции развития. Екатеринбург, Издательство Уральского государственного экономического университета, 2012.



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Прогнозирование и оптимизация': 141