Основными угрозами миропорядку в 2012 г. видятся резкое снижение роста и даже спад экономик ряда основных субъектов мирового хозяйства, усиление кризисов суверенного долга, ухудшение мировой конъюнктуры, сокращение внешнего спроса для стран с развивающимися рынками, а также усиление инфляции, проявление различных форм протекционизма, торговые и валютные войны.
В 2012 г. еврозону ожидает пик платежей по обслуживанию и погашению долгов, что увеличивает неопределенность мировой экономики, ее риски. Между тем не только банковскую, но в целом платежную систему Европы приходится спасать экстраординарными мерами, раскручивающими маховик инфляции. В декабре Европейский центральный банк принял решение о выделении европейским банкам кредитов на огромную сумму в 489 млрд евро, которые будут предоставлены 523 финансовым учреждениям на три года всего под 1% годовых. Утверждают, что это покроет 63% всех платежей по долгам европейских банков, которые им нужно осуществить в 2012 г. Банкиры еврозоны (особенно в Германии и Франции) заинтересованы в высоком и стабильном курсе евро, тогда как южноевропейским странам высокая инфляция или даже радикальная девальвация валюты может помочь решить бюджетные и долговые проблемы. Выход ряда стран из зоны евро также нанесет удар по курсу европейской валюты, подорвав доверие к ней. Поэтому ЕС и евробанкиры стараются удержать ситуацию как она есть, а инструменты влияния на правительства государств Южной Европы у них имеются1.
Кризис суверенных долгов в Европе после хронических экономических и финансовых «заболеваний» США в последнее время становится все более болезненным.
Системные проблемы в Европейском союзе начались в начале 2010 г. с долгового кризиса Греции. Отсутствие согласованной бюджетной политики стран, входящих в еврозону, и правил выхода из нее выявили серьезные недостатки евро как единой валюты. Правительства ряда стран, образующих PIIGS, которые не сумели обуздать бюджетные дефициты, были вынуждены уйти в отставку. В 2011 г. на повестку дня встал вопрос развала еврозоны и возврата к национальным валютам или консолидации стран союза на новом уровне.
На данный момент главным вопросом является ликвидация проблемы с госдолгом Греции, в виде дополнительных кредитов и списания части существующего долга. По прогнозам экспертов, это позволит к 2020 г. снизить отношение долга к ВВП с 160 до 120% - в этом случае долговая нагрузка Греции будет сопоставима с нынешней нагрузкой Италии. Но никакой гарантии, что история будет проходить по данному сценарию нет.
Вряд ли можно с уверенностью говорить о том, что, оставаясь в рамках еврозоны, греческая экономика сможет за несколько лет показать позитивную динамику и добиться устойчивого роста, который позволил бы в дальнейшем обслуживать долг на рыночной основе. Обеспечить дальнейший рост ВВП в режиме предписанной бюджетной экономии крайне затруднительно, если не начнутся структурные реформы, приватизация и создание новых рабочих мест.
Объявленный 9 марта 2012 г. технический дефолт в Греции поможет создать условия для экономического роста, и, скорее всего, это наиболее удачный вариант развития событий, так как сокращение расходов, зарплат, пенсий не привело бы к существенному повышению конкурентоспособности Греции, а только бы обострило социальную напряженность в стране. В тот же день Греция объявила об успешном завершении программы реструктуризации долга - 85,5% инвесторов добровольно согласились обменять госбонды. По условиям реструктуризации, облигации на сумму 200 млрд евро будут обменены на новые с дисконтом в 53,5%.
Также в решении данной проблемы важно не передать «синдром» Греции другим европейским странам, таким как Италия или Испания, которые также регулярно поддерживаются путем интервенций со стороны ЕЦБ. Существование евро имело решающее значение для мировой экономики и финансовой системы, поскольку эта валюта обеспечивает здоровую конкуренцию доллару. Единственная резервная валюта - такой же негативный фактор, как отсутствие экономической или политической конкуренции в некоторых странах, особенно если резервная валюта выпускается страной, у которой огромный дефицит бюджета и растет отношение долга к ВВП. Евро очень важно не только для Европы, но и для мировых держав, таких как Китай и Россия, которые держат часть золотовалютных резервов в евро, и они стремятся сохранить их диверсификацию. Можно ожидать, что, по крайней мере, эти две страны поддержат евро (впрочем, довольно ограниченно), так как ни Россия, ни Китай, ни другие страны не могут предложить альтернативную резервную валюту, не обладая достаточно масштабной экономикой и финансовыми рынками1.
Но не следует забывать, что, хотя ситуация с долгами в ряде стран еврозоны остается серьезной, экономика Германии и других лидеров союза находится в сравнительно благоприятном положении. В целом по ЕС и бюджетные параметры, и объем задолженности находятся на среднем уровне. К тому же Европа остается одним из мировых лидеров в НИОКР, инновациях, образовании.
Но помимо экономических сложностей во всей еврозоне существует большое количество социальных проблем. Одной из главных хотелось бы выделить проблему «недоверия».
- Во-первых, европейцы перестают доверять политикам. Например, Ангела Меркель в одном из своих выступлений пообещала немцам, что средства налогоплательщиков не будут потрачены на долговой кризис, но Германия одобрила новую программу поддержку Греции. Это стоило ей поддержки части сторонников.
- Во-вторых, страны, входящие в еврозону не доверяют друг другу. Страны северной Европы не хотят расширять европейские антикризисные фонды: они не верят, что южные страны смогут разумно использовать эти средствами. На севере уверены, что благодаря их помощи, юг сможет отказаться от реформ и программ экономии.
- В-третьих, недоверие среди различных социальных групп населения. Таксисты в Италии готовы принять увеличение налогов, но только если его примут, например, владельцы аптек. При этом таксисты уверены, что этого не случится, и владельцы аптек будут и дальше неправедно богатеть. В Греции это проблема обернулась бюджетной катастрофой: люди отказываются платить налоги, потому что никто вокруг этого не делает. Проводить структурные реформы в этой ситуации невозможно1.
Если доверие в Европе не вернется, то решить экономические проблемы вряд ли удастся, а кризис продолжит разрастаться.
М. Г. Медведева, Е. В. Кинжебаева Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций - ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» (Екатеринбург, 17-18 мая 2012 г.) Часть 1 Направление 4. Мировая и национальная экономика: особенности и тенденции развития. Екатеринбург, Издательство Уральского государственного экономического университета, 2012.
Количество показов: 3391