В настоящее время мировой рынок креативных товаров и услуг определяется экономической наукой как динамично развивающийся сектор мировой экономики с наибольшим потенциалом влияния на ее экономический рост. Основу мирового рынка креативных товаров и услуг составляют товары и услуги, производимые креативными индустриями (creative industries).
Под креативными индустриями, или отраслями подразумевается совокупность экономических субъектов, в основе деятельности (разработка, производство, распространение) которых лежит интеллектуальный капитал, индивидуальное творческое начало, навык или талант, а результатом этой деятельности является продукт с доминирующим значением нематериальной составляющей в его добавленной стоимости. В основе креативных индустрий лежит креативный потенциал человека.
К креативным индустриям традиционно относят кино, музыку, телевидение и радиовещание, изобразительное и исполнительское искусства, выставочную и музейную деятельность, моду, издательское дело, рекламу, дизайн, архитектуру, разработку компьютерных программ и т.п.
Как отмечается в различных исследованиях, значение креативных индустрий в мировой экономике неуклонно растет. В настоящее время на долю креативных индустрий в экономике развитых стран приходится от 2 до 6% ВВП (в зависимости от используемый различными странами классификаций креативных индустрий и методологий подсчета) . Для примера: в 2007 г. этот показатель в Великобритании составлял 6,2%, в США - 6,4%, в Канаде - 3,5%, в Австралии - 7%. Количество занятых в креативных индустриях в ЕС в 2004 г. составляло 3,1% от общего уровня занятости [8]. Еще более наглядным представляется сопоставление роста вклада креативных индустрий в ВВП ЕС по сравнению с другими отраслями (2003 г.): креативные индустрии - 2,6%, сфера недвижимости - 2,1%, пищевая промышленность - 2,1%, химическая промышленность, включая производство пластмассовых и резиновых изделий - 2,3%, текстильная промышленность - 0,5% . Значение креативных индустрий растет и в экономике развивающихся стран.
Бурное развитие мирового рынка креативных товаров и услуг отражается также в росте объемов международной торговли креативными товарами и услугами. В 2008 г. объем мирового экспорта креативных товаров достиг 407 млрд дол. США (2,73% от мирового экспорта всех товаров), креативных услуг - 185 млрд дол США (4,8% от мирового экспорта всех услуг . Динамика роста объемов мирового экспорта креативных товаров и услуг за 2002-2008 гг. представлена на рис. 1.
ф
а
1
Ч
а
t
о
с
о
Л
Рис. 1. Мировой экспорт креативных товаров и услуг, 2002-2008 гг.
Ежегодный прирост объемов мирового экспорта креативных товаров и услуг за этот период составил 14,4% . Рассматривая отдельно креативные услуги, отметим, что за 2002-2008 гг. ежегодный прирост мирового экспорта креативных услуг составил 17,1%, существенно обогнав средние темпы прироста мирового экспорта всех услуг (13,5%) . Причем вклад развивающихся стран в мировой экспорт креативных товаров и услуг неуклонно растет: с 2002 по 2008 гг. их доля в мировом экспорте креативных товаров выросла с 37 до 43% . Половину этого показателя составляет экспорт креативных товаров из Китай.
Мировой импорт креативных товаров и услуг также, как и экспорт, демонстрирует стремительный рост, что подтверждается рис. 2.
Мировой импорт креативных товаров за 2002-2008 гг. увеличился с 226 млрд до 421 млрд дол. США, креативных услуг - с 72,3 млрд до 168,7 млрд дол. США . При этом доля развитых стран в мировом импорте креативных товаров за этот же период снизилась с 83 до 75% . Совокупный прирост объемов импорта креативных товаров в развитых странах за период с 2002 по 2008 гг. составил 69%, в развивающихся - 155%, в странах с переходной экономикой - 479%.
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 Годы
Мировой импорт креативных услуг ■ Мировой импорт креативных товаров ( на условиях CIF)
Рис. 2. Мировой импорт креативных товаров и услуг, 2002-2008 гг.
Описанный бурный рост мирового рынка креативных товаров и услуг в условиях глобализации связан с определенными движущими факторами, среди которых можно выделить: уровень доходов потребителей, уровень образования и общий уровень интеллектуального развития в обществе, уровень развития творческого потенциала, креативных способностей и компетенций в обществе, степень удовлетворения базовых потребностей у покупателей, способность потребителей к освоению новых технологий, уровень развития общественного сектора и государственных институтов, наличие значительного числа коммуникационных каналов, развитие международной мобильности и т.п.
Таким образом, рассмотренные показатели мирового рынка креативных товаров и услуг дают нам основание утверждать, что данный сегмент мировой экономики находится в стадии бурного роста, причем темпы его развития опережают средние показатели в современной мировой экономике.
Р. В. Кодачигов
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций - ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» (Екатеринбург, 17-18 мая 2012 г.) Часть 1 Направление 4. Мировая и национальная экономика: особенности и тенденции развития. Екатеринбург, Издательство Уральского государственного экономического университета, 2012.
Количество показов: 2496