Рост потребительских цен остается одной из важнейших проблем экономического развития России. Для обеспечения результативности регулирования факторов инфляции важное значение имеет системный подход к данной проблеме.
Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и затратные факторы. Требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, регулирование обменного курса рубля, цен и доходов.
В России действуют как монетарные, так и неденежные факторы инфляции.
Одним из самых важных является тарифно-ценовой фактор инфляции. Значительное влияние этого фактора на инфляцию в России обусловлено рядом причин. Прежде всего, либерализацией цен и отсутствием ценовой политики в условиях, когда еще не сформировалась рыночная конкуренция. Продолжается практика монополистического ценообразования и ценового сговора. Об этом свидетельствует повышение компаниями ТЭК внутренних цен на нефть и нефтепродукты.
Кроме того, фактором инфляции стало ежегодное повышение цен и тарифов естественных монополий, а также ЖКХ. Это обусловлено, прежде всего, низким качеством управления естественными монополиями и ЖКХ и неэффективностью их государственного регулирования. За последние несколько лет вклад этого фактора в повышение потребительских цен возрос в среднем на 25%.
Для регулирования тарифно-ценового фактора инфляции целесообразно в первую очередь повысить качество ежегодного госрегулирования цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий и ЖКХ. Необходимы разработка методики определения их цен и тарифов, упорядочение обширного законодательства о естественных монополиях и ЖКХ. Для повышения результативности действий ФАС по пресечению ценового сговора и необоснованного повышения цен необходимо вести эту деятельность совместно с заинтересованными ведомствами и распространить ее не только на потребительские цены, но и на цены производителей.
Фактором развития инфляции издержек стало погашение внешних долгов полугосударственных корпораций и банков за счет государственных финансовых фондов и валютных резервов, так как эти средства могли быть использованы на развитие национального производства и увеличения совокупного предложения в экономике.
Инфляционная составляющая бюджетной политики России обусловлена неэффективностью финансового контроля за доходами и расходами бюджетов всех уровней. В связи с этим для снижения темпа инфляции необходимо повысить результативность финансового контроля за исполнением бюджета, разработать его показатели и ввести ведомственную ответственность за его выполнение.
Для снижения инфляционной составляющей налоговой политики целесообразно проанализировать эффективность использования налоговых льгот и активнее противодействовать уклонению от налоговых платежей, контролировать достоверность налоговых деклараций, теневую заработную плату, доходы нелегальных мигрантов и несанкционированный отток капитала за рубеж.
При обсуждении антиинфляционных мер принято выделять антиинфляционную политику в широком и узком смысле слова. В первом случае - это экономическая политика правительств и центральных банков, опирающаяся на классические меры денежно-кредитного регулирования, взвешенную бюджетную стратегию в обеспечении низкого целевого уровня инфляции. Для этого ведущие страны используют механизм инфляционного таргетирования. Невыполнение целей по инфляции является признаком неспособности государства контролировать денежное предложение.
К антиинфляционной политике в узком смысле слова можно отнести реагирование денежных властей на высокий уровень инфляции, то есть на допущенные неэффективные действия. Но поскольку инфляция характеризуется инерционностью, реакция цен на действия правительств требует определенного времени.
Очевидно, есть необходимость реализовать пользующуюся общественным доверием антиинфляционную политику в широком и узком смысле слова. Если экономические агенты будут уверены в том, что власти выполнят свои обещания, они не станут завышать цены на свою продукцию, соответственно работники не потребуют повышения заработной платы, а спекулятивные операции на финансовых рынках будут минимизированы. Опыт многих стран подтверждает важность авторитета и последовательных действий денежных властей в успешной борьбе с инфляцией.
В случае, когда инфляция не является результатом избыточного объема средств платежа в экономике, где уже полностью задействованы все производственные мощности и ресурсы рабочей силы, более разумны комплексные действия по сдерживанию инфляции на основе мер как денежно-кредитной политики, так и прямого воздействия на специфические, подпитывающие ее факторы с использованием всех доступных правительству средств в арсенале экономической политики. И в зависимости от особых причин инфляционного давления в каждом отдельном случае и в каждый отдельный момент в дополнение к ограничению денежной массы могут использоваться следующие меры: политика доходов; антимонопольная политика; структурная политика.
Опыт стран, достигших успеха в снижении инфляции, без сомнения, является полезным для России. Среди основных факторов, способствовавших снижению среднего уровня инфляции в мировой экономике и в отдельных странах, а также инфляционной инертности, были выделены:
структурные изменения в экономике, в том числе реформы, связанные с повышением гибкости рынка труда; либерализация важнейших рынков, в частности телекоммуникационного, электроэнергии, воздушных перевозок; развитие финансового рынка, расширение спектра финансовых инструментов, в том числе для хеджирования рисков;
выработка и реализация сбалансированной и последовательной фискальной политики, позволяющей нейтрализовать циклические колебания;
глобализация мировой экономики, изменения в структуре внешней торговли;
проведение более четкой денежно-кредитной политики;
переключение на режим инфляционного таргетирования со всеми связанными с этим положительными преобразованиями в институциональной системе.
Учитывая недостаточную эффективность ранее применявшихся в России мер по снижению потребительских цен, целесообразно комплексное регулирование факторов инфляции на основе принципов системного подхода: комплексность антиинфляционных мер; установка на достижение ценовой стабильности в целях модернизации экономики; контроль за реализацией мер по снижению инфляции.
В целом, можно отметить, что инфляция подпитывается множеством факторов, затрудняющих борьбу с ней. Для достижения устойчивого долгосрочного эффекта должен быть выработан комплексный подход с акцентом на среднесрочных мерах по снижению инфляционных ожиданий и повышению доверия к политике правительства, к национальной валюте. Важно также развитие финансового рынка и усиление контроля Центрального банка над динамикой денежных агрегатов.
П. С. Киселева, В. В. Ильяшенко
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций - ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» (Екатеринбург, 17-18 мая 2012 г.) Часть 1 Направление 4. Мировая и национальная экономика: особенности и тенденции развития. Екатеринбург, Издательство Уральского государственного экономического университета, 2012.
Количество показов: 3444