Масштабные реформы после распада СССР привели к серьезным структурным сдвигам в связях государств в постсоветском пространстве. Советская интеграция была создана при формальных границах и нерыночной экономике. Новая интеграция должна была преодолеть реальные, хотя и непривычные, границы путем интенсивного рыночного обмена товарами, услугами, рабочей силой и обеспечения свободного движения капиталов.
Опыт государств-участников Содружества Независимых Государств (СНГ) позволил запустить многоуровневую и разноскоростную интеграцию в постсоветском пространстве, создать такие востребованные форматы сотрудничества, как Союзное государство России и Белоруссии, Организацию Договора о коллективной безопасности, Евразийское экономическое сообщество, Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ТС) .
По итогам заседания 18 октября 2011 г. Совета Глав Правительств стран содружества был подписан Договор о зоне свободной торговли. Договор предусматривает сведение к минимуму исключений из номенклатуры товаров, к которым применяются импортные пошлины, экспортные пошлины должны быть зафиксированы на определенном уровне, а впоследствии поэтапно отменены. Договор о зоне свободной торговли заменил больше ста двусторонних документов, регламентирующих режим свободной торговли на пространстве Содружества Независимых Государств.
Президентами Белоруссии, Казахстана и России был подписан 18 ноября 2011 г. пакет документов о создании Единого экономического пространства (ЕЭП), функционирование которого началось с 1 января
г. Постоянно действующим регулирующим органом ТС и ЕЭП является Евразийская экономическая комиссия во главе с Министром промышленности и торговли РФ. Особенность Таможенного союза и ЕЭП - это наличие надгосударственных структур. К ним также в полной мере относится такое базовое требование, как минимизация бюрократических процедур и нацеленность на реальные интересы граждан.
Принципиально важно, что ЕЭП будет базироваться на согласованных действиях в ключевых институциональных областях - в макроэкономике, в обеспечении правил конкуренции, в сфере тех регламентов и сельскохозяйственных субсидий, транспорта, тарифов естественных монополий, а затем - на единой визовой и миграционной политике, что позволит снять пограничный контроль на внутренних границах.
Широкие возможности открываются и для бизнеса на новых динамичных рынках, где будут действовать единые стандарты и требования к товарам и услугам, причем в большинстве случаев унифицированные с европейскими. Каждая из компаний трех стран в любом государстве - члене ЕЭП фактически будет пользоваться всеми преимуществами отечественного производителя, включая доступ к госзаказам и контрактам. Чтобы закрепиться на таком рынке, бизнесу предстоит работать над своей эффективностью, снижать издержки, проводить модернизацию. Поэтому потребители государств-участников ЕЭП от интеграции только выиграют.
В интересах бизнеса принято решение начать кодификацию правовой базы ТС и ЕЭП, чтобы участникам внешнеэкономической деятельности было достаточно всего лишь двух базовых документов - Таможенного кодекса и Кодифицированного договора по вопросам ТС и ЕЭП.
В полном формате заработал с 1 января 2012 г. Суд ЕврАзЭС, формируются Антикризисный фонд и Центр высоких технологий ЕврАзЭС.
Выпуск промышленной продукции в рамках ЕЭП в настоящее время составляет более 1 трлн дол. США, сельскохозяйственной - 100 млрд дол. США и розничный товарооборот - 500 млрд дол. США. По мировым запасам нефти доля ЕЭП составляет 9%, природного газа, % - 25, в экспорте сырья - 11, экспорте энергоносителей - 14, мировом ВВП - 2,6, мировом экспорте - 4 и населении - 2,4. На ЕЭП приходится более 80% внешнего и более 70% внутреннего товарооборота стран СНГ.
По оценкам Российского института народнохозяйственного прогнозирования РАН, макроэкономический эффект от создания ТС и ЕЭП в рамках ЕврАзЭС составит не менее 5% прироста ВВП в расчете на пятилетнюю и около 15% на десятилетнюю перспективу. Особенно заметным будет эффект в машиностроении и агропромышленном комплексе. В целом, совокупный экономический эффект от создания ЕЭП позволяет поднять темпы экономического роста примерно в 1,5 раза.
С начала 2012 г. ведется работа по образованию общего рынка услуг, что предусматривает предоставление национального режима предприятиям - резидентам сторон в оказании услуг, унификацию требований к ним, взаимное признание лицензий в лицензируемых видах деятельности. На полный режим работы Единое экономическое пространство в рамках ЕврАзЭС выйдет с 1 января 2016 г. Для обеспечения полноформатного функционирования ЕЭП потребуется в 2011-2015 гг. подготовить 55 международных договоров и иных документов .
Эффективном развитие внешнеторговой деятельности РФ в условиях ЕЭП отражают показатели Федеральной службы РФ: в 2011 г. в федеральный бюджет поступили таможенные платежи на сумму 6029,32 млрд р. (103,48% от плановой суммы доходов), на 1699,23 млрд р. больше, чем в 2010 г. Среднедневные поступления составляли 24,3 млрд р. Прогнозируемая сумма доходов федерального бюджета за счет поступления таможенных платежей на 2012 г. составляет 6154 млрд р. Важным условием повышения инвестиционной привлекательности экономики России является снижение административных барьеров .
России и государствам-участникам Единого экономического пространства нужна новая экономика с конкурентоспособной промышленностью и инфраструктурой, с развитой сферой услуг, с эффективным сельским хозяйством, работающая на современной технологической базе. Необходимо выстроить эффективный механизм обновления экономики, найти и привлечь необходимые для нее огромные материальные и кадровые ресурсы. Россия предлагает двигаться к созданию от Атлантики до Тихого океана единого экономического и человеческого пространства - общности, называемой российскими экспертами «Союзом Европы», который только укрепит возможности и позиции России в ее экономическом повороте к «новой Азии».
На базе Таможенного союза и Единого экономического пространства необходимо будет перейти к более тесной координации экономической и валютной политики, создать полноценный экономический союз. Предлагается модель мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной «связки» между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом. Сложение природных ресурсов, капиталов, сильного человеческого потенциала позволит Евразийскому союзу быть конкурентоспособным в индустриальной и технологической гонке, в соревновании за инвесторов, за создание новых рабочих мест и передовых производств. И наряду с другими ключевыми игроками и региональными структурами
такими как ЕС, США, Китай, АТЭС - будет обеспечивать устойчивость глобального развития .
В рассуждениях о перспективах интеграции и создания Евразийского экономического союза Президент Республики Беларусь затрагивает вопрос создания наднациональных органов, а возможно, и единой валюты. Евразийский союз позиционируют как партнера Евросоюза, часть общеевропейской интеграции, а не попытку раздела Европы. Как страна на стыке двух интеграционных союзов, Белоруссия выражает заинтересованность в их взаимном сближении. В дальнейшей перспективе можно увидеть не только Евразийский экономический союз, но и интеграцию с Востоком, прежде всего с Китайской народной республикой
В заключение следует отметить, что важнейшей целью интеграционного взаимодействия стран является создание к 2015 г. Евразийского экономического союза. Единое экономическое пространство между странами основано на нормах и принципах ВТО и дает на любом этапе своего существования возможность другим государствам присоединяться к нему.
Наивысшей целью, которую планируется достигнуть с помощью интеграции, Президенты Белоруссии, Казахстана и России называют рост благосостояния и качества жизни наших народов.
В. В. Килин
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций - ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» (Екатеринбург, 17-18 мая 2012 г.) Часть 1 Направление 4. Мировая и национальная экономика: особенности и тенденции развития. Екатеринбург, Издательство Уральского государственного экономического университета, 2012.
Количество показов: 3262