СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Характеристика жесткой и мягкой промышленной политики как необходимого инструмента достижения конкурентоспособности страны

На сегодняшний день привлечение инвестиций, инновационное развитие и стратегия государственной поддержки является национальной задачей стратегического характера большинства стран. Поэтому необходимость применения инструментов промышленной политики также является необходимым условием.

В широком смысле промышленная политика может быть определена как комплекс действий государства, направленных на целенаправленное изменение структуры экономики за счет создания более благоприятных условий для развития определенных (приоритетных) секторов и производств .

Фактически же на сегодняшний день промышленная политика трактуется как государственная политика, имеющая воздействие на распределение ресурсов между отраслями промышленности. Она способствует расширению производства, инвестиций, проведению НИОКР, модернизации и производственной реорганизации в рамках определенных отраслей и одновременно ограничению этих процессов в других отраслях .

Главная цель российской промышленной политики, безусловно, это достижение высокого уровня национальной конкурентоспособности путем использования конкретных инструментов промышленной политики. При этом могут использоваться различные инструменты промышленной политики, а также различные типы промышленной политики.

Существует большое количество классификаций промышленной политики по различным критериям. Однако традиционно промышленная политика подразделяется на два вида, которые различаются по степени вмешательства государства в экономику: жесткая и мягкая промышленная политика.

Жесткая промышленная политика была характерна для периода индустриальной революции конца XIX - начала XX в. Такие страны как США, Япония, Г ермания в тот период времени активно использовали подобный тип. Ярким примером такого рода промышленной политики являются советские пятилетки, когда реализовывалась идея индустриального освоения страны на базе электрификации, развития транспортной системы и металлургического комплекса. Но после распада СССР настали времена экономических реформ, сутью которых было ультралиберальная идея невмешательства государства в процессы развития отраслей экономики и преимущественной ориентации на механизмы рыночного саморегулирования (т.е. рынок должен был сам стимулировать развитие конкурентоспособных направлений, а остальные должны были исчезнуть).

Жесткая промышленная политика характерна для государств с плановым развитием отраслей, а также при реализации масштабных проектов (пример - Советский Союз). Основные черты:

бюджетное субсидирование предприятий приоритетных отраслей; протекционистский курс во внешней торговле.

Отказ от жесткой промышленной политики произошел, в том числе и по причине глобализации, которая нарушала экономическую автономию государств, когда в страну начали приходить зарубежные товары, ресурсы и инвестиции. Кроме того, национальные ресурсы стали обращаться на мировых рынках, не подчиняясь местным, национальным принципам промышленной политики.

Можно сказать, что произошел переход от «жесткой» промышленной политики к мягкой. Главной задачей новой формы промышленной политики стало обеспечение конкурентоспособности национальной экономики в условиях открытого рынка, а, следовательно, и конкурентоспособности отдельных отраслей промышленности.

Мягкая промышленная политика получила распространение в 8090-е гг. XX в. в развитых западных странах и ориентирована: на содействие росту конкурентоспособности национальных производителей и поддержку инвестиционных проектов;

Сравним основные составляющие жесткой и мягкой промышленной политики (см. таблицу).

Жесткая промышленная политика, основанная на экономической автономии

Мягкая промышленная политика, основанная на либеральных мерах повышения конкурентоспособности и технологической привлекательности

Бюджетная поддержка предприятий (налоговые льготы, госзаказы, субсидирование, инвестиции со стороны государства).

Приоритетные национальные проекты (отрасли, фирмы, технологии).

Государственное управление промышленностью (отраслями, регионами, компаниями).

Торговый протекционизм (субсидирование экспорта, политика импортоза- мещения, квотирование, тарифная политика)

Однако сказать, что жесткая промышленная политика больше не используется и не будет использоваться нельзя. Выбор ее или более либерального варианта государственного управления промышленным развитием для современных государств во многом определяется тем, какой способ интеграции в глобальный мир выбирает страна. Причем речь идет не только о торгово-производственной, но и военно-политической интеграции.




С. В. Зимин Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)


Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций - ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» (Екатеринбург, 17-18 мая 2012 г.) Часть 1 Направление 4. Мировая и национальная экономика: особенности и тенденции развития. Екатеринбург, Издательство Уральского государственного экономического университета, 2012.



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Прогнозирование и оптимизация': 141