В настоящее время в нашей стране существует серьезная проблема оттока капитала. Например, в 2011 г. по заявлению Центрального банка России, чистый отток капитала составил 84,2 млрд дол.
Суть вывоза капитала сводится к изъятию части финансовых или материальных ресурсов из процесса национального экономического оборота в одной стране и включение их в производственный процесс в других странах. Необходимость экспорта капитала вызывается образованием в промышленно развитых странах «избытка» капитала, что обусловлено его перенакоплением, т.е. когда падение нормы прибыли в национальной экономике не компенсируется повышением ее массы.
По характеру и формам международные капиталовложения могут быть разными. По источникам происхождения - это государственный и частный капитал.
Главная форма вывоза капитала из России - вывоз в ссудной форме (в виде кредитов, вложений на счета в зарубежных кредитных организациях). Россияне также активно покупают иностранные ценные бумаги и недвижимость за рубежом. Сейчас за рубежом, преимущественно в западных странах, действует несколько десятков тысяч компаний с российским капиталом. Часть из них была создана еще в советское время, но большинство возникли в последние годы. Основные сферы действия этих компаний - торговля, транспорт, финансовый рынок. Появляются новые отечественные транснациональные корпорации (ТНК), осуществляющие зарубежные инвестиции по классическим мотивам. Открывают за границей свои филиалы и российские банки.
Термин «бегство капитала» отличается от понятия «вывоз капитала». Считается, что бегство капитала осуществляется как в легальных, так и в нелегальных формах. В российской практике обычно именно незарегистрированное приобретение резидентами иностранных активов, вложения в финансовые институты за рубежом рассматриваются как бегство капитала. К незаконным формам вывоза российского капитала относят невозврат в страну экспортной выручки, контрабанду товаров с оседанием денег на счетах зарубежных банков, тайный вывоз наличной валюты и т.п.
Среди подходов к решению рассматриваемой проблемы выделяются два: либерально-рыночный и административно-государственный.
Сторонники либерально-рыночного подхода считают, что проблема является следствием, главным образом, незрелости рыночной экономики, и в будущем разрешится сама собой. Причем считается, что административные рычаги часто оказываются неэффективными, способными лишь несколько уменьшить отток капитала, но не остановить его. Усиление административного контроля повлечет более активные поиски обходных путей.
Административно-государственный подход предполагает в качестве первопричины бегства капитала общую криминализацию экономики и злоупотребления в сфере внешнеэкономической деятельности. Сторонники этого подхода призывают совершенствовать административно-государственный контроль во внешнеэкономической сфере, предпринять шаги по стимулированию репатриации капиталов.
Среди мер, способных сократить утечку капитала из страны, специалисты обычно называют следующие:
противодействие спекулятивным перемещениям «горячих денег» на основе комплекса мер по устранению ожиданий возможной девальвации национальной валюты (в частности, мер по стабилизации банковской системы);
предотвращение бегства капитала по легальным и полулегальным каналам в результате повышения эффективности использования механизмов внешнеторгового и валютного контроля, устранения сохраняющихся пробелов в соответствующем законодательстве (в частности, следует принять федеральный закон о регулировании экспорта российского капитала);
перекрытие нелегальных каналов бегства капитала, связанных с незаконными внешнеэкономическими сделками (контрабанда, наркобизнес, торговля оружием и т.п.), как следствие комплексных мер, предполагающих широкое межгосударственное взаимодействие и обмен информацией.
Можно выделить основные причины оттока капитала:
относительный избыток капитала в стране;
наличие в странах, куда экспортируется капитал, более дешевого сырья и рабочей силы, т.е. стремление сэкономить на издержках производства;
вложение капитала в добывающие отрасли за рубежом обеспечивает постоянные источники сырья;
вложение капитала в обрабатывающую промышленность развитых стран позволяет преодолевать таможенные барьеры, стоящие на пути расширения экспорта;
недостаток капитала в принимающих странах в целом или в отдельных секторах, отраслях, инфраструктуре при наличии других благоприятных факторов. Немаловажную роль играют также экологические факторы - перенос вредных для окружающей среды производств в другие страны, в первую очередь, развивающиеся;
стабильная политическая обстановка и благоприятный инвестиционный климат в принимающей стране, льготный инвестиционный режим в свободных экономических зонах;
стремление получить выигрыш в области налогообложения, используя трансфертные цены;
частая непоследовательность реформ, слабость институциональной основы, выраженная в коррупции;
произвольный и конфискационный характер системы налогообложения способствует уклонению от уплаты налогов, а перевод средств за рубеж позволяет легко укрывать их от налоговых органов;
несовершенство законодательной базы в России не гарантирует безопасного ведения бизнеса, но пугает отчасти даже не отсутствие законов, а не исполнение имеющихся.
Таким образом, правительству России следует принять срочные меры по решению данной проблемы.
Д. Ю. Данишкин, Е. А Хрипунова
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций - ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» (Екатеринбург, 17-18 мая 2012 г.) Часть 1 Направление 4. Мировая и национальная экономика: особенности и тенденции развития. Екатеринбург, Издательство Уральского государственного экономического университета, 2012.
Количество показов: 1906