Россия вступила во Всемирную торговую организацию. А это значит, что в скорее произойдут большие изменения на рынке предоставления банковских услуг. К нам в большом количестве придут зарубежные банки. Что это значит для российских банков? В первую очередь увеличение конкуренции. Значит нужно всеми способами бороться за клиента, улучшая услуги, которые предоставляет банк.
Ключевыми проблемами в области предоставления банковских услуг в России, на наш взгляд, являются их качество и количество. Сравним банки США и России. Ведущий банк США - «Bank of America» и ведущий банк России - «Сбербанк». Рассмотрим качество предоставления услуг на простом примере: интернет-банкинг.
На странице «Сбербанка» на сервисе «Сбербанк Он-Лайн» можно посмотреть текущий баланс счетов, заблокировать карту, перевести деньги с одного счета на другой. Отдельно стоит возможность оплаты различных услуг таких как: Связь, интернет и телевидение; ЖКХ; Образование; Налоги и штрафы ГИБДД; пенсионные фонды. На этом и заканчивается весь список возможностей, которыми мы можем воспользоваться на данном ресурсе.
Спектр услуг, предоставляемых на странице «Bank of America» гораздо шире. Можно управлять своими счетами и вкладами. В течение нескольких минут можно просмотреть свою кредитную историю. Существует возможность свести в один личный кабинет все свои счета. Удобное управление почти всеми финансовыми инструментами в одном месте. Самое удобное это открытие и закрытие своих счетов через интернет, в течение нескольких минут. В России для этого нужно отстоять многометровую очередь, заполнить несколько видов бумаг.
В идеале все сводится к тому, что в Америке вы посещаете банк всего один раз, для того что бы открыть один вклад и подтвердить свою личность. Конечно, основная проблема интернет-банкинга в России состоит не только в самих банках, а в развитии интернета как такого. Для широких масс интернет стал доступен лишь 10-15 лет назад, и до сих пор его качество оставляет желать лучшего. Так же играют свою роль менталитет и компьютерная необразованность нашего народа. По статистике из всех клиентов «Сбербанка», лишь 15% используют функционал интернет- банкинга, когда в США этот показатель составляет 60-70%, а согласно некоторым источникам так и все 80. Интернет-банкинг используют в основном в крупных городах центрального региона, в остальных регионах его использование стремится к нулю. Все это хорошо показывает статистика посещения сайта «Сбербанка», за январь 2012 г. она составляет 7 000 000 пользователей, за тот же период количество посещений на сайте «Bank of America» составляет 20 000 000 - разница очевидна.
Следующая проблема - малое количество услуг которые предоставляет банк. Спектр услуг банка можно разделить на 6 сегментов: депозиты (сберегательные счета, депозитарные сертификаты, пенсионные счета), выпуск банковских карт (кредитные и дебетовые карты), ипотечные кредиты и страхование, международные валютные и кредитные операции, управление инвестициями, корпоративные финансы. Следует отметить идею финансового супермаркета, которой придерживаются современные американские банки. Суть ее такова: если клиент пришел в банк, то не должно быть такой финансовой услуги, которую ему не могли бы предоставить.
Комплексность услуг является важным конкурентным преимуществом банка. Естественно, что если наряду с открытием текущего счета банк предложит клиенту возможность получить овердрафт по этому счету, а также чековые книжки, пластиковые карты, информацию о движении денежных средств по счету и другие услуги. Такой банк может привлечь больше клиентов, чем банк, просто открывающий текущие счета. Перечень этих услуг обширен и в каждом конкретном случае он определяется функциями банка, его ресурсными возможностями и потребностями клиентов. Зачастую в пакет услуг включают не только банковские услуги. Например, потребительский кредит можно совместить со страхованием жизни.
Банк может содействовать росту капитала предприятия-клиента, оказывать помощь в области управления финансами, менеджменте. Банки развитых стран оказывают своим клиентам свыше 300 различных услуг, и считается, что ассортимент услуг является практически исчерпывающим. Банки России предоставляют не более 100 услуг. С чем же это связано? Рассматривая американскую модель потребления, мы можем заметить, что большинство жителей США живут в кредит. Окончив колледж и выйдя на работу, они покупают сразу все, что нужно для комфортной жизни, но все это они приобретают в кредит. Вот почему в этой стране не пользуются особым спросом банковские депозиты и другие виды сбережений.
В отличие от американцев, жители Европы обращаются в банки чаще для открытия накопительного счета, нежели оформления кредита. Такое поведение также оправдывается менталитетом европейцев и состоянием рынка. А вот Россию и Азию называют странами с быстроразви- вающимся рынком, поэтому жители этих стран не доверяют банкам, а банки, соответственно, с недоверием относятся к своим клиентам. В результате азиатская или российская модель потребления является чем-то средним между американской и европейской моделями.
Таким образом, в целях расширения клиентской базы российским банкам необходимо улучшить качество предоставления услуг, в том числе в сети Интернет. На фоне инновационных веяний в России и развитии IT- технологий это становится первоначальным условием. Кроме того, весьма важно обеспечить расширение количества банковских услуг, развивая стратегию дифференциации, т.е. предлагать услуги, ориентируясь на свой целевой рынок, на потребности клиентов. Прежде чем дифференцировать банковские услуги, следует ясно понять нужды, потребности и предпочтения клиентов, а также выявить собственные возможности банка. Дифференциация предполагает приспособление услуг к нуждам определенных групп клиентов банка и создание у клиента ощущения уникальности оказываемой услуги. Наиболее ярким примером дифференциации банковских продуктов является предоставление услуг персональных менеджеров для особо выгодных клиентов.
И. А Ганич
Тюменский государственный университет (Тюмень)
Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций - ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» (Екатеринбург, 17-18 мая 2012 г.) Часть 1 Направление 4. Мировая и национальная экономика: особенности и тенденции развития. Екатеринбург, Издательство Уральского государственного экономического университета, 2012.
Количество показов: 4278