СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Стратегия инновационного развития России

Мировой финансовый кризис 2008 г. принес России много негативных последствий. Многие предприятия прекратили свою работу вследствие банкротства. Из-за чего множество россиян остались без рабочих мест. Кризис также затронул банковскую систему России. Нужно отметить повышение ставок по кредитам, повышение требований банков к заемщикам, ипотечные и потребительские программы (беззалоговых и беспроцентных кредитов) были свернуты. На мировом уровне можно говорить о сокращении объемов торговли между странами. Прогнозируемые объемы ВВП за 2009 г. уменьшились. Рост ВВП с планируемых 9% в год сократился сначала до 3,9%, а затем и до 0,3%. Автомобильные концерны, производители бытовой техники и электроники, мобильных телефонов, компьютеров понесли колоссальные убытки, так как снизился спрос на их продукцию.

Мировой финансовый кризис вынудил экономики стран адаптироваться к новым условиям существования, к принятию таких мер, как оптимизация бюджетных затрат, изменение налогового режима, пересмотр среднесрочных и долгосрочных планов социально-экономического развития и прочих. Он также привел к сокращению расходов частного бизнеса на инновации и обострил структурные слабости российской инновационной системы.

В связи со всеми потрясениями, которые перенесла наша страна во время кризиса, на основе положений Концепции долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 г. была разработана Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. «Инновационная Россия - 2020». Но это не первый проект, связанный с инновационным развитием страны. В 2005 г. были приняты Основные направления политики России в области развития инновационной системы на период до 2010 г., в 2006 г. - Стратегия развития науки и инноваций до 2015 г.

Россия ставит перед собой такие цели долгосрочного развития как, обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития .

Но принесет ли данная модель улучшения в экономику страны остается пока только гадать. Эксперты же в свою очередь критикуют Стратегию инновационного развития России до 2020 г. и переход на новую модель развития.

Государство оказывает большое влияние на экономику. При этом государственная власть в нашей стране в целом неинновационна, вследствие чего пока что наблюдаются негативные тенденции развития инноваций в России. Неинновационный характер государства в первую очередь выражается в недостаточном объеме финансирования научной и инновационной сферы, также недостаточная поддержка оказывается созданию малого инновационного бизнеса. Существующая система государственных закупок пока скорее препятствует доступу инновационной продукции в систему госзаказа.

Следовательно, можно сказать, что большая роль в осуществлении данной Стратегии лежит на правительстве РФ. И дальнейшая судьба инновационного развития будет зависеть от государственной политики в сфере экономики.

По мнению авторов Стратегии, переход на новую модель развития будет проходить в два этапа:

этап (2011-2013 гг.) будет направлен на повышение восприимчивости бизнеса и экономики в целом к инновациям. На этом этапе произойдет устранение в системе государственного регулирования (включая техническое регулирование, таможенное и налоговое регулирование и т.д.) барьеров, которые препятствуют наращиванию инновационной активности. Произойдет сокращение (вплоть до полного свертывания) государственных расходов на неприоритетные прикладные исследовательские проекты в рамках федеральных целевых программ. На федеральном и региональном уровнях будут формироваться механизмы содействия привлечению прямых иностранных инвестиций в высокотехнологические отрасли экономики, дополнительной поддержки экспорта инновационной продукции;

этап (2014-2020 гг.), по мнению авторов, характеризуется повышением доли частного финансирования в общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки. Будет увеличено финансирование образования, науки и модернизации инфраструктуры инновационной экономики, в основном за счет высвобождения финансовых ресурсов из поддержки бизнес-проектов. Также будет увеличена поддержка продвижения российской инновационной продукции и технологий на мировые рынки, включая увеличение объемов финансирования на предоставление кредитной и гарантийной поддержки, а также на софинансирование расходов бизнеса (маркетинговых, консультационных, выставочных и т.д.), связанных с выводом продукции на новые рынки .

Для осуществления всех поставленных целей необходимо хорошее финансовое обеспечение. В первую очередь произойдет увеличение объемов бюджетного финансирования расходов на научные исследования, образование и поддержку инноваций, как условие достижения экономикой страны необходимого уровня конкурентоспособности. Далее повысится эффективность бюджетных расходов на проведение исследовательских работ и высшее профессиональное образование. Также произойдет расширение объемов субсидирования процентных ставок и предоставления государственных гарантий по образовательным кредитам, выделяемых на цели обучения в ведущих вузах страны . В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2011-2013 годах», будет обеспечено оказание дополнительной финансовой помощи субъектам Российской Федерации, активно содействующим развитию инновационного сектора экономики, в качестве важного условия повышения результативности проводимой регионами инновационной политики .

Как уже отмечалось ранее, Стратегия вызвала отрицательные отзывы со стороны экспертов. И это может быть весьма обоснованным явлением. Опять же следует сказать, что все будет зависеть от государства нашей страны. Есть опасения в том, что будут выбраны не те направления и технологии, которые нужно развивать и в которые нужно вкладывать средства. По мнению члена комиссии Общественной палаты по науке и инновациям Владимира Гутенева, следует использовать уже имеющиеся в стране заделы, а существенные бюджетные средства привлекать под очень строгим контролем. Важно выбирать те направления, которые имеют значительный экспортный потенциал, считает он. В частности, энергетическое машиностроение, ОПК, авиационное строительство, судостроение .

Говорить сейчас об эффективности данной Стратегии, конечно, рано. Учитывая то, что все в мире зависит не только от нас, но и от внешних факторов, можно судить о том, что многие проекты, запланированные на более поздний период, могут либо отложиться, либо не осуществиться вообще. Проблема инноваций в последнее время стала наиболее актуальной в связи с развитием информационного общества, внедрением новых технологий. Остается надеяться на адекватность и правильность решений нашего правительства, так как все мероприятия требует больших расходов бюджетных ресурсов. Для эффективности исполнения этих мероприятий нужно привлекать независимых экспертов, а таких найти в наше время очень трудно. Но, не смотря на все негативные отзывы, эксперты говорят о том, что статус данной Стратегии намного выше, чем у предыдущих. Следовательно, можно сказать о том, что все проекты, созданные ранее, могут быть систематизированы и доработаны.




Л. Х Арангулова, Е. В. Карпова Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)


Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций - ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» (Екатеринбург, 17-18 мая 2012 г.) Часть 1 Направление 4. Мировая и национальная экономика: особенности и тенденции развития. Екатеринбург, Издательство Уральского государственного экономического университета, 2012.



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601