СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Повышение качества диссертаций в ВУЗАХ

Как известно, конкурентоспособность организации определяется в первую очередь квалификацией ее персонала. Российские вузы в последнее десятилетие существенно снизили свою конкурентоспособность, в том числе и по причине кадрового несоответствия современным рыночным требованиям. Профессорско-преподавательский состав стареет, а достойной смены не видно. Молодых людей не привлекают низкая заработная плата, медленный карьерный рост в вузе, необеспеченность жильем и т. д. Те же, кто все-таки вступил на преподавательскую стезю, зачастую не встречают со стороны коллег заинтересованного отношения к своему стремлению в развитии. Аспирантуры казалось бы работают, руководители назначены, а молодые люди медленно осваиваются в науке, диссертации, как научно-квалификационные работы, продвигаются медленно. На освоение следующего квалификационного уровня у аспирантов и докторантов уходят многие годы, а диссертации получаются невысокого качества. Отсюда и возрастающий процент отклоняемых в последнее время ВАК работ.

Нередко получается, что человек, даже защитивший диссертацию, не осознает ее сути, не понимает структуры, слабо представляет функции кандидата и доктора наук в обществе, не может соответствовать уровню кандидата и доктора наук. Среди причин такого ухудшающегося положения выделим следующие.

Первая причина кроется в сниженном уровне требований к соискателям ученой степени, особенно при защите диссертации в своем университете. По этому поводу еще в 1955 г. в письме Н. С. Хрущеву высказался академик П. Л. Капица: «Еще когда я был в ВАКе председателем экспертной комиссии по физике, я не раз указывал, что защита диссертации научного работника у себя в институте часто превращается в семейное дело. Но ликвидировать это


просто - надо запретить защищать научным работникам диссертации в том учреждении, где они служат»[1].

С той поры прошло больше полувека, но это положение, ухудшающее качество диссертаций, не устранено и продолжает вредить обществу, позволяя выпускать «некондиционных» ученых. Так, например, один из авторов статьи, общаясь с руководителем докторанта, указал на слабости, обнаруженные при изучении автореферата диссертации. В ответ услышал: «Да, это мелочи! Его здесь все знают. Защитится!». Эти «мелочи» касались несоответствия цели диссертации ее теме, отсутствия в диссертации идеи, отсутствия в составе научных положений таких, которые действительно определяют работу как докторскую, включения в список публикаций по теме диссертации автореферата диссертации руководителя ... И действительно, докторант защитился. На заданные ему затем вопросы: «Как прошла защита? Было ли сложно?» Прозвучал ответ: «Да не очень...».

В связи с этим возникают вопросы, почему слабая диссертация была защищена и защита не была сложной, зачем обществу такие ученые. Ведь стране и ее науке требуются соответствующие своей научной степени доктора и кандидаты, а не просто обладатели званий. Народная мудрость гласит: «За одного битого двух небитых дают!». Возможно, что исследования, проведен- ные этим соискателем, были важными, а полученные результаты - ценными, но как докторская диссертация работа была, очевидно, слабой. Это означает, что соискатель не дотянул ее, не доработал, а значит и не приобрел всего того, что положено доктору наук.

Вторая причина, которая существенно влияет на качество защищаемых в стране диссертаций, заключается в том, что общенаучная и методологическая подготовка молодых ученых поставлена слабо. Да, они решают с руководителями научные задачи (как правило, по тематике лаборатории или кафедры), но приоритет при этом отдается исполнению контракта с заказчиком, а сотворение диссертации выступает третьестепенной задачей. На развитие и подготовку настоящего ученого у многих руководителей просто не находится времени.

Как недавно сказал знакомый кандидат наук с тридцатилетним стажем: «Да профессор с нами и не занимался, он только статьи подписывал. А мы - аспиранты - были сами по себе, кто у кого что увидит, тем и пользуется...». Это из советского опыта. К сожалению, ситуация и сейчас не лучше.

Для устранения этого противоречия были проведены переговоры с рядом ректоров сибирских вузов. Были предложены к постановке функция и система методологической подготовки аспирантов (и докторантов) к сотворению безупречных диссертаций (рис. 1).

Постановка системы предусмотрена посредством ежегодного проведения методологического семинара с аспирантами и докторантами на тему «Как выходить на докторский уровень научной квалификации к 35-40 годам, существенно повысив отдачу для общества и личную конкурентоспособность».

Рис. 1. Логика и результаты системы методологической подготовки аспирантов и докторантов в университете


Структурное единство вышеприведенной системы с научным руководством аспиранта и управленческой системой, поставленной в аспирантуре вуза, выступает важным фактором успеха в сотворении соискателем безу-

Рис. 2. Структура системы подготовки безупречной диссертации


пречной диссертации (рис. 2). При этом, несомненно, ключевым фактором является творческий, духовный и трудовой потенциал соискателя.


Так, в Кемеровском институте (филиале) РГТЭУ семинар проводится уже четвертый год, в Томском политехническом университете (ТПУ) - второй год. Проявил интерес к системе методологического развития аспирантов Совет молодых ученых ИГД им. Н. А. Чинакала Сибирского отделения РАН.

Методологический семинар предусматривает рассмотрение жизненно важных для аспиранта вопросов: что, как, сколько времени требуется, какие барьеры на пути, что дает и т. п.? Занятия в рамках семинара для глубокого осмысления и усвоения материала слушателями проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия - порядка трех часов. Содержание занятий семинара представлено в табл. 1.

В ТПУ с целью глубокого погружения в работу была реализована практика проведения выездных трехдневных семинаров. Семинары проводились для групп из 40 аспирантов с выездом в пригородный санаторий. Занятия проходили с 10 до 18 часов ежедневно. Для повышения продуктивности труда аспирантов каждый день работы заканчивался итоговым тренингом. Темы тренингов были следующими:

- тренинг 1 - проблема, цель, идея моей диссертации (каждый докладывает, остальные слушают, воспринимают, обсуждают...);

- тренинг 2 - мои интеллектуальные обретения за день (технология та

же);

- тренинг 3 - теперь я по своей диссертации СДЕЛАЮ...; теперь я по своей диссертации НЕ БУДУ ДЕЛАТЬ...

- тренинг 4 - представить диссертацию одним рисунком.


Т аблица 1

Содержание занятий методологического семинара с аспирантами

Ns

занятия

Основные вопросы занятия

Продолжи

тельность,

часы

1

Что такое НАУКА? Зачем она мне? Зачем Я ей? Какими качествами должен обладать УЧЕНЫЙ? Что такое ДИССЕРТАЦИЯ? Какова ее ЛОГИКА? Почему преподаватель вуза НЕ МОЖЕТ НЕ БЫТЬ ученым? Как диссертация повышает компетенцию и конкурентоспособность автора?

3

2

Каковы требования ВАК к диссертациям и соискателям? Какие бывают типы диссертаций? Как выбрать ТЕМУ не «полочной», а «рыночной» диссертации? Что ГЛАВНОЕ для начинающего диссертацию? Ключевые научные понятия для соискателя ученой степени

3

3

Уровни научной квалификации и траектории их освоения. Каков АЛГОРИТМ СОТВОРЕНИЯ диссертации? Что такое алгоритм выполнения, апробации и аттестации диссертационной работы? В чем отличие докторской диссертации от кандидатской?

3

4

Сколько времени нужно на диссертацию? Где взять время на диссертацию? Как организоваться на продуктивную научную работу? В чем ценность МОЛОДОГО доктора наук для вуза, для общества? Проблема, объект, предмет и цель диссертации - что это? Смысл и примеры. Формула ЦЕЛИ диссертации. Идея диссертации - что это? Как найти интересную идею для своей диссертации? Примеры идей диссертаций

3

5

Каков смысл диссертационной работы? Философская глубина диссертации. Уровни познания. Горизонтальная и вертикальная СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ. Что такое БЕЗУПРЕЧНАЯ ДИССЕРТАЦИЯ? Примеры безупречных диссертаций. Формула научного метода. Технология написания научной статьи. Как написать статью, за которую заплатят гонорар?

3

6

Какова ценность моей диссертации? Что такое НАУЧНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ? Зачем оно? Примеры научных положений. Обоснованность и достоверность - что это? Что признается НАУЧНОЙ НОВИЗНОЙ? Связь научных положений, научной новизны и личного вклада. Как подготовить безупречные автореферат и доклад диссертации?

3

7

Системный подход к научным исследованиям. Что такое СИСТЕМА? Что такое СТРУКТУРА? Что такое ФУНКЦИЯ? Как пользоваться этими понятиями в научной работе? Как разработать в диссертации СИСТЕМУ? Ключевые научные понятия для соискателя ученой степени

3

8

Конкуренция и конкурентоспособность в научной и педагогической среде. В чем их сущность и проявление? Что такое ТЕБЕСТОИМОСТЬ? Метод оценки конкурентоспособности. Конкурентное взаимодействие в рыночной среде. Что такое университет как СИСТЕМА? Как действенно повышать конкурентоспособность УНИВЕРСИТЕТА? Метод системного преобразования УНИВЕРСИТЕТА под требования рынка

3-4


Подпись: Прокопенко С. А. и др. Повышение качества диссертаций в вузах 21Некоторые интеллектуальные обретения аспирантов в ходе методологического семинара в Кемеровском институте (филиале) РГТЭУ

анкеты

Я узнал...

Я понял...

Я понял, что моя диссертация...

Для повышения качества диссертации я теперь...

Полезность семинара для меня (из 5 баллов и в рублях)

1

Алгоритм написания диссертации.

Новую структуру автореферата «от научных положений».

О проф. Галкине В. А. и его методе работы с учениками.

Как постигать смысл слов

Написать диссертацию РЕАЛЬНО и я смогу это сделать.

Необходимость подхода «копать вглубь, а не вширь». Сущность основополагающих понятий, используемых в диссертации.

Необходимость обсуждения решаемой проблемы с опытными людьми научной среды

Еще совсем «сырая», но тема является актуальной. Является выражением разрешения собственного внутреннего противоречия

Представлю первые наработки для обсуждения.

Глубже изучу работы, ранее исследовавшие эту проблему. Узнаю мнение о проделанной мною работе у своего руководителя.

Выделю для себя связь и раскрою ее

5 баллов 5000 руб.

2

Нормативную базу написания диссертации. Требования ВАК к диссертации.

Структуру безупречной диссертации.

Смысл кандидатского уровня.

Много интересных афоризмов

Как нужно организовать свою работу по написанию диссертации.

Что необходимо понять научную идею и апробировал, ее в среде научного сообщества перед началом написания диссертации.

Необходимость установления и поддержки контактов с научным сообществом.

Диссертация мне нужна!

Не по той теме, по которой имею возможность ее наш- сать

Перечитаю литературу и авторефераты по схожим темам. Обосную свою научную идею и соберу мнения ученых. Приступлю к написанию статей после апробации автореферата

5 баллов 25000 рублей (эквивалент ранее проведенных в аспирантуре двух лет обучения)

3

Алгоритм выхода на докторский уровень.

Что такое безупречная диссертация.

Раскрытие сути слов.

Как правильно писать и оформлять диссертацию

Как работать более продуктивно и качественно. Необходимо найти тех, кто поможет выйти в ученые.

Как самостоятельно оценивать написанное мною в диссертации.

Зачем мне нужна наука

Должна быть безупречной! Эго нелегкий труд, но интересный и хочется, чтобы получился рыночный продукт кому-то полезный

Найду более близкое и интересное мне направление исследований.

Воспользуюсь вашими мыслями и предложениями, которые теперь стали моими интеллектуальными обретениями

5 баллов 1000 рублей (за 2 занятия)


Завершались семинары измерением интеллектуальных приращений аспирантов через проведение их анкетирования. В анкете требовалось ответить на такие вопросы:

1. Что удалось УЗНАТЬ о науке и диссертации?

2. Что удалось ПОНЯТЬ о науке и диссертации?

3. В ходе семинара я ПОНЯЛ(а), что МОЯ диссертация...

4. Для повышения качества МОЕЙ диссертации я теперь сделаю...

По отзывам участников, семинар оказался полезным как в стратегическом плане (поняли, что такое наука и какими качествами должен обладать ученый, увидели путь выхода на докторский уровень, поняли структуру безупречной диссертации, узнали требования ВАК, поняли, как найти время на диссертацию...), так и в тактическом благодаря разрешению частных вопросов и деталей, сдерживавших продвижение к сотворению диссертации. По их мнению, если такие семинары проводить не на третьем, а на первом-втором году обучения, то научная деятельность станет осмысленнее и продуктивнее, а эффективность аспирантуры повысится.

В табл. 2 приведены некоторые итоги занятий аспирантов на семинаре в части приращения ими своих знаний и пониманий о науке и диссертации. Анализ табл. 2 свидетельствует, что, полученные на семинаре интеллектуальные обретения являются важными и необходимыми для сотворения аспирантами качественных диссертаций. Практика показывает, что выход на уровень методологической готовности к сотворению безупречной диссертации достигается при направленном проведении серии занятий уже через 2 месяца. Это незначительный срок по сравнению с 36 месяцами обучения в аспирантуре. Помощь аспирантам и соискателям на начальном этапе научного становления позволяет им глубже раскрыться, их диссертации становятся содержательнее, а вузы пополняются толковыми и перспективными исследователями.

Аналогичную работу (в сокращенном варианте) необходимо проводить и с докторантами. После такого семинара их диссертации будут избавлены от многих недочетов, а следовательно, и вопросов у экспертных советов ВАКа и других оппонентов останется меньше. В результате страна получит системно мыслящих молодых ученых, способных добиваться опережающих и качественных результатов и достойно представлять университеты в различных кругах.

Список литературы

1. Балыхин М. Г. Стратегические образовательные ориентиры России на международном рынке образовательных услуг // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2009. - № 2 (26).

2. Бешкинская Е. В. Основные направления совершенствования деятельности системы профессионального образования // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2009. - № 2 (26).

3. Глебова Л. Н. К проблеме социально-профессионального проектирования в подготовке специалистов для социальной сферы // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2008. - № 5 (23).



[1] Капица П. JI. Требуется смелость, размах и дерзание. Пять писем академика П. Л. Капицы Н. С. Хрущеву // Знамя. - 1989. - № 5. - С. 200-208.

Д-р техн. наук С. А. Прокопенко д-р экон. наук А. В. Шишкин



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Изобретательство и инновации': 74