Как известно, конкурентоспособность организации определяется в первую очередь квалификацией ее персонала. Российские вузы в последнее десятилетие существенно снизили свою конкурентоспособность, в том числе и по причине кадрового несоответствия современным рыночным требованиям. Профессорско-преподавательский состав стареет, а достойной смены не видно. Молодых людей не привлекают низкая заработная плата, медленный карьерный рост в вузе, необеспеченность жильем и т. д. Те же, кто все-таки вступил на преподавательскую стезю, зачастую не встречают со стороны коллег заинтересованного отношения к своему стремлению в развитии. Аспирантуры казалось бы работают, руководители назначены, а молодые люди медленно осваиваются в науке, диссертации, как научно-квалификационные работы, продвигаются медленно. На освоение следующего квалификационного уровня у аспирантов и докторантов уходят многие годы, а диссертации получаются невысокого качества. Отсюда и возрастающий процент отклоняемых в последнее время ВАК работ.
Нередко получается, что человек, даже защитивший диссертацию, не осознает ее сути, не понимает структуры, слабо представляет функции кандидата и доктора наук в обществе, не может соответствовать уровню кандидата и доктора наук. Среди причин такого ухудшающегося положения выделим следующие.
Первая причина кроется в сниженном уровне требований к соискателям ученой степени, особенно при защите диссертации в своем университете. По этому поводу еще в 1955 г. в письме Н. С. Хрущеву высказался академик П. Л. Капица: «Еще когда я был в ВАКе председателем экспертной комиссии по физике, я не раз указывал, что защита диссертации научного работника у себя в институте часто превращается в семейное дело. Но ликвидировать это
просто - надо запретить защищать научным работникам диссертации в том учреждении, где они служат»[1].
С той поры прошло больше полувека, но это положение, ухудшающее качество диссертаций, не устранено и продолжает вредить обществу, позволяя выпускать «некондиционных» ученых. Так, например, один из авторов статьи, общаясь с руководителем докторанта, указал на слабости, обнаруженные при изучении автореферата диссертации. В ответ услышал: «Да, это мелочи! Его здесь все знают. Защитится!». Эти «мелочи» касались несоответствия цели диссертации ее теме, отсутствия в диссертации идеи, отсутствия в составе научных положений таких, которые действительно определяют работу как докторскую, включения в список публикаций по теме диссертации автореферата диссертации руководителя ... И действительно, докторант защитился. На заданные ему затем вопросы: «Как прошла защита? Было ли сложно?» Прозвучал ответ: «Да не очень...».
В связи с этим возникают вопросы, почему слабая диссертация была защищена и защита не была сложной, зачем обществу такие ученые. Ведь стране и ее науке требуются соответствующие своей научной степени доктора и кандидаты, а не просто обладатели званий. Народная мудрость гласит: «За одного битого двух небитых дают!». Возможно, что исследования, проведен- ные этим соискателем, были важными, а полученные результаты - ценными, но как докторская диссертация работа была, очевидно, слабой. Это означает, что соискатель не дотянул ее, не доработал, а значит и не приобрел всего того, что положено доктору наук.
Вторая причина, которая существенно влияет на качество защищаемых в стране диссертаций, заключается в том, что общенаучная и методологическая подготовка молодых ученых поставлена слабо. Да, они решают с руководителями научные задачи (как правило, по тематике лаборатории или кафедры), но приоритет при этом отдается исполнению контракта с заказчиком, а сотворение диссертации выступает третьестепенной задачей. На развитие и подготовку настоящего ученого у многих руководителей просто не находится времени.
Как недавно сказал знакомый кандидат наук с тридцатилетним стажем: «Да профессор с нами и не занимался, он только статьи подписывал. А мы - аспиранты - были сами по себе, кто у кого что увидит, тем и пользуется...». Это из советского опыта. К сожалению, ситуация и сейчас не лучше.
Для устранения этого противоречия были проведены переговоры с рядом ректоров сибирских вузов. Были предложены к постановке функция и система методологической подготовки аспирантов (и докторантов) к сотворению безупречных диссертаций (рис. 1).
Постановка системы предусмотрена посредством ежегодного проведения методологического семинара с аспирантами и докторантами на тему «Как выходить на докторский уровень научной квалификации к 35-40 годам, существенно повысив отдачу для общества и личную конкурентоспособность».
Рис. 1. Логика и результаты системы методологической подготовки аспирантов и докторантов в университете
|
Структурное единство вышеприведенной системы с научным руководством аспиранта и управленческой системой, поставленной в аспирантуре вуза, выступает важным фактором успеха в сотворении соискателем безу-
Рис. 2. Структура системы подготовки безупречной диссертации
|
пречной диссертации (рис. 2). При этом, несомненно, ключевым фактором является творческий, духовный и трудовой потенциал соискателя.
|
Так, в Кемеровском институте (филиале) РГТЭУ семинар проводится уже четвертый год, в Томском политехническом университете (ТПУ) - второй год. Проявил интерес к системе методологического развития аспирантов Совет молодых ученых ИГД им. Н. А. Чинакала Сибирского отделения РАН.
Методологический семинар предусматривает рассмотрение жизненно важных для аспиранта вопросов: что, как, сколько времени требуется, какие барьеры на пути, что дает и т. п.? Занятия в рамках семинара для глубокого осмысления и усвоения материала слушателями проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия - порядка трех часов. Содержание занятий семинара представлено в табл. 1.
В ТПУ с целью глубокого погружения в работу была реализована практика проведения выездных трехдневных семинаров. Семинары проводились для групп из 40 аспирантов с выездом в пригородный санаторий. Занятия проходили с 10 до 18 часов ежедневно. Для повышения продуктивности труда аспирантов каждый день работы заканчивался итоговым тренингом. Темы тренингов были следующими:
- тренинг 1 - проблема, цель, идея моей диссертации (каждый докладывает, остальные слушают, воспринимают, обсуждают...);
- тренинг 2 - мои интеллектуальные обретения за день (технология та
же);
- тренинг 3 - теперь я по своей диссертации СДЕЛАЮ...; теперь я по своей диссертации НЕ БУДУ ДЕЛАТЬ...
- тренинг 4 - представить диссертацию одним рисунком.
Т аблица 1
Содержание занятий методологического семинара с аспирантами
Ns
занятия
|
Основные вопросы занятия
|
Продолжи
тельность,
часы
|
1
|
Что такое НАУКА? Зачем она мне? Зачем Я ей? Какими качествами должен обладать УЧЕНЫЙ? Что такое ДИССЕРТАЦИЯ? Какова ее ЛОГИКА? Почему преподаватель вуза НЕ МОЖЕТ НЕ БЫТЬ ученым? Как диссертация повышает компетенцию и конкурентоспособность автора?
|
3
|
2
|
Каковы требования ВАК к диссертациям и соискателям? Какие бывают типы диссертаций? Как выбрать ТЕМУ не «полочной», а «рыночной» диссертации? Что ГЛАВНОЕ для начинающего диссертацию? Ключевые научные понятия для соискателя ученой степени
|
3
|
3
|
Уровни научной квалификации и траектории их освоения. Каков АЛГОРИТМ СОТВОРЕНИЯ диссертации? Что такое алгоритм выполнения, апробации и аттестации диссертационной работы? В чем отличие докторской диссертации от кандидатской?
|
3
|
4
|
Сколько времени нужно на диссертацию? Где взять время на диссертацию? Как организоваться на продуктивную научную работу? В чем ценность МОЛОДОГО доктора наук для вуза, для общества? Проблема, объект, предмет и цель диссертации - что это? Смысл и примеры. Формула ЦЕЛИ диссертации. Идея диссертации - что это? Как найти интересную идею для своей диссертации? Примеры идей диссертаций
|
3
|
5
|
Каков смысл диссертационной работы? Философская глубина диссертации. Уровни познания. Горизонтальная и вертикальная СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ. Что такое БЕЗУПРЕЧНАЯ ДИССЕРТАЦИЯ? Примеры безупречных диссертаций. Формула научного метода. Технология написания научной статьи. Как написать статью, за которую заплатят гонорар?
|
3
|
6
|
Какова ценность моей диссертации? Что такое НАУЧНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ? Зачем оно? Примеры научных положений. Обоснованность и достоверность - что это? Что признается НАУЧНОЙ НОВИЗНОЙ? Связь научных положений, научной новизны и личного вклада. Как подготовить безупречные автореферат и доклад диссертации?
|
3
|
7
|
Системный подход к научным исследованиям. Что такое СИСТЕМА? Что такое СТРУКТУРА? Что такое ФУНКЦИЯ? Как пользоваться этими понятиями в научной работе? Как разработать в диссертации СИСТЕМУ? Ключевые научные понятия для соискателя ученой степени
|
3
|
8
|
Конкуренция и конкурентоспособность в научной и педагогической среде. В чем их сущность и проявление? Что такое ТЕБЕСТОИМОСТЬ? Метод оценки конкурентоспособности. Конкурентное взаимодействие в рыночной среде. Что такое университет как СИСТЕМА? Как действенно повышать конкурентоспособность УНИВЕРСИТЕТА? Метод системного преобразования УНИВЕРСИТЕТА под требования рынка
|
3-4
|
Некоторые интеллектуальные обретения аспирантов в ходе методологического семинара в Кемеровском институте (филиале) РГТЭУ
№
анкеты
|
Я узнал...
|
Я понял...
|
Я понял, что моя диссертация...
|
Для повышения качества диссертации я теперь...
|
Полезность семинара для меня (из 5 баллов и в рублях)
|
1
|
Алгоритм написания диссертации.
Новую структуру автореферата «от научных положений».
О проф. Галкине В. А. и его методе работы с учениками.
Как постигать смысл слов
|
Написать диссертацию РЕАЛЬНО и я смогу это сделать.
Необходимость подхода «копать вглубь, а не вширь». Сущность основополагающих понятий, используемых в диссертации.
Необходимость обсуждения решаемой проблемы с опытными людьми научной среды
|
Еще совсем «сырая», но тема является актуальной. Является выражением разрешения собственного внутреннего противоречия
|
Представлю первые наработки для обсуждения.
Глубже изучу работы, ранее исследовавшие эту проблему. Узнаю мнение о проделанной мною работе у своего руководителя.
Выделю для себя связь и раскрою ее
|
5 баллов 5000 руб.
|
2
|
Нормативную базу написания диссертации. Требования ВАК к диссертации.
Структуру безупречной диссертации.
Смысл кандидатского уровня.
Много интересных афоризмов
|
Как нужно организовать свою работу по написанию диссертации.
Что необходимо понять научную идею и апробировал, ее в среде научного сообщества перед началом написания диссертации.
Необходимость установления и поддержки контактов с научным сообществом.
Диссертация мне нужна!
|
Не по той теме, по которой имею возможность ее наш- сать
|
Перечитаю литературу и авторефераты по схожим темам. Обосную свою научную идею и соберу мнения ученых. Приступлю к написанию статей после апробации автореферата
|
5 баллов 25000 рублей (эквивалент ранее проведенных в аспирантуре двух лет обучения)
|
3
|
Алгоритм выхода на докторский уровень.
Что такое безупречная диссертация.
Раскрытие сути слов.
Как правильно писать и оформлять диссертацию
|
Как работать более продуктивно и качественно. Необходимо найти тех, кто поможет выйти в ученые.
Как самостоятельно оценивать написанное мною в диссертации.
Зачем мне нужна наука
|
Должна быть безупречной! Эго нелегкий труд, но интересный и хочется, чтобы получился рыночный продукт кому-то полезный
|
Найду более близкое и интересное мне направление исследований.
Воспользуюсь вашими мыслями и предложениями, которые теперь стали моими интеллектуальными обретениями
|
5 баллов 1000 рублей (за 2 занятия)
|
Завершались семинары измерением интеллектуальных приращений аспирантов через проведение их анкетирования. В анкете требовалось ответить на такие вопросы:
1. Что удалось УЗНАТЬ о науке и диссертации?
2. Что удалось ПОНЯТЬ о науке и диссертации?
3. В ходе семинара я ПОНЯЛ(а), что МОЯ диссертация...
4. Для повышения качества МОЕЙ диссертации я теперь сделаю...
По отзывам участников, семинар оказался полезным как в стратегическом плане (поняли, что такое наука и какими качествами должен обладать ученый, увидели путь выхода на докторский уровень, поняли структуру безупречной диссертации, узнали требования ВАК, поняли, как найти время на диссертацию...), так и в тактическом благодаря разрешению частных вопросов и деталей, сдерживавших продвижение к сотворению диссертации. По их мнению, если такие семинары проводить не на третьем, а на первом-втором году обучения, то научная деятельность станет осмысленнее и продуктивнее, а эффективность аспирантуры повысится.
В табл. 2 приведены некоторые итоги занятий аспирантов на семинаре в части приращения ими своих знаний и пониманий о науке и диссертации. Анализ табл. 2 свидетельствует, что, полученные на семинаре интеллектуальные обретения являются важными и необходимыми для сотворения аспирантами качественных диссертаций. Практика показывает, что выход на уровень методологической готовности к сотворению безупречной диссертации достигается при направленном проведении серии занятий уже через 2 месяца. Это незначительный срок по сравнению с 36 месяцами обучения в аспирантуре. Помощь аспирантам и соискателям на начальном этапе научного становления позволяет им глубже раскрыться, их диссертации становятся содержательнее, а вузы пополняются толковыми и перспективными исследователями.
Аналогичную работу (в сокращенном варианте) необходимо проводить и с докторантами. После такого семинара их диссертации будут избавлены от многих недочетов, а следовательно, и вопросов у экспертных советов ВАКа и других оппонентов останется меньше. В результате страна получит системно мыслящих молодых ученых, способных добиваться опережающих и качественных результатов и достойно представлять университеты в различных кругах.
Список литературы
1. Балыхин М. Г. Стратегические образовательные ориентиры России на международном рынке образовательных услуг // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2009. - № 2 (26).
2. Бешкинская Е. В. Основные направления совершенствования деятельности системы профессионального образования // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2009. - № 2 (26).
3. Глебова Л. Н. К проблеме социально-профессионального проектирования в подготовке специалистов для социальной сферы // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2008. - № 5 (23).
[1] Капица П. JI. Требуется смелость, размах и дерзание. Пять писем академика П. Л. Капицы Н. С. Хрущеву // Знамя. - 1989. - № 5. - С. 200-208.
Д-р техн. наук С. А. Прокопенко д-р экон. наук А. В. Шишкин
Количество показов: 2256