Наличие стратегии в деятельности компании явление не такое уж частое. Тому есть множество причин. Это и внешняя понятность того, куда нужно двигаться, и нехватка времени, и психологическая неготовность сесть с коллегами и обсудить новые возможности, и многое другое. Вместе с тем наличие стратегии проявляется быстро, если это отвечает действительности, а не используется в качестве рекламного лозунга. Покупатели, поставщики и сотрудники часто готовы долго мириться с жесткими ценовыми условиями, с недоработками в продуктах или бизнес процессах, если им понятно, куда движется компания.
Как же мы можем объективно определить, что стратегия у компании существует? и Какие шаги обычно нужно проделать, чтобы стратегия появилась?
Сессии стратегического планирования (ССП) разных бизнес-тренеров имеют в целом общие подходы, нюансы – в конкретных технологиях и приемах. Здесь как ни в какой иной области применим афоризм о том, что суть скрывается в деталях. В принятой Технологии участия реализуется требования «снизу-вверх», получение свежих идей, мозгового штурма. Участники работают над стратегией, сами создают и живут в ней.
По результатам двух дней работы появляется возможность зафиксировать и аккумулировать идеи участников. В зависимости от направления сессии (фокус на подразделении в целом, или фокус на продукте) результаты могут быть оформлены соответственно в виде:
Существует важный организационный вопрос, который не виден с самого начала. Работа 7-17 специалистов в течение двух дней неизбежно приводит к большому количеству идей, мыслей, предложений по каждому вопросу сессии. В пределах сессии оценка, суммирование и порой даже «правильное формулирование» все идей невозможны. Это как раз та задача, с которой коллективный разум справляется плохо.
Поэтому необходимо сразу определить ответственного за подготовку проекта Стратегического документа, определить дату совещания по обсуждению и утверждения его редакции для презентации на совете директоров. Таким ответственным может быть как руководитель подразделения, его заместитель или ключевой специалист. Главное, чтобы этот сотрудник был максимально склонен к аналитической работе. Таким образом, по аналогии с работой Государственной думы:
Стратегический документ обсуждается и принимается в три этапа:
- Сессия стратегического планирования
- Внутреннее совещание по обсуждению проекта документа
- Презентация для Совета директоров
Бизнес –тренер (ведущий, модератор сессии) является внешним для компании человеком. В этом его преимущество. Поэтому он может вести сессию нейтрально, непредвзято, объективно по отношению ко всем идеям участников. Участники это чувствуют с первого момента мероприятия, что выражается в большей открытости, активности и участии в обсуждении.
Модератор Сессии стратегического планирования передает результаты сессии ответственному за подготовку проекта итогового документа. Объективно модератор не может быть полезен для формулирования самой стратегии, т.к он не несет ответственности за реализацию стратегии, не работает в компании и не может быть знаком с мельчайшими техническими и маркетинговыми деталями бизнеса и организации бизнес – процессов в компании. Однако его компетенции в области организации коллективной работы людей позволяют извлекать знания и переложить их в форму, удобную для обработки результатов специалистом компании. Как правило, результаты передаются в виде таблиц Excel и фотографий.
С общим описанием продукта Сессия Стратегического Планирования можно ознакомиться по ссылке: Сессия стратегического планирования продукта (бизнес-предложений) по технологии участия
Ческидов Роман Павлович
Бизнес-тренер
+7 922 11 45713
Количество показов: 2280