СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Банкротство: Роль государства в финансовом оздоровлении и несостоятельности предприятий

Разрушительные для экономики последствия банкротства предпринимателей, как бы последние ни назывались - купцы, банкиры, заводчики, фермеры, фабриканты, - остро проявились уже в момент возникновения и становления рыночных отношений. И с первых же шагов активную роль здесь стало играть государство.

Несостоятельность и разорение предпринимателей препятствуют нормальному развитию экономики, нарушают социально-политическую стабильность и создают напряженность в обществе, чреватую бунтами и иными формами насильственного неповиновения, лишают государство возможности полноценно выполнять свои функции.

Наличие в правовой системе государства института конкурсного права имеет огромное значение как для права, так и для экономики страны, поскольку его нормы направлены на исключение из оборота субъектов, не способных осуществлять рентабельную деятельность, а также на восстановление финансового состояния юридических лиц, испытывающих временные финансовые сложности. Все это способствует оздоровлению экономики, недопущению кризиса неплатежей и функционирования неплатежеспособных предприятий.

В истории развития российского института банкротства исследователи выделяют три этапа:

  • дореволюционный,
  • советский,
  • современный.

Нормы дореволюционного конкурсного права характеризуются высокой степенью разработанности с точки зрения интересов как должника, так и кредиторов.

Советское конкурсное право развивалось в течение непродолжительного времени - периода нэпа - и может быть охарактеризовано как аномальное, прежде всего потому, что от участия в отношениях были полностью отстранены кредиторы. Со свертыванием нэпа положения о несостоятельности, содержащиеся в ГК РСФСР и ГПК РСФСР, перестали применяться.

Советское право отказалось от регулирования отношений, связанных с несостоятельностью, поскольку существование этого института несовместимо с господством плановых начал в экономике. В результате на протяжении многих десятилетий функционировали убыточные предприятия, поддерживаемые за счет государственного финансирования и периодического списания долгов.

Современный этап развития института банкротства в России

Современный этап развития института банкротства в России начинается с Указа Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 623 «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур».

19 ноября 1992 г. был принят Закон РФ № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», в соответствии с которым стало возможным наряду со многими другими процедурами проведение конкурсного процесса.

В 1993 г. для реализации государственной политики по предупреждению банкротства и финансовому оздоровлению неплатежеспособных предприятий при Государственном комитете РФ по управлению государственным имуществом было создано Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) (постановление Правительства РФ от 20 сентября 1993 г. № 926). Впоследствии оно было преобразовано в Федеральную службу России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (ФСДН) (постановление Правительства РФ от 1 июня 1998 г. № 537), при этом существенно возросла роль ФСДН в системе государственного управления, значительно расширился круг решаемых задач и уровень полномочий.

В дальнейшем приоритетной задачей ФСДН становится финансовое оздоровление предприятий-должников, что нашло свое отражение в Положении о Федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству, утвержденном постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2000 г. № 301, а также отразилось в уточнении названия Федеральной службы. Согласно этому положению, Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО) представляла собой федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации о финансовом оздоровлении и несостоятельности (банкротстве) организаций.

Федеральная служба осуществляла возложенные на нее функции и полномочия непосредственно и через свои территориальные органы и представителей на соответствующих территориях.

К основным задачам ФСФО относились:

  • разработка и реализация мероприятий по финансовому оздоровлению и реструктуризации неплатежеспособных организаций;
  • проведение государственной политики по предупреждению банкротства лиц, осуществляющих в соответствии с гражданским законодательством предпринимательскую деятельность, а также обеспечение условий реализации процедур банкротства;
  • исполнение полномочий государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению, а также органа, уполномоченного обеспечивать защиту интересов Российской Федерации при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) организаций;
  • разработка и реализация мероприятий по обеспечению анализа финансового состояния организаций и контроля за соблюдением ими платежно-расчетной дисциплины.

В соответствии с возложенными на нее задачами Федеральная служба принимала участие в формировании и реализации федеральных и межгосударственных программ, предусматривающих мероприятия по реструктуризации и финансовому оздоровлению неплатежеспособных организаций, При этом ФСФО организовывала привлечение необходимых для этого финансовых средств, в том числе зарубежных инвесторов, и участвовала в рассмотрении вопросов о государственной финансовой поддержке неплатежеспособных организаций.

Федеральная служба вела учет платежеспособных крупных, а также экономически или социально значимых организаций, формировала перечни таких организаций, анализировала их финансовое состояние и представляла в Правительство РФ предложения по финансовому оздоровлению указанных организаций.

ФСФО России приняла ряд распоряжений, в которых определила порядок проведения систематического анализа (мониторинга) финансового состояния и учета платежеспособности крупных экономически и социально значимых организаций, к которым относятся организации:

  • входящие в число ста крупнейших компаний России по рыночной стоимости (капитализации);
  • имеющие фактическую численность работников, превышающую 10 тыс. человек (для холдинговых компаний -- с учетом численности работников дочерних обществ);
  • признаваемые в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» субъектом естественной монополии, осуществляющим свою деятельность на территории Российской Федерации, либо субъекта (нескольких субъектов) Российской Федерации;
  • признаваемые градообразующими в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», имеющие численность работников не менее 25 % численности работающего населения соответствующего населенного пункта или численность работников более 5 тыс. человек.

Анализ финансового состояния указанных выше организаций проводился территориальными органами и агентствами ФСФО России на основании данных представляемой организациями бухгалтерской (финансовой) отчетности (форм №1,2,3,4, 5, пояснительной записки).

Оценка финансово-экономического состояния предприятия проводилась в двух аспектах:

  • с точки зрения функционирования предприятия как хозяйствующего субъекта;
  • с позиции его ликвидации (возможного банкротства, возбуждения процедуры банкротства).

Финансовый анализ позволял выявлять угрозу банкротства и своевременно проводить систему мер по финансовому оздоровлению предприятия. Для обеспечения единого методологического подхода при проведении анализа финансового состояния предприятий и оценки структуры их балансов, а также в целях повышения эффективности проведения мероприятий по финансовому оздоровлению неплатежеспособных предприятий Федеральная служба разработала и утвердила:

  • Методические указания по проведению анализа финансового состояния организации (от 23 января 2001 г. № 16);
  • Методические положения по оценке финансового состояния предприятия и установлению неудовлетворительной структуры баланса (от 12 августа 1994 г. № 31-р);
  • типовую форму плана финансового оздоровления (бизнес-плана), порядок его согласования и методические рекомендации по разработке планов финансового оздоровления (от 5 декабря 1994 г. № 98-р).

Перечисленные материалы содержат методику расчета показателей, включенных в систему критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий, и оценки реальных возможностей восстановления платежеспособности предприятий, а также определяют некоторые методические подходы к анализу структуры баланса и оценки финансового состояния предприятий.

Аспекты деятельности и задачи государства в развитии института банкротства на современном этапе представлены на рисунке 2.

Помимо анализа финансового состояния организаций-должников, оценки их платежеспособности и участия в финансовом оздоровлении этих организаций Федеральная служба активно участвовала в делах о банкротстве должников, для чего ФСФО:

  • вела списки лиц, получивших лицензию арбитражного управляющего и прошедших регистрацию в арбитражных судах;
  • представляла по запросу арбитражного суда кандидатуры для назначения арбитражными управляющими;
  • готовила предложения по порядку' участия от имени Российской Федерации уполномоченных органов и организаций в проведении досудебной санации организации-должника;
  • организовывала подбор и подготовку специалистов по антикризисному управлению для неплатежеспособных предприятий;
  • выступала в соответствии с гражданским законодательством представителем кредиторов по денежным обязательствам при рассмотрении арбитражными судами дел о банкротстве организаций-должников;
  • участвовала в проведении реструктуризации задолженности организаций-должников по платежам в федеральный бюджет;
  • участвовала в обеспечении трудовых прав работников при проведении процедур банкротства.

Для финансирования мероприятий, связанных с реализацией процедур банкротства, был создан Специализированный фонд Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству. Средства Фонда аккумулировались на счетах в учреждениях Центрального банка РФ и формировались за счет:

  1. средств, поступающих по договорам, заключенным ФСФО с арбитражными управляющими в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»;
  2. установленных поступлений от продажи имущества организаций- должников;
  3. средств, привлекаемых для реализации мероприятий по реструктуризации и финансовому оздоровлению неплатежеспособных организаций;
  4. средств, получаемых в порядке компенсации расходов по обеспечению процедур банкротства в отношении отсутствующего должника;
  5. иных поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  6. Средства Специализированного фонда ФСФО направлялись:
  7. на обеспечение процедур банкротства в отношении отсутствующего должника;
  8. создание дополнительных гарантий деятельности арбитражных управляющих;
  9. обеспечение организационных, экономических и иных условий, необходимых для реализации процедур банкротства;
  10. реализацию мероприятий по реструктуризации и финансовому оздоровлению неплатежеспособных организаций.

С целью контроля и обеспечения гласности дел о несостоятельности (банкротстве) ФСФО вела автоматизированный учет неплатежеспособных предприятий. В банках данных территориальных отделений, а также департамента регионального развития Федеральной службы в числе документов, относящихся к учитываемому неплатежеспособному предприятию, содержатся:

  1. учетная карта предприятия, если принято решение о признании предприятия неплатежеспособным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса;
  2. акт о признании предприятия неплатежеспособным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса;
  3. уведомление о признании предприятия неплатежеспособным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса;
  4. заключение по результатам анализа состояния платежеспособности и структуры баланса предприятия, на основании которого было принято решение;
  5. баланс предприятия, на основании которого было принято решение.

Федеральная служба России проводила работу по изучению и обобщению отечественной и зарубежной практики применения законодательства о несостоятельности (банкротстве), участвовала в разработке международных договоров по проблемам несостоятельности (банкротства).

ФСФО информировала общество о своей деятельности, выпуская официальное издание «Вестник Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству».

На этапе становления института банкротства в современной России ФСФО выполнила свою организующую роль и была упразднена Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Ее функции переданы Федеральной налоговой службе РФ. Уровни нормативного регулирования несостоятельности (банкротства) в Российской Федерации представлены ниже.

Уровни нормативного регулирования несостоятельности (банкротства) в Российской Федерации

1-й уровень. Кодексы

  • Гражданский кодекс РФ Содержит отдельные положения о несостоятельности (банкротстве) индивидуальных предпринимателей (ст. ГК РФ) и юридических лиц (ст. 65 ГК РФ). Статья 64 устанавливает очередность удовлетворения кредиторов при ликвидации юридического лица
  • Налоговый кодекс РФ Содержит положения, регулирующие порядок налогообложения физических лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц
  • Уголовный кодекс РФ Содержит определяющие положения по неправомерным действиям при банкротстве (ст. 195 УК РФ), преднамеренное банкротство (ст. 196 УК РФ), фиктивное банкротство (ст. 197 УК РФ)
  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ Устанавливает правосудие в сфере предприняла- тельской или иной экономической деятельности путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел по правилам, установленным законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах

2-й уровень. Федеральные законы

  • «О несостоятельности (банкротстве)» Определяет критерии и внешние признаки несостоятельности (банкротства), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), введения внешнего управления и конкурсного производства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов
  • «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» Определяет особенности процедуры банкротства кредитных организаций
  • «О бухгалтерском учете» Определяет основные правила и принципы ведения бухгалтерского учета юридическими лицами, в том числе и несостоятельными (банкротами)
  • «Об акционерных обществах» Определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ
  • «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса Устанавливает особенности признания неоосгапельными (банкротами) субъектов естественных монополий топлишо- энергсшческсго комплекса, основная деятельность которых осущссталяется п сферах 'фалепоршровки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировки газа по трубопроводам, услуг по передаче электрической и тепловой энергии (шлее - организация-должник), и проведения процедур их банкротства
  • «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» Определяет правовые осиовы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов сценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ или муниципапшым образованиям, физическим и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объемами оценки
  • «Об исполнительном производстве» Определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее - судебные акты), а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий

3-ий уровень. Стандарты и положения

  • Положения о лицензировании деятельности физических лиц в качестве арбитражных управляющих
  • Определяет порядок лицензирования деятельности физических лиц в качестве арбитражных управляющих
  • Определяет основные задачи ФСФО России
  • Положения по бухгалтерскому учету
  • Определяет основные правила и принципы ведения бухгалтерского учета юридическими лицами, в том числе и несостоятельными (банкротами)

4-ый уровень. Распоряжения, постановления, приказы, письма

  • Нормативные акты, издаваемые Правительством Российской Федерации
  • Нормативные акты, издаваемые Федеральной службой Российской Федерации по финансовому оздоровлению (ФСФО России)
  • Нормативные акты, издаваемые Министерством финансов Российской Федерации
  • Нормативные акт, издаваемые Центральным Банком Российской Федерации
  • Нормативные акты, издаваемые Министерством внутренних дел Российской Федерации
  • Нормативные акты, издаваемые Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий Российской Федерации
  • Нормативные документы региональных и муниципальных органов власти, регулирующие порядок ликвидации предприятий

Важное место в институте банкротства занимает арбитражный суд как правоприменительный орган, реализующий законодательство о банкротстве в рамках правового поля.

К задачам судопроизводства в арбитражном суде относятся следующие:

  1. защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  2. обеспечение доступности правосудия;
  3. справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом;
  4. укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  5. формирование уважительного отношения к закону и суду;
  6. содействие установлению и развитию партнерских, деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

Анализ статистических данных системы арбитражных судов Российской Федерации показывает, что большинство возбужденных судом дел о несостоятельности предприятий (более 70 %) заканчивается признанием их банкротами и открытием конкурсного производства. Полное удовлетворение требований кредиторов в рамках конкурсного производства как одна из целей законодательства о банкротстве не достигается. Зачастую имущества должника достаточно только для возмещения текущих расходов, удовлетворения требований кредиторов первой и второй очередей. Механизмы Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», направленные на оздоровление экономики несостоятельных предприятий, пока еще используются недостаточно.

Проблемой, сдерживающей процесс реформирования предприятий, стал дефицит арбитражных управляющих, способных в полной мере обеспечить финансовое оздоровление неплатежеспособных предприятий. Для решения этой проблемы в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» в институт банкротства вводится такая структурная единица, как саморегулируемая организация арбитражных управляющих (СРО). В ст. 2 ч. 2 названного Федерального закона СРО определяется как некоммерческая организация корпоративного типа (основанная на членстве), созданная гражданами Российской Федерации и включенная в Единый государственный реестр саморегулируемых организаций.

Цель деятельности СРО - организация деятельности арбитражных управляющих, в том числе содействие повышению уровня профессиональной подготовки своих членов. Постоянно действующий коллегиальный орган управления СРО в составе не менее семи человек утверждает правила деятельности и деловой этики членов этой организации, контролирует деятельность арбитражных управляющих - членов СРО. Создание СРО призвано способствовать активизации восстановительных (реорганизационных) процедур банкротства и снижению доли ликвидационных неплатежеспособных предприятий.

Вопросы для самоконтроля

  1. В чем выражается государственная поддержка неплатежеспособных предприятий в РФ?
  2. Определите порядок выявления неплатежеспособных предприятий, нуждающихся в первоочередной государственной финансовой поддержке,
  3. Определите роль государства в финансовом оздоровлении и банкротстве предприятий.
  4. Какие задачи и функции выполняла Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО)?
  5. Как относится государство и общество к фактам банкротства?
  6. Для какой цели создается саморегулируемая организация арбитражных управляющих?
  7. Может ли общество и (или) государство обойтись без института несостоятельности? Почему?
  8. Что представляет собой саморегулируемая организация арбитражных управляющих (СРО)?
  9. Перечислите основные нормативно-правовые акты, регулирующие несостоятельность (банкротство) в РФ.



Конков В.И.


Конков В.И. Учет и анализ банкротств. Архангельск: Архангельский государственный технический университет, 2007.



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Банкротство, арбитражные управляющие': 3247