Разрушительные для экономики последствия банкротства предпринимателей, как бы последние ни назывались - купцы, банкиры, заводчики, фермеры, фабриканты, - остро проявились уже в момент возникновения и становления рыночных отношений. И с первых же шагов активную роль здесь стало играть государство.
Несостоятельность и разорение предпринимателей препятствуют нормальному развитию экономики, нарушают социально-политическую стабильность и создают напряженность в обществе, чреватую бунтами и иными формами насильственного неповиновения, лишают государство возможности полноценно выполнять свои функции.
Наличие в правовой системе государства института конкурсного права имеет огромное значение как для права, так и для экономики страны, поскольку его нормы направлены на исключение из оборота субъектов, не способных осуществлять рентабельную деятельность, а также на восстановление финансового состояния юридических лиц, испытывающих временные финансовые сложности. Все это способствует оздоровлению экономики, недопущению кризиса неплатежей и функционирования неплатежеспособных предприятий.
В истории развития российского института банкротства исследователи выделяют три этапа:
- дореволюционный,
- советский,
- современный.
Нормы дореволюционного конкурсного права характеризуются высокой степенью разработанности с точки зрения интересов как должника, так и кредиторов.
Советское конкурсное право развивалось в течение непродолжительного времени - периода нэпа - и может быть охарактеризовано как аномальное, прежде всего потому, что от участия в отношениях были полностью отстранены кредиторы. Со свертыванием нэпа положения о несостоятельности, содержащиеся в ГК РСФСР и ГПК РСФСР, перестали применяться.
Советское право отказалось от регулирования отношений, связанных с несостоятельностью, поскольку существование этого института несовместимо с господством плановых начал в экономике. В результате на протяжении многих десятилетий функционировали убыточные предприятия, поддерживаемые за счет государственного финансирования и периодического списания долгов.
Современный этап развития института банкротства в России
Современный этап развития института банкротства в России начинается с Указа Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 623 «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур».
19 ноября 1992 г. был принят Закон РФ № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», в соответствии с которым стало возможным наряду со многими другими процедурами проведение конкурсного процесса.
В 1993 г. для реализации государственной политики по предупреждению банкротства и финансовому оздоровлению неплатежеспособных предприятий при Государственном комитете РФ по управлению государственным имуществом было создано Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) (постановление Правительства РФ от 20 сентября 1993 г. № 926). Впоследствии оно было преобразовано в Федеральную службу России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (ФСДН) (постановление Правительства РФ от 1 июня 1998 г. № 537), при этом существенно возросла роль ФСДН в системе государственного управления, значительно расширился круг решаемых задач и уровень полномочий.
В дальнейшем приоритетной задачей ФСДН становится финансовое оздоровление предприятий-должников, что нашло свое отражение в Положении о Федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству, утвержденном постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2000 г. № 301, а также отразилось в уточнении названия Федеральной службы. Согласно этому положению, Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО) представляла собой федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации о финансовом оздоровлении и несостоятельности (банкротстве) организаций.
Федеральная служба осуществляла возложенные на нее функции и полномочия непосредственно и через свои территориальные органы и представителей на соответствующих территориях.
К основным задачам ФСФО относились:
- разработка и реализация мероприятий по финансовому оздоровлению и реструктуризации неплатежеспособных организаций;
- проведение государственной политики по предупреждению банкротства лиц, осуществляющих в соответствии с гражданским законодательством предпринимательскую деятельность, а также обеспечение условий реализации процедур банкротства;
- исполнение полномочий государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению, а также органа, уполномоченного обеспечивать защиту интересов Российской Федерации при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) организаций;
- разработка и реализация мероприятий по обеспечению анализа финансового состояния организаций и контроля за соблюдением ими платежно-расчетной дисциплины.
В соответствии с возложенными на нее задачами Федеральная служба принимала участие в формировании и реализации федеральных и межгосударственных программ, предусматривающих мероприятия по реструктуризации и финансовому оздоровлению неплатежеспособных организаций, При этом ФСФО организовывала привлечение необходимых для этого финансовых средств, в том числе зарубежных инвесторов, и участвовала в рассмотрении вопросов о государственной финансовой поддержке неплатежеспособных организаций.
Федеральная служба вела учет платежеспособных крупных, а также экономически или социально значимых организаций, формировала перечни таких организаций, анализировала их финансовое состояние и представляла в Правительство РФ предложения по финансовому оздоровлению указанных организаций.
ФСФО России приняла ряд распоряжений, в которых определила порядок проведения систематического анализа (мониторинга) финансового состояния и учета платежеспособности крупных экономически и социально значимых организаций, к которым относятся организации:
- входящие в число ста крупнейших компаний России по рыночной стоимости (капитализации);
- имеющие фактическую численность работников, превышающую 10 тыс. человек (для холдинговых компаний -- с учетом численности работников дочерних обществ);
- признаваемые в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» субъектом естественной монополии, осуществляющим свою деятельность на территории Российской Федерации, либо субъекта (нескольких субъектов) Российской Федерации;
- признаваемые градообразующими в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», имеющие численность работников не менее 25 % численности работающего населения соответствующего населенного пункта или численность работников более 5 тыс. человек.
Анализ финансового состояния указанных выше организаций проводился территориальными органами и агентствами ФСФО России на основании данных представляемой организациями бухгалтерской (финансовой) отчетности (форм №1,2,3,4, 5, пояснительной записки).
Оценка финансово-экономического состояния предприятия проводилась в двух аспектах:
- с точки зрения функционирования предприятия как хозяйствующего субъекта;
- с позиции его ликвидации (возможного банкротства, возбуждения процедуры банкротства).
Финансовый анализ позволял выявлять угрозу банкротства и своевременно проводить систему мер по финансовому оздоровлению предприятия. Для обеспечения единого методологического подхода при проведении анализа финансового состояния предприятий и оценки структуры их балансов, а также в целях повышения эффективности проведения мероприятий по финансовому оздоровлению неплатежеспособных предприятий Федеральная служба разработала и утвердила:
- Методические указания по проведению анализа финансового состояния организации (от 23 января 2001 г. № 16);
- Методические положения по оценке финансового состояния предприятия и установлению неудовлетворительной структуры баланса (от 12 августа 1994 г. № 31-р);
- типовую форму плана финансового оздоровления (бизнес-плана), порядок его согласования и методические рекомендации по разработке планов финансового оздоровления (от 5 декабря 1994 г. № 98-р).
Перечисленные материалы содержат методику расчета показателей, включенных в систему критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий, и оценки реальных возможностей восстановления платежеспособности предприятий, а также определяют некоторые методические подходы к анализу структуры баланса и оценки финансового состояния предприятий.
Аспекты деятельности и задачи государства в развитии института банкротства на современном этапе представлены на рисунке 2.
Помимо анализа финансового состояния организаций-должников, оценки их платежеспособности и участия в финансовом оздоровлении этих организаций Федеральная служба активно участвовала в делах о банкротстве должников, для чего ФСФО:
- вела списки лиц, получивших лицензию арбитражного управляющего и прошедших регистрацию в арбитражных судах;
- представляла по запросу арбитражного суда кандидатуры для назначения арбитражными управляющими;
- готовила предложения по порядку' участия от имени Российской Федерации уполномоченных органов и организаций в проведении досудебной санации организации-должника;
- организовывала подбор и подготовку специалистов по антикризисному управлению для неплатежеспособных предприятий;
- выступала в соответствии с гражданским законодательством представителем кредиторов по денежным обязательствам при рассмотрении арбитражными судами дел о банкротстве организаций-должников;
- участвовала в проведении реструктуризации задолженности организаций-должников по платежам в федеральный бюджет;
- участвовала в обеспечении трудовых прав работников при проведении процедур банкротства.
Для финансирования мероприятий, связанных с реализацией процедур банкротства, был создан Специализированный фонд Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству. Средства Фонда аккумулировались на счетах в учреждениях Центрального банка РФ и формировались за счет:
- средств, поступающих по договорам, заключенным ФСФО с арбитражными управляющими в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»;
- установленных поступлений от продажи имущества организаций- должников;
- средств, привлекаемых для реализации мероприятий по реструктуризации и финансовому оздоровлению неплатежеспособных организаций;
- средств, получаемых в порядке компенсации расходов по обеспечению процедур банкротства в отношении отсутствующего должника;
- иных поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Средства Специализированного фонда ФСФО направлялись:
- на обеспечение процедур банкротства в отношении отсутствующего должника;
- создание дополнительных гарантий деятельности арбитражных управляющих;
- обеспечение организационных, экономических и иных условий, необходимых для реализации процедур банкротства;
- реализацию мероприятий по реструктуризации и финансовому оздоровлению неплатежеспособных организаций.
С целью контроля и обеспечения гласности дел о несостоятельности (банкротстве) ФСФО вела автоматизированный учет неплатежеспособных предприятий. В банках данных территориальных отделений, а также департамента регионального развития Федеральной службы в числе документов, относящихся к учитываемому неплатежеспособному предприятию, содержатся:
- учетная карта предприятия, если принято решение о признании предприятия неплатежеспособным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса;
- акт о признании предприятия неплатежеспособным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса;
- уведомление о признании предприятия неплатежеспособным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса;
- заключение по результатам анализа состояния платежеспособности и структуры баланса предприятия, на основании которого было принято решение;
- баланс предприятия, на основании которого было принято решение.
Федеральная служба России проводила работу по изучению и обобщению отечественной и зарубежной практики применения законодательства о несостоятельности (банкротстве), участвовала в разработке международных договоров по проблемам несостоятельности (банкротства).
ФСФО информировала общество о своей деятельности, выпуская официальное издание «Вестник Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству».
На этапе становления института банкротства в современной России ФСФО выполнила свою организующую роль и была упразднена Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Ее функции переданы Федеральной налоговой службе РФ. Уровни нормативного регулирования несостоятельности (банкротства) в Российской Федерации представлены ниже.
Уровни нормативного регулирования несостоятельности (банкротства) в Российской Федерации
1-й уровень. Кодексы
- Гражданский кодекс РФ Содержит отдельные положения о несостоятельности (банкротстве) индивидуальных предпринимателей (ст. ГК РФ) и юридических лиц (ст. 65 ГК РФ). Статья 64 устанавливает очередность удовлетворения кредиторов при ликвидации юридического лица
- Налоговый кодекс РФ Содержит положения, регулирующие порядок налогообложения физических лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц
- Уголовный кодекс РФ Содержит определяющие положения по неправомерным действиям при банкротстве (ст. 195 УК РФ), преднамеренное банкротство (ст. 196 УК РФ), фиктивное банкротство (ст. 197 УК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс РФ Устанавливает правосудие в сфере предприняла- тельской или иной экономической деятельности путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел по правилам, установленным законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах
2-й уровень. Федеральные законы
- «О несостоятельности (банкротстве)» Определяет критерии и внешние признаки несостоятельности (банкротства), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), введения внешнего управления и конкурсного производства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов
- «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» Определяет особенности процедуры банкротства кредитных организаций
- «О бухгалтерском учете» Определяет основные правила и принципы ведения бухгалтерского учета юридическими лицами, в том числе и несостоятельными (банкротами)
- «Об акционерных обществах» Определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ
- «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса Устанавливает особенности признания неоосгапельными (банкротами) субъектов естественных монополий топлишо- энергсшческсго комплекса, основная деятельность которых осущссталяется п сферах 'фалепоршровки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировки газа по трубопроводам, услуг по передаче электрической и тепловой энергии (шлее - организация-должник), и проведения процедур их банкротства
- «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» Определяет правовые осиовы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов сценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ или муниципапшым образованиям, физическим и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объемами оценки
- «Об исполнительном производстве» Определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее - судебные акты), а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий
3-ий уровень. Стандарты и положения
- Положения о лицензировании деятельности физических лиц в качестве арбитражных управляющих
- Определяет порядок лицензирования деятельности физических лиц в качестве арбитражных управляющих
- Определяет основные задачи ФСФО России
- Положения по бухгалтерскому учету
- Определяет основные правила и принципы ведения бухгалтерского учета юридическими лицами, в том числе и несостоятельными (банкротами)
4-ый уровень. Распоряжения, постановления, приказы, письма
- Нормативные акты, издаваемые Правительством Российской Федерации
- Нормативные акты, издаваемые Федеральной службой Российской Федерации по финансовому оздоровлению (ФСФО России)
- Нормативные акты, издаваемые Министерством финансов Российской Федерации
- Нормативные акт, издаваемые Центральным Банком Российской Федерации
- Нормативные акты, издаваемые Министерством внутренних дел Российской Федерации
- Нормативные акты, издаваемые Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий Российской Федерации
- Нормативные документы региональных и муниципальных органов власти, регулирующие порядок ликвидации предприятий
Важное место в институте банкротства занимает арбитражный суд как правоприменительный орган, реализующий законодательство о банкротстве в рамках правового поля.
К задачам судопроизводства в арбитражном суде относятся следующие:
- защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
- обеспечение доступности правосудия;
- справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом;
- укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
- формирование уважительного отношения к закону и суду;
- содействие установлению и развитию партнерских, деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.
Анализ статистических данных системы арбитражных судов Российской Федерации показывает, что большинство возбужденных судом дел о несостоятельности предприятий (более 70 %) заканчивается признанием их банкротами и открытием конкурсного производства. Полное удовлетворение требований кредиторов в рамках конкурсного производства как одна из целей законодательства о банкротстве не достигается. Зачастую имущества должника достаточно только для возмещения текущих расходов, удовлетворения требований кредиторов первой и второй очередей. Механизмы Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», направленные на оздоровление экономики несостоятельных предприятий, пока еще используются недостаточно.
Проблемой, сдерживающей процесс реформирования предприятий, стал дефицит арбитражных управляющих, способных в полной мере обеспечить финансовое оздоровление неплатежеспособных предприятий. Для решения этой проблемы в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» в институт банкротства вводится такая структурная единица, как саморегулируемая организация арбитражных управляющих (СРО). В ст. 2 ч. 2 названного Федерального закона СРО определяется как некоммерческая организация корпоративного типа (основанная на членстве), созданная гражданами Российской Федерации и включенная в Единый государственный реестр саморегулируемых организаций.
Цель деятельности СРО - организация деятельности арбитражных управляющих, в том числе содействие повышению уровня профессиональной подготовки своих членов. Постоянно действующий коллегиальный орган управления СРО в составе не менее семи человек утверждает правила деятельности и деловой этики членов этой организации, контролирует деятельность арбитражных управляющих - членов СРО. Создание СРО призвано способствовать активизации восстановительных (реорганизационных) процедур банкротства и снижению доли ликвидационных неплатежеспособных предприятий.
Вопросы для самоконтроля
- В чем выражается государственная поддержка неплатежеспособных предприятий в РФ?
- Определите порядок выявления неплатежеспособных предприятий, нуждающихся в первоочередной государственной финансовой поддержке,
- Определите роль государства в финансовом оздоровлении и банкротстве предприятий.
- Какие задачи и функции выполняла Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО)?
- Как относится государство и общество к фактам банкротства?
- Для какой цели создается саморегулируемая организация арбитражных управляющих?
- Может ли общество и (или) государство обойтись без института несостоятельности? Почему?
- Что представляет собой саморегулируемая организация арбитражных управляющих (СРО)?
- Перечислите основные нормативно-правовые акты, регулирующие несостоятельность (банкротство) в РФ.
Конков В.И.
Конков В.И. Учет и анализ банкротств. Архангельск: Архангельский государственный технический университет, 2007.
Количество показов: 20032