СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Банкротство: Причины возникновения кризисов

Кризис есть неотъемлемое и закономерное явление в рыночной экономике. В наиболее общем виде кризис - это крайнее обострение противоречий в социально-экономической жизнедеятельности системы, угрожающее ее жизнестойкости.

Сущность кризиса в терминах конкретной экономики можно определить следующим образом:

. • кризис - это рассогласование в деятельности отдельных систем организации (экономической, финансовой, социальной и др.);

кризис - это неплатежеспособность, нарастающая опасность банкротства и ликвидации организации. ■

Представление о кризисе теснейшим образом связано с сущностью и деятельностью организации. Так, в современной литературе по менеджменту понятие «организация» рассматривается как группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей; как обособленная общественная ячейка в общей системе общественного разделения труда. В качестве организаций могут рассматриваться: отдельная фирма, банк, компания, предприятие, учреждение и т. п.

Для понимания сущности кризиса и его природы рассмотрим две тенденции существования организации: функционирование и развитие.

Функционирование - это поддержание жизнедеятельности организации, сохранение ее целостности, качественной определенности, сущностных характеристик. Развитие - это приобретение организацией нового качества, укрепляющего ее жизнестойкость в условиях изменяющейся внешней среды.

Функционирование и развитие взаимосвязаны между собой, отражают диалектическое единство основных тенденций социальноэкономической системы. Функционирование организации предполагает обязательное наличие предмета труда, средств труда и человека, осуществляющего трудовую деятельность. Функционирование организации возможно лишь при определенном соответствии этих факторов производства, а результат должен отвечать интересам и потребностям человека.

Развитие характеризует изменения в предмете, средствах труда и в человеке. Критерием этих изменений является повышение производительности труда, возникновение новой технологии, повышение эффективности производства.

Связь функционирования и развития имеет диалектический характер. Функционирование сдерживает развитие. Развитие разрушает многие процессы функционирования, но создает условия для более устойчивого функционирования организации в перспективе. То есть возникает циклическая тенденция развития, которая отражает периодическое наступление кризисов.

Таким образом, наступление кризисов вызывается не только субъективными, но и объективными причинами, самой природой организации.

Кризисы могут также возникать и в самих процессах функционирования. Это могут быть, например, противоречия между уровнем техники и квалификацией персонала, между технологиями и условиями ее использования.

Понятие кризиса тесным образом связано с понятием социальноэкономической системы, которая может проявлять способность своего существования в двух направлениях. Это функционирование (сохранение своих особенных функций для поддержания целостности) и развитие (приобретение новых качеств и функций в условиях изменяющейся внешней среды). Взаимосвязь этих двух тенденций носит диалектический характер: управление достигнутым функционированием имеет стабилизирующий и одновременно сдерживающий характер, а управление развитием организации носит инновационный характер, разрушающий процесс достигнутого уровня функционирования.

Причины кризиса могут быть:

объективными - связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации;

субъективными - порожденные ошибками и недостатками в управлении.

Причины кризиса могут быть внешними и внутренними.

Внешние причины кризисов связаны с несовершенством управления на макро- и микроэкономических уровнях, с инновациями (новые научные знания, развитие научно-технического прогресса), с природными изменениями (например, ухудшение экологической ситуации), наконец, с обстоятельствами непреодолимой силы. Внешние причины для возникновения и развития кризиса существуют всегда, поэтому так важно предвидеть его возможные проявления. Внутренние причины кризиса связаны с неэффективным менеджментом на предприятии из-за непрофессионализма персонала, усложнения деятельности вследствие роста масштабов бизнеса и консерватизма личности.

Рис. 1 Типология кризисов

В практике важно предвидеть всевозможные последствия кризисов, будет ли это финансовое оздоровление или ликвидация предприятия. Выход из кризиса не всегда связан с позитивными последствиями. Возможен переход в состояние нового кризиса, может быть, еще более глубокого и продолжительного. Последствия кризиса могут сопровождаться резкими изменениями или мягким длительным и поступательным выходом из состояния кризиса.

Посткризисные изменения в развитии предприятия могут носить долгосрочный или краткосрочный, а также обратимый или необратимый характер, отличаться качественными или количественными характеристиками.

В процессе учета и анализа банкротств важно определить вид экономического кризиса и его особенности. Идентификация кризиса позволит более четко выявить причины и определить те параметры, по которым можно будет разрабатывать планы финансового оздоровления, способные реализовываться и выводить предприятие из кризиса.

Кризисы различаются по своей сути, причинам проявления и последствиям. Классификацию кризисов обычно связывают с выбором средств и способов управления ими. Классификация кризисов по различным признакам представлена на рисунке 1.

Причины кризиса могут носить объективный и субъективный характер. Из-за изменений в окружающей среде их можно назвать внешними, а, к примеру, неэффективный менеджмент или тихий саботаж персонала можно отнести к внутренним причинам. Причины кризиса могут носить случайный характер и проявляться в результате ошибок и просчетов менеджмента.

Закономерность причин может быть связана с жизненным циклом предприятия, отрасли и общества в целом. Также причины могут появляться естественным путем (землетрясения, ураганы, наводнения) и привноситься искусственно (террористические акты).

Характер протекания кризиса может различаться по нескольким признакам. Кризис может быть глубоким, с разрушением тех или иных модулей социально-экономической системы. И наоборот, протекать последовательно и безболезненно, в смягченных условиях.

Затяжные кризисы длятся долго, что говорит о неумении управлять ситуацией. Кратковременный кризис охватывает короткий период времени. Глобальный кризис касается всей социально-экономической системы, локальный затрагивает ее часть. Явный характер кризиса сразу заметен, легко обнаруживается. В свою очередь, скрытый кризис протекает незаметно и поэтому наиболее опасен.

Последствия кризисов могут привести к обновлению или разрушению, оздоровлению или возникновению нового кризиса, ослаблению или его обострению, плавному выходу или резкому усугублению кризиса.

По степени управляемости кризис классифицируют как неуправляемый и управляемый.

Причины возникновения кризиса могут носить различный характер: природный - условия жизнедеятельности человека с изменениями климата и катаклизмами;

экологический - истощение ресурсов, загрязнение окружающей среды, возникновение опасных для человека технологий и др.;

социальный - столкновение интересов и обострение противоречий социальных групп: работников и работодателей и т.д.;

политический - политическая нестабильность общества, внешнеэкономическая политика государства, разрыв экономических связей, потеря рынков сбыта, изменение условий экспорта импорта, несовершенство законодательства в области хозяйственного права, антимонопольной политики и прочих проявлениях регулирующей функции государства;

экономический - острые противоречия в экономическом состоянии организации. Это могут быть кризисы перепроизводства и сбыта товаров; взаимоотношения между партнерами; неплатежи; потери конкурентных преимуществ. В этой группе особое место занимают финансовые кризисы, которые характеризуют противоречия между доходами и расходами организации. Финансовый кризис проявляется в форме задержек выплат заработной платы, неплатежей.

Психологические кризисы проявляются в виде стрессов, приобретающих массовый характер, в возникновении чувства неуверенности, страха за будущее;

Технологический - это кризис новых технологических идей, который проявляется в виде обострения противоречий между тенденциями научнотехнического прогресса и возможностями организации.

В соответствии с волнообразным характером развития экономики вслед за протрессом ожидается регресс и кризис, т.е. кризисы - закономерное явление в экономике. Циклический характер протекания всех экономических процессов обусловливает объективность появления негативных тенденций в их развитии. Следовательно, опасность кризиса существует всегда, даже когда его нет. В связи с этим возникают две взаимосвязанные проблемы: распознания кризиса и его предотвращения. Первая из них - наиболее трудная и важная, поскольку для решения второй проблемы необходимо своевременно заметить наступление кризиса, определить его ранние признаки, понять его характер.

Характер взаимодействия внешних и внутренних факторов, вызывающего цикличность колебаний, определяет периоды кризисного состояния различной продолжительности.

Ученые различных направлений предлагают следующие разновидности циклов:

циклы Кондратьева - продолжительностью 40-60 лет, импульсом которых являются радикальные изменения в технологической базе общественного производства, его структурная перестройка;

циклы Кузнеца продолжительностью 20 лет, движущей силой которых выступают сдвиги в воспроизводственной структуре производства;

циклы Джаглера периодичностью 7-11 лет, являющиеся результатом взаимодействия многочисленных денежно-кредитных факторов;

циклы Китчина, продолжающиеся три - пять лет, порожденные динамикой относительной величины запасов товарно-материальных ценностей на предприятиях;

частные хозяйственные циклы, охватывающие период от года до 12 лет и существующие в связи с колебаниями инвестиционной активности.

Все эти периоды различаются природой своего происхождения и длительностью, а общим является однотипность траектории: циклическое спиралевидное развитие. В результате разрушительная фаза развития признается не столько как общественное зло, сколько как условие, обеспечивающее поступательное развитие экономики.

Для распознавания возникающих кризисных ситуаций большое значение имеет их типология. Кризисы бывают регулярные (циклические), которые повторяются с определенной закономерностью, и нерегулярные. Первые дают начало новому циклу. Они отличаются тем, что охватывают

все сферы экономики, достигая большой глубины и продолжительности. Среди вторых различают промежуточные, частичные, отраслевые и структурные кризисы.

Промежуточный кризис прерывает на определенное время течение какого-либо из этапов. Он менее глубок и продолжителен по сравнению с регулярным кризисом и носит локальный характер.

Отличительной особенностью частного кризиса является то, что он охватывает не всю экономику, а отдельные ее сферы (например, банковский кризис).

Отраслевой кризис охватывает одну из отраслей народного хозяйства (например, перепрофилирование оборонного комплекса страны, кризис лесопромышленного комплекса).

’ Структурный кризис - это следствие нарушения закона пропорционального развития общественного производства. Он проявляется в межотраслевых диспропорциях, с одной стороны, и товарном дисбалансе - с другой (например, энергетический, бензиновый, продовольственный, сырьевой я т.д.).

Кризисы в деятельности предприятия не миф, а объективная реальность, Они отражают собственные ритмы развития каждого предприятия, подчас не совпадающие с ритмами развития макросистем, но меняющие свою траекторию под влиянием макроциклов. Закономерности возникновения кризисных ситуаций в деятельности предприятия объясняются определенным характером его жизненного цикла. Американские ученые выявили закономерность подъемов и спадов. Она состоит, во-первых, в периодическом возникновении кризисных ситуаций на всех стадиях жизненного цикла предприятия, а во-вторых, в математически определенной для малых и средних предприятий продолжительности фаз спада и подъема. Так, фаза подъема в среднем длится 3 года, а фаза спада - 2,8 года. В каждой фазе цикла можно выделить следующие этапы:

кризис - сокращение объема производства, снижение деловой активности предприятия, падение цен на продукцию, рост безработицы;

депрессия (стагнация) - неуверенность, беспорядочность действий, недоверие к конъюнктуре, нежелание инвестировать свой капитал, приспособление хозяйственной жизни предприятия к новым условиям функционирования и потребностям общества;

оживление - растут цены на продукцию, занятость, процентные ставки, увеличиваются объем производства и объем капиталовложений (это фаза восстановления);

подъем (бум) — внедрение нововведений, обновление ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции, стремительный рост капиталовложений, курсов акций, процентных ставок, цен, заработной платы; в результате экономика предприятия выводится на новый уровень развития, но при этом готовится база для очередного кризиса, обусловленного сокращением совокупного спроса, т.е. все повторится вновь.

Возможность кризиса состояния предприятия (или повышение вероятности) возникает в переходные периоды его развития - между этапами цикла. Так, кризисы возможны в периоды перехода состояния предприятия:

из области зарождения и накопления потенциала в область возрастающего развития;

из области возрастающего развития в область стабилизации;

из области стабилизации в область циклического кризиса;

из области циклического кризиса в область посткризисного состояния.

Знание теории циклов можно успешно применять на практике.

Во-первых, оно дает возможность с высокой степенью вероятности предвидеть дальнейший ход цикла. Зная то, что за ростом последует спад, можно прогнозировать момент возникновения последнего, а значит, избежать «перегрева» в период подъема и заблаговременно подготовиться к банкротству. В результате можно повлиять на сокращение периода кризиса.

Во-вторых, можно подготовить и своевременно предпринять необходимые профилактические меры. Для этого следует опираться на адекватную реальности классификацию кризисов и факторов, их обусловивших, на изучение опыта преодоления подобных ситуаций, на системы мер и механизмов, обеспечивающих выход предприятия из состояния банкротства, на квалифицированные кадры по этим вопросам1.

Все это позволяет говорить о возможности управления кризисами на уровне предприятия. Антикризисное управление деятельностью предприятия - выработка и реализация руководством предприятия экономической политики по предупреждению несостоятельности хозяйствующего субъекта, а в случае ее наступления - по оздоровлению состояния предприятия. Главная функция антикризисного управления состоит в том, что оно помогает предприятию перейти на новый, более высокий уровень витка спиралевидного развития.

Предприятия, организации, физические лица вступают в многочисленные взаимоотношения друг с другом, банками, различными финансовыми институтами, государственными структурами, в том числе в лице налоговых органов, и другими организациями. Чаще всего эти отношения носят денежный характер, который определяется законом или договором. В тех случаях, когда денежный размер обязательства превышает определенный предел и очевидна невозможность их погашения, юридические и физические лица могут быть объявлены несостоятельными (банкротами). Тогда их коммерческая деятельность прекращается, имущество реализуется для удовлетворения требований кредиторов. Поэтому банкротство является той гранью, за которой предполагается прекращение конкретной коммерческой или иной деятельности должника. .

Несостоятельность хозяйствующих субъектов -■ явление распространенное и типичное для стран с рыночной экономикой. Поэтому в относительно стабильных экономических условиях несостоятельность предприятий носит локальный характер. Согласно общепринятым представлениям, несостоятельность рассматривается как определенное негативное положение субъекта в системе экономических связей, которое характеризуется уровнем неплатежеспособности субъекта по своим обязательствам.

Ввиду того, что несостоятельность рассматривается как финансовое состояние предприятия, при котором оно не способно в течение нормативно установленного срока выполнить долговые обязательства и самостоятельно восстановить свою платежеспособность, то имеет место необратимая неплатежеспособность. Банкротство же рассматривается как результат юридической квалификации акта несостоятельности, осуществляемого в законодательно установленном порядке. В этом случае система экономических связей, в рамках которой рассматривается положение несостоятельного субъекта, ограничивается его взаимодействием с контрагентами по бизнесу, выступающими в качестве кредиторов.

Необходимость развития института банкротства обусловлена созданием такого инструмента, который способен защитить личную и корпоративную деятельность, третью сторону от опасно высоких или существенных убытков, а также содействовать выявлению политических и экономических приоритетов и ответственности.

Таким образом, за одним и тем же внешним финансовым проявлением стоят сложные различные внутренние процессы. Вследствие этого для предприятий несостоятельность может порождаться причинами двоякого рода:

причинами, находящимися внутри предприятия и обусловленными несовершенством его технического потенциала и организационной структуры;

причинами, связанными с деформацией самой фирмы как субъекта экономических связей.

Первая форма несостоятельности носит перманентный и локальный характер, вторая - всеобщий характер. Поэтому для разграничения этих двух форм несостоятельности различают термины «текущая несостоятельность» и «системная несостоятельность». Это позволяет понять природу системного кризиса как отражения массовой неспособности производственных структур переключиться на реализацию новых функций, тем более, что в период экономического кризиса страны обе формы несостоятельности накладываются друг на друга. Такое сочетание обусловливает рост масштабов и уровня общей несостоятельности, усложняет проблему и превращает ее в хроническое явление. Поэтому системная несостоятельность ухудшает условия преодоления текущей несостоятельности. В соответствии с этим ликвидация текущей несостоятельности становится инструментом преодоления системного кризиса производства.

Вместе с тем очень важна характеристика индивидуальных форм и интенсивности осуществления кризиса на уровне хозяйствующих субъектов. Так, системная несостоятельность в России имеет разную природу: у одних она производственно-техническая, у других — экономическая. В связи с этим, анализ временных характеристик несостоятельности хозяйствующего субъекта предполагает разграничение несостоятельности на хроническую и циклическую. Хроническая несостоятельность сохраняется в течение периода, превышающего время одного оборота оборотного капитала. Циклическая несостоятельность - регулярно возникающая несостоятельность с периодичностью, превышающей длительность одного производственного цикла, но меньше, чем время одного оборота оборотного капитала.

По мнению некоторых исследователей, несостоятельность как экономическая категория является отражением ситуации недостатка валового дохода на покрытие произведенных затрат. Если же в качестве критерия несостоятельности предприятия принять его неспособность обеспечить использование производственных факторов с некоторой эффективностью (убыточное функционирование), то можно прийти к следующим выводам:

порождаемое убыточностью неудовлетворительное состояние предприятия не является характеристикой несостоятельности, так как может быть следствием рыночной стратегии фирмы (например, использование демпинговых цен при завоевании рынка). Отсюда вытекает, что убыточность здесь явление кратковременное, связанное с достижением долгосрочной устойчивости;

безубыточность предприятия не является гарантией сохранения его в качестве состоятельного хозяйственного субъекта, поскольку стратегически ошибочная инвестиционная политика, низкая эффективность организационно-управленческой структуры и другие факторы могут привести к устойчивому снижению рентабельности. В итоге может возникнуть ситуация, при которой фирма, сохраняя состоятельность производственнотехнического потенциала, окажется несостоятельной как объект предпринимательства.

Таким образом, убыточность отражает лишь один срез такой сложной характеристики, как несостоятельность, и является лишь заключительной ее составляющей, когда несостоятельное положение предприятия становится очевидным и ясным для всех контрагентов.

Поэтому к основным причинам несостоятельности можно отнести следующие:

долговременное снижение спроса (конец жизненного цикла товара) или изменение функции спроса на продукцию предприятия, способные сместить уровень цены в область, находящуюся ниже уровня средних издержек;

резкий рост постоянных или переменных издержек может увеличить общие расходы до уровня, превышающего цену товара.

Таким образом, первая причина несостоятельности предприятия лежит в области маркетинга, а вторая — в финансовой сфере. Следовательно, маркетинговая стратегия служит отправным пунктом финансового оздоровления предприятия, а стратегия финансовой реструктуризации - его финалом.

Несостоятельность субъекта хозяйствования может быть:

«несчастной», не по собственной вине, а вследствие непредвиденных обстоятельств (стихийных бедствий, военных действий, кризис в стране, банкротство должников и др. внешние факторы). В этом случае государство должно оказывать помощь предприятиям по выходу из кризисной ситуации;

«ложной» (корыстной) в результате умышленного сокрытия собственного имущества с целью избежания уплаты долгов кредиторам. Злоумышленное банкротство уголовно наказуемо;

«неосторожной» вследствие неэффективной работы, осуществления рискованных операций. Неосторожное банкротство наступает, как правило, постепенно. Для того чтобы во время распознать и предотвратить его, необходимо систематически проводить анализ финансового состояния, который позволит обнаружить его «болевые» точки и принять конкретные меры по оздоровлению экономики предприятия.




Конков В.И.


Конков В.И. Учет и анализ банкротств. Архангельск: Архангельский государственный технический университет, 2007.



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Банкротство, арбитражные управляющие': 3247