Сегодня банкротство представляет собой неизбежный и объективно обусловленный результат функционирования рыночных отношений. При этом лишь от случая зависит, что банкротом в данный момент оказывается именно этот, а не какой-то другой предприниматель. Основанием для такого вывода является множество причин, среди которых наиболее распространенными и очевидными являются следующие:
неумение хозяйствующего субъекта из-за отсутствия опыта, неспособности или лени, вести свое предпринимательское дело;
неспособность хозяйствующего субъекта наладить эффективное производство нужных и пользующихся спросом товаров;
хозяйствующий субъект неизбежно вступает в гражданско-правовые отношения с другими предпринимателями;
каждое общество при всех типах и формах государства сталкивается с банкротством самого государства;
банкротство способно поразить все народное хозяйство и, как следствие, все общество.
Перечисленные и иные причины банкротства тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Их упреждение, преодоление и ликвидация негативных последствий, в том числе с помощью норм права, в различной степени зависят от воли и возможностей каждого из участников рыночных отношений. Но действуют они неумолимо во всех странах, в том числе с высоко развитой рыночной экономикой, В тех же США из года в год фиксируется рост предпринимателей, которые разоряются и объявляются банкротами.
Разрушительные для экономики отрицательные последствия банкротства предпринимателей, как бы последние не назывались - ростовщиками, купцами, торговцами, банкирами, заводчиками, фермерами, - остро проявились уже в момент возникновения и становления рыночных отношений. И с первых же шагов активную роль здесь стало играть государство. Все возрастающее его участие в упорядочении вопросов банкротства предпринимателей продолжается до сих пор.
Несостоятельность и разорение предпринимателей препятствуют нормальному развитию экономики, нарушают социально-политическую стабильность и создают напряженность в обществе, чреватую бунтами и иными формами насильственного неповиновения, лишают государство возможности полнокровно выполнять свои функции.
Стремление участников рыночных отношений самим, без постороннего вмешательства улаживать ситуации, когда оказывается невозможным осуществлять взаиморасчеты, нередко завершается мыслимыми и немыслимыми по извращенности и жестокости самосудами кредиторов над несостоятельными должниками, равно как и столь же неадекватными попытками последних избавиться от назойливых кредиторов.
Каждое государство устанавливает свои особые правила, упорядочивающие отношения по поводу несостоятельности банкротства предпринимателей. Роднит же все государства чрезвычайно высокий динамизм этого законодательства, частый его пересмотр, непрерывный поиск компромисса интересов несостоятельных должников, неудовлетворенных кредиторов, общества и государства.
С началом проведения реформ по формированию рыночной экономики проблема создания нормативно-правовой основы несостоятельности хозяйствующих субъектов в Российской Федерации стала неотложной практической задачей.
В настоящее время действует Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ. Первый аналогичный закон был принят в 1992 г. Он отличался достаточно сложной процедурой банкротства. Поэтому неэффективные и убыточные предприятия продолжали существовать за счет кредиторов. Старый закон фактически не работал.
На смену ему в 1998 г. пришел второй Федеральный закон о банкротстве от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". В этом законе процедура была значительно упрощена, теперь банкротом можно было сделать практически любую организацию.
Федеральный закон от 8 января 1998 г. "О несостоятельности (банкротстве)'1 не выполнял основную функцию закона о банкротстве - согласование интересов кредиторов, должников и собственников. Фактически он являлся инструментом для передела собственности и недобросовестной борьбы с конкурентами.
Эти факты, скорее всего, и стали причиной принятия третьего закона о банкротстве. Он имеет целый ряд принципиальных отличий от Федерального закона 1998 г. Именно поэтому принят новый закон, а не были внесены изменения в предыдущий.
Конков В.И.
Конков В.И. Учет и анализ банкротств. Архангельск: Архангельский государственный технический университет, 2007.
Количество показов: 3736