СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Инновационный потенциал образовательной среды

В настоящее время одним из постоянных и главных условий реализации личностно ориентированного образования является целенаправленно организованная инновационная образовательная среда. Инновационный потенциал среды обеспечивается через интеграцию комплекса воспитательных сил образовательного сообщества. Образовательное сообщество - это взаимодействие субъектов, принимающих участие в образовательном процессе. Структура образовательного сообщества представляет собой единство двух взаимосвязанных систем: внешней и внутренней.

Назначение внешней системы - определение образовательной политики в учебных заведениях, информационное, социокультурное, нормативно-правовое обеспечение образовательной среды в процессе взаимодействия с администрацией города и управлением образования, образовательными учреждениями различного типа, учреждениями здравоохранения, культуры, социальной защиты. Насыщенная внешняя система способна положительно влиять на развитие образовательного учреждения.

Внутренняя система имеет сложную структуру, ядром которой выступает триединство ребенок - родитель - педагог. По сути, внутренняя структура является посредником, «медиатором» между ребенком и социумом и ее назначение способствовать развитию самосознания, самореализации и саморазвитию развивающейся личности. Внутренняя структура является детерминантом, механизмом развития и становления образовательной среды для ребенка, так как обеспечивает устойчивое единовременное пространство, совместную деятельность, в процессе которой происходит формирование и перестройка связей и отношений. Условием эффективности этого взаимодействия является событийная общность ребенка и взрослого.

Целостность внутренней структуры обеспечивается наличием единого информационного поля, что формирует позицию единомышленников.

Между внешней и внутренней системами должно быть координирующее звено, устанавливающее и корректирующее двухсторонний

процесс взаимодействия двух систем образовательного сообщества. Им может выступить научно методическое объединение или служба пси- холого-педагогического сопровождения воспитанников. С одной стороны, они обеспечивают ассимиляцию воспитательных возможностей внешнего слоя для конструирования обогащенной образовательной среды учреждения и интеграции ребенка в социум. С другой стороны, они, посредством просветительской деятельности, влияют на сознание общества, формирование взгляда на подрастающее поколение.

Таким образом, задача образовательного сообщества - обеспечить механизм формирования событийных общностей, позволяющих ребенку полноценно интегрироваться в социум.

Становление личности всегда происходит в условиях определенной среды. Инновационная образовательная среда, в нашем понимании

- это социокультурное пространство, предоставляющее растущей личности веер равнодостойных возможностей для саморазвития и самоактуализации. Анализ литературы показал, что в содержание понятия «образовательная среда» либо включаются образовательный процесс, образовательные программы, его участники, либо среда понимается только как предметная. В том и другом случае, несмотря на правомерность такого подхода, утрачивается, на наш взгляд, главный компонент образовательной среды - взаимодействие ребенка и взрослого (в нашем понимании, событие). Кроме того, наблюдается дифференциация позиций авторов по содержательным характеристикам среды. Выделяется социальная, коррекционная среда, школьная, педагогическая, предметная, природная. Несмотря на многообразие, общим для них является, рассмотрение среды как одномерного образования, гипертрофия одного какого-то признака. Тем самым развивающая функция среды рассматривается в определенном узком аспекте. В этом случае отсутствует полноценная модель реального социума, в силу этого у ребенка формируется искаженная модель мира, что задерживает личностное развитие и затрудняет впоследствии адаптацию в обществе.

По характеру воздействия на личность образовательная среда может быть позитивной, эмоционально комфортной, развивающей

и, наоборот, обедненной, ущербной, агрессивной, искажающей образовательную траекторию ребенка. Задачей педагога является актуализация потребности ребенка в накоплении жизненного и приобретении витагенного опыта. Важно помочь ему увидеть в образовательной среде потенциальные возможности для познания мира, своего места в этом мире, в педагогическом процессе - придать образовательной среде развивающий характер, что обеспечивается при соблюдении следующих условий:

личностная значимость содержания и структуры среды для самого ребенка;

посредник, который помог бы ребенку осмыслить, осознать мир, в котором он живет. Таким посредником является взрослый;

проектирование среды в трех координатах: а) время, пространство и действие; б) целевая, смысловая, причинно-следственная координаты; в) стереоскопичность, объемность, полнота отражения связей и отношений реального мира.

Исходя из этого, развивающую среду можно определить как событийную общность ребенка и взрослого в социокультурном пространстве, предоставляющую растущей личности равнодостойные возможности для саморазвития и самоактуализации.

Правильно организованная образовательная среда влияет на развитие не только детского, но и на развитие педагогического коллектива. Кроме того, образовательная среда образовательного учреждения способна дать толчок совершенствованию внешней системы образовательного сообщества, т.е. способствовать ее положительной динамике развития и наоборот.

Практические способы организации образовательной среды в учебном заведении определяются ступенью и видом образования. Одним из таких способов может выступить обеспечение трех взаимо- обуславливающих слоев: сенсомоторного, природно-экологического, социокультурного. Пересекаясь, накладываясь и взаимопроникая, они создают стереоскопическую модель мира.

Задача первого (сенсомоторного) слоя - обеспечение культуро- сообразности двигательной и сенсорной сферы ребенка, в результате чего должны появиться такие новообразования, как самоощущение и принятие своей телесной индивидуальности, пространственной определенности, иначе говоря, должна сформироваться культура сенсорной и двигательной функции. Решение поставленных задач требует включения в образовательный процесс занятий по хореографии, физическому воспитанию, ритмике, а так же особой предметной наполненности образцами культуры пластики и движения.

Задача второго слоя (природно-экологического) состоит в обеспечении познания мира и своего места в нем. Сюжетное моделирование природных систем должно обеспечивать стереоскопическое изображение мира и активное вовлечение в него ребенка, тем самым развивая экоцентрированное сознание. Основные идеи заключаются в том, чтобы показать растущей личности, что все в природном мире взаимосвязано, имеет историю своего развития, и ничто не проходит бесследно. Уникальность природно-экологического слоя состоит в том, что мы показываем природу в развитии, и ребенка как часть природы.

Задача третьего, социокультурного слоя - способствовать идентификации и персонализации ребенка, т.е. формированию у него активной жизненной позиции, чувства ответственности за свои действия и поступки, иначе говоря, вычленения себя в мире («Я среди других»).

Ребенок стремится стать взрослым, но не может быть сразу таким, как взрослый, поэтому начинает подражать и имитировать действия старших. Активно начинает формироваться механизм идентификации с другими людьми, а также с игровыми ролями и действиями. Немаловажную роль выполняет трудовая деятельность, разные виды продуктивной деятельности. Все большее значение приобретают сверстники. У ребенка возникает потребность утвердиться в глазах не только взрослых, но и сверстников, поэтому общение с ними является стимулом для развития самооценки, самопознания и саморазвития.

В этом слое особенно важен фактор совместной деятельности. Она обогащается через включение сложноорганизованных ролевых игр (в которых осваиваются отношения между людьми) драматизации, создание проблемных ситуаций нравственного выбора.

Все три слоя образовательной среды представляют собой нерасторжимое единство. Накладываясь друг на друга и пересекаясь, они создают голографический образ мира, доступный, понятный и близкий ребенку.

Естественно, в зависимости от возраста ребенка, от особенностей его жизненного опыта, в каждый конкретный момент приоритетным может быть тот или иной слой образовательной среды. Задача педагога - определить, когда, где, почему и как следует взаимодействовать с ребенком, в рамках какого приоритетного слоя выстраивать с ним событийную общность. Исходя из этого, необходимо строить программу проектирования и использования инновационного потенциала образовательной среды.




Л. А. Щербачева (Россия, г. Нижний Тагил)


Научное издание "Подготовка инновационных кадров для рынка труда в условиях непрерывного образования" Материалы Международной научно-практической конференции (Нижний Тагил, 20-21 января 2012 г.)



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601