Изменения в современном образовании потребовали переосмысления подходов к учебно-воспитательному процессу, в котором ведущее место занимает не просто подготовка квалифицированных специалистов, а воспитание толерантной личности, способной к принятию себя и других, эмпатическому пониманию окружающих, открытому и доверительному общению [1; 4].
В педагогической деятельности взаимодействие непосредственно связано с толерантностью. Педагогика толерантности Г. М. Шела- мовой (2004) предусматривает:
культуру общения как достижение другого в диалоге, как взаимопонимание и сопереживание;
толерантное мышление как основу познания индивидуальности человека, его потребностей, ценностей, взглядов, убеждений и разнообразных форм проявлений в процессе общения, позволяющее воспитывать личностные качества индивида, трансформируя их в сторону эмпатии, взаимоуважения, чувства партнерства;
личностно-ориентированный подход в образовательном процессе, основой которого являются субъект-субъектные отношения.
Педагогика толерантности предъявляет определенные требования к личности педагога. Это, прежде всего, такие качества: отношение к человеку как самоценности, отношение к себе как к самоценности, т.е. самопринятие, самоуважение, вера в свои возможности, потребность и способность к преобразованию себя, отношение к профессии как способу самореализации.
Во многих работах последнего времени мы находим достаточно полноценный перечень проявления толерантной личности. Так, Г. В. Безюлёва, Г. М. Шеламова к важнейшим компонентам толерантности относят эмпатию, коммуникативную толерантность, а также принятие себя и других [2, с. 39].
Толерантность предполагает наличие доверия, сочувствия, открытости Авторы отмечают категорию толерантности к самому себе, способность к самопознанию, развитию чувства собственного достоинства, рефлексивную готовность и способность вступать во взаимодействие с другими [1, с. 32].
Экспериментальное изучение особенностей развития педагогической толерантности и ее компонентов у студентов-педагогов в традиционных условиях организации вузовского обучения показало, что большинство из них, по результатам констатирующего эксперимента имеют средне-низкие уровни развития основных компонентов педагогической толерантности (эмоционально-регулятивного, рефлексивного, коммуникативного, мотивационно-ценностного). Полученные экспериментальные материалы свидетельствуют о необходимости организации целенаправленной работы с будущими педагогами, направленной на развитие у них педагогической толерантности. С этой целью нами были разработаны теоретические, организационно-технологические и содержательные основы социально-психологического тренинга, задачами которого явилось:
развитие эмоциональной устойчивости и гибкости у студентов; формирование навыков ведения позитивного диалога; развитие социальной восприимчивости (способности к эмпатии, сопереживанию);
обучение культуре толерантного, компетентного поведения в межличностных отношениях;
снижение уровня этноцентризма и интолерантности у студентов путем специальных игр, приемов и упражнений.
Результативность социально-психологического тренинга по формированию педагогической толерантности зависит от соблюдения в группе следующих принципов:
ненасильственность общения: ведущий тренинга исходит, прежде всего, из желания человека участвовать в работе тренинговой группы, избегая принуждения;
гармонизация интеллектуальной и эмоциональной сфер: позитивный эмоциональный настрой помогает человеку перейти на откровенное общение; тренинг активизирует интеллектуальные аналитические процессы, групповая дискуссия используется на протяжении всех занятий.
Тренинговая программа состоит из взаимосвязанных занятий: «познай себя»; «социальная сензитивность к партнеру по общению»; «человек среди других»; «я - с позиции другого»; «разрешение межличностных конфликтов».
В результате проведения данного тренинга студенты-педагоги овладевают следующими умениями:
быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения с представителями разных социальных групп;
правильно планировать и осуществлять систему коммуникации, в частности ее важнейшее звено - речевое воздействие;
быстро и точно находить адекватные содержанию акта общения коммуникативные средства, соответствующие одновременно и этнопсихологическим особенностям клиента, и своим собственным.
Литература
1. Асмолов, А. Г. Толерантность от утопии к реальности [Текст] / А. Г. Асмолов // Семья и школа. 2001. № 11. С.32-35.
2. Безюлёва, Г. В. Толерантность: взгляд, поиск, решение [Текст] / Г. В. Безюлёва, Г. М. Шеламова. М., 2003. С. 39-102.
3. Виноградова, Е. Г. Субъективные предпосылки толерантности личности [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. Г. Виноградова. Сочи, 2002.
4. Гриншпун, И. Б. Понятие и содержательные характеристики толерантности [Текст] / И. Б. Гриншпун // Толерантное сознание и формирование толерантных установок. М., 2003.
В. В. Шутова
(Россия, г. Нижний Новгород)
Научное издание "Подготовка инновационных кадров для рынка труда в условиях непрерывного образования" Материалы Международной научно-практической конференции (Нижний Тагил, 20-21 января 2012 г.)
Количество показов: 1885