Основным двигателем системы образования в современных условиях является инновационное обучение, где главной функцией становится не подготовка к жизни, а прямое включение каждого конкретного индивида в жизнедеятельность, его саморазвитие и непрерывное самообразование. Приоритетной задачей образования является развитие и формирование у человека таких качеств и способностей, которые позволили бы ему не только комфортно существовать, адаптируясь к быстро изменяющимся социальным условиям, но, и преодолевая трудности, связанные с восприятием новаций, создавать качественно новое социальное пространство.
Создание инновационной экономики является одной из важнейших задач российского государства. Современному обществу требуются люди, способные к деятельности в условиях быстрых перемен, с развитым мышлением, широким кругозором. Всё это с неизбежностью ставит вопрос о качестве получаемого образования.
Основные требования, которые предъявляются работодателями к выпускникам - это способность быстро адаптироваться в новой ситуации, способность обучаться, быстро воспринимать и анализировать новую информацию. Всё это говорит о том, что со стороны работодателей и представителей бизнеса предъявляются достаточно серьёзные требования к качеству современного образования.
Динамичные изменения социально-экономических отношений, развитие конкурентных преимуществ России в современной мировой экономике требуют серьёзной модернизации образования, внедрения инновационных технологий, превращения образования в гибкую само- развивающуюся систему, адекватно отвечающую на вызовы времени и меняющиеся запросы общества. Образование должно выступать той движущей силой, которая способна существенно повысить качество жизни граждан. Значимость модернизации системы образования объясняется её ролью в повышении конкурентоспособности страны и ускорении темпов экономического роста. Высокое качество образования является одной из главных целей реформирования системы образования в России.
Конкурентоспособность - социально ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха, определяющая адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром. Для формирования таких социально ориентированных качеств личности необходимы новые, инновационные по своей сущности условия, которые в традиционно функционирующей системе профессионального образования создать не удаётся.
Инновационность выступает важнейшей парадигмой современного образования, которая в условиях процесса глобальной трансформации культуры требует переориентации системы образования, прежде всего профессионального, на инновационный путь развития. Это должно выражаться в пересмотре и обновлении программ обучения в сторону стимулирования творческой деятельности студентов, реального их участия в выполнении научно-исследовательских работ, переходе к новым формам связи науки, профессионального образования и экономики. Переход на многоуровневую систему подготовки кадров сопровождается пересмотром соотношения в образовательном процессе учебной и научно-исследовательской деятельности обучающихся. Проблема, возникающая при реализации модели многоуровневой подготовки кадров, связана с определением соотношения выпускников, ориентированных на исследовательскую деятельность и владение навыками деятельности в конкретной предметной области. Какие механизмы (государственный заказ специалистов, система финансирования, возможности построения индивидуальных образовательных траекторий и прочее) обеспечат такое распределение? Инновационное образование в идеальном варианте требует подготовки всех выпускников на основании стандартов, обеспечивающих единство науки и образования.
Новая формирующаяся парадигма образования основана уже не на воспроизводстве готового знания, а на готовности индивида к действию в разнообразных ситуациях. В сфере подготовки кадров внимание уделяется формированию таких навыков, как умение действовать в условиях интенсивного информационного обмена, использовать информацию для обоснования решений и планирования деятельности. Нельзя не заметить, что знание при этом теряет свою стабилизирующую роль основания интеллектуальной жизни, и, тем самым, общества в целом. От прежней системы образования сохраняется стремление научить алгоритму, но теперь уже не «алгоритму знания» - применению готовых знаний, а «алгоритму действия» - поступку в различных ситуациях.
В современной культурной ситуации приобретение знания уже не рассматривается как абсолютная, самодостаточная ценность, безотносительная к утилитарному применению результатов образования. Знание объявляется ценным только при наличии возможности его практического использования. Данная ориентация отчетливо проявилась в Государственных образовательных стандартах профессионального образования третьего поколения, где утвердился компетентност- ный подход. В стандартах заложена идея того, что прогностическую функцию, определяя желаемые результаты и средства их достижения в профессиональном образовании, выполняет заказчик обучения - работодатель. Однако при этом необходимо учитывать, что работодателем выступают не просто представители различных областей современной экономики и производства, но и государство как таковое, а в некоторых случаях, преимущественно государство. Поэтому нужна не прямая подготовка по запросам работодателей, ориентированная на приспособление к настоящему, а выработка самой стратегии достижения желаемого состояния, основанной на готовности индивида к получению новых знаний и обучению в течение всей жизни. То есть, образование, основанное на постоянном обновлении знаний, рассматривается как ценность, необходимая для достижения жизненного успеха.
Инновационное образование ориентировано не столько на передачу знаний, сколько на овладение базовыми компетенциями, позволяющими затем - по мере необходимости - приобретать знания самостоятельно. Поэтому помимо освоения знаний важным становится приобретение навыков, с помощью которых можно получать, перерабатывать и использовать новую информацию.
Система образования в инновационном учебном заведении должна быть открыта современным научным исследованиям и современной экономике. В учебном плане должны присутствовать такие формы обучения, как проектные разработки, тренинги, стажировки на производстве, в научно-исследовательских организациях. Технологическое оснащение учебного процесса должно соответствовать уровню передовой науки. В настоящее время наиболее успешными в плане обеспечения инновационного характера развития образовательной деятельности считаются такие учебные заведения, в которых студентами разрабатываются реальные проекты в различных секторах экономики; проводятся исследования фундаментального и прикладного характера; используются образовательные технологии, обеспечивающие студентам возможность выбора учебных курсов.
Становление образования инновационного типа сделало актуальным ряд теоретико-методологических проблем: соотношение традиций и инноваций, критерии оценки нового в образовании, этапы инновационного цикла, отношение к инновациям разных субъектов образования, эффективное управление инновациями, подготовка педагогических кадров, готовых к инновационной деятельности и ряд других.
Образовательный потенциал сегодня зависит не только от численности, структуры и подготовленности педагогических кадров, материально-технической базы учреждения образования. Динамика общественной жизни и изменения научного знания приводят к сокращению времени, в течение которого полученные знания и навыки сохраняют свою актуальность для обучившегося и его работодателя. Это заставляет образовательные учреждения оперативно перестраиваться в соответствии с требованиями развивающейся науки, производства и рынка. В соответствии с этим увеличивается скорость смены технологий, методов и средств обучения и воспитания.
Способность образовательных учреждений адекватно реагировать на научно-технические и экономические изменения зависит от их восприимчивости к инновациям. При этом существует проблема поиска оптимального соотношения и взаимосвязи традиций и инноваций. Образование представляет собой очень сложную и многогранную деятельность, состоящую из ряда взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов. В образовании важно создать условия для согласованного и сбалансированного единства традиций и инноваций: структурных и институциональных инноваций (новых образовательных траекторий, форм и уровней образования, образовательных институтов), экономических инноваций (экономических механизмов образования), педагогических инноваций (новых методов и приемов преподавания и обучения). Традиционная парадигма рассматривала образование как подготовку молодого поколения к труду, жизни, потребляя созданные в других отраслях материальные ценности. Новая парадигма видит в образовании самостоятельную ценность. Цель новой парадигмы образования - обеспечение условий воспитания, обучения и развития свободной, критически мыслящей личности, соответствующей требованиям жизни в условиях рыночной экономики, способной к непрерывному повышению собственного уровня образования и культуры, интегрированной в мировое информационное пространство.
Кардинально меняются социальные роли основных субъектов образования. Ранее патерналистская модель отношения учителя и ученика воспринималась обеими сторонами как должная. Сегодня мало кого удивляет критика педагогов не только родителями, но и учениками. Молодежь лучше владеет новыми способами получения и распространения информации. Проникновение во все сферы деятельности такой мощной системы мирового общения, как Internet, предоставляющей возможности получения любой информации по самому широкому кругу вопросов, не могло не отразиться на самой технологии обучения, оказало влияние на самого обучающегося, изменило его взгляды на систему подготовки в учебных заведениях.
Во всех отраслях профессиональной подготовки на первый план выступает проблема обучения поведению в профессиональной деятельности. Современный студент встречается с широким спектром образовательных технологий, большинство из них выдается под маркой инновационности. Разнообразие педагогических экспериментов, а эксперимент «по определению» может иметь отрицательный результат, можно квалифицировать как свидетельство неустойчивости представлений общества о задачах образования. Инновации как отрицание старого, проверенного, непредсказуемы в своей результативности. Однако идеология реформирования образования абсолютизирует роль инновации («инновации любой ценой»). Изменчивостью образовательных приемов и технологий система образования отвечает на возникающие потребности общества в формировании психологической и социальной готовности индивидов при изменении окружающих обстоятельств изменить собственные установки и личностные характеристики.
Признаком образовательных инноваций рассматривается внедрение в учебный процесс тренингов, деловых, ситуационных, прогнозных, модельных игр. Причем, процесс обучения все более становится похож на процесс развлечения. Распространение тренинговых образовательных технологий на всех уровнях системы образования свидетельствует об укреплении образовательной парадигмы, ключевое назначение которой сформировать «умение», а не «знания». Отличие от прежней парадигмы образования в том, что ранее делался основной упор на усвоение знания прошлого, а теперь - на технологии поведения в ситуациях, основанных не столько на прежнем опыте культуры, сколько на индивидуальном понимании и личном опыте.
Мы живем в непростое время, когда образовательные реформы, имеющие целью приблизить нас к так называемым европейским стандартам, перешли в стадию практической реализации. Мы не считаем, что ничего менять не надо. В нашей работе достаточно инерции и стремления жить по привычке. Однако изменения должны улучшить, а не ухудшить качество и уровень того образования, которое мы даем.
Эффективность будущего России зависит от интеллектуального капитала. Профессиональное образование должно выполнять социальный заказ общества по обеспечению рынка труда квалифицированными работниками, обладающими современными знаниями, умениями и технологиями, способными легко внедряться в трудовой процесс.
Глубинные процессы, происходящие в системе образования в нашей стране и за рубежом, ведут к формированию новой идеологии и методологии образования как идеологии и методологии инновационного образования. Инновационные технологии обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого новая образовательная парадигма может быть претворена в жизнь.
Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.
Можно сделать вывод, что инновации являются основным средством устойчивого развития образования в целом и профессионального образования в частности. Более того, сегодня решение задачи формирования экономики, основанной на знаниях, невозможно без перехода всей сферы образования на инновационный путь развития. В системе профессионального образования нововведениями должны быть затронуты все компоненты совокупной образовательной деятельности: ценностные ориентации, цели, содержание, методы и средства обучения, структура образования, способы его организации и управления.
Литература
1. Адольф, В. А. Инновационная деятельность в образовании : проблемы становления [Текст] / В. А. Адольф, Н. Ф. Ильина // Высшее образование в России. 2010. № 1. С. 81-87.
2. Болотин, И. С. Проблемы качества образования в условиях инновационной экономики [Текст] / И. С. Болотин, Н. Д. Сорокина // Социально-гуманитарные знания. 2009. № 5. С.172-180.
3. Медведев, Д. А. Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации. М., 2009.
4. Сазонов, Б. В. Проблемы и пути модернизации российского образования [Электронный ресурс] / Б. В. Сазонов. Режим доступа : fon- dgp.ru/lib/mmk/49.
5. Сфера образования в системе Россия - Запад (проблемы эффективности) [Текст] / [Под ред. В. И. Марцинкевича]. М. : ИМэМо РАН, 2009.
6. Тенденции, формирующие систему образования. Доклад Центра исследований и инноваций в области образования. ОЭСР [Текст] // Вопросы образования. 2008. № 4 ; 2009. № 2.
7. Щучкина, Е. Е. Совершенствование системы педагогического мониторинга качества образования [Текст] / Е. Е. Щучкина // Высшее профессиональное образование и кадровая политика в современной России. № 25 (313).
В. П. Шевелева
(Россия, г. Нижний Тагил)
Научное издание "Подготовка инновационных кадров для рынка труда в условиях непрерывного образования" Материалы Международной научно-практической конференции (Нижний Тагил, 20-21 января 2012 г.)
Количество показов: 2427