Подход, основанный на компетенциях, ставит новые задачи перед преподавателями и мастерами производственного обучения. От преподавателей требуется больше уверенности в себе, способностей к ведению диалога и творческого подхода. Эти задачи больше не ограничиваются учебной аудиторией и процессом «трансляции» знаний, но охватывают деятельность по развитию учебного заведения и вопросы сотрудничества с заинтересованными сторонами (социальными партнерами) на региональном уровне, в том числе и на уровне предприятий, а также развитие обучения на предприятиях.
В современных условиях переосмысливается роль не только преподавателя, но и обучающегося. Последний рассматривается как «предприниматель», имеющий определенную идею относительно собственного обучения и профессиональной самореализации, которую он пытается реализовать и претворить в жизнь.
Рост самостоятельности обучающегося предполагает, что обучение сводится не только к выполнению указаний преподавателя или мастера производственного обучения, но и к совместному формулированию целей обучения и поиску наиболее эффективных способов их достижения. Это накладывает новые обязательства на преподавателей и мастеров, которые вместе с обучающимся разрабатывают индивидуальный план обучения, совместно осуществляют мониторинг его реализации.
Кроме того, преподаватели и мастера формируют среду обучения, способствующую формированию у обучающихся необходимых компетенций, включая технические и мобильные или сквозные компетенции.
Преподаватели и мастера должны с вниманием и уважением относиться к потребностям и пожеланиям обучающегося, к его представлениям о наиболее эффективных путях достижения целей обучения и уметь направлять обучающегося в тех случаях, когда тот ставит себе нереальные цели или выбирает средства их достижения, не соответствующие своим способностям и потенциалу. Соответственно, для этого преподавателям нужно уметь оценивать потенциал и психотип обучающегося и владеть умениями вести переговоры и, в случае необходимости, разрешать конфликты.
Поскольку обучение больше не сводится к процессу исполнения предписанной роли или выполнению поставленной задачи, а должно восприниматься обучающимся как планирование собственной деятельности в контексте новых вызовов, преподаватель должен организовать эту деятельность и эффективно руководить ею. В этой связи особое внимание следует уделять умению преподавателей и мастеров организовать проектную деятельность (формирование идеи, ее доработка, планирование, осуществление и оценка), включая и постановку проблем, требующих решения.
Таким образом, при реализации обучения, основанного на компетенциях, преподавателю и инструктору отводится центральная роль в содействии профессиональному развитию личности и становлении профессиональной индивидуальности, так как он обеспечивает необходимые организационные, методические и содержательные аспекты формирования компетенций.
Поскольку модульные программы, основанные на компетенциях, базируются на потребностях рынка труда и требуют организации максимального объема обучения на рабочем месте, преподаватели должны обладать умениями: установить диалог с работодателями; разрабатывать программы, основанные на компетенциях; проводить маркетинг разработанных программ среди будущих студентов, их родителей и работодателей, а также среди собственных коллег; обеспечивать ресурсы для реализации этих программ; организовать оценку этих программ и компетенций обучающихся; использовать в обучении интерактивные методы.
В заключение данной статьи хотелось бы еще раз обратить внимание на важнейшие принципы, которые необходимо учитывать при разработке и реализации модульных программ, основанных на компетенциях: изменение роли преподавателей, которые становятся организаторами обучения и консультантами обучающихся; необходимость интеграции теории и практики; максимальное приближение обучения к условиям реальной трудовой деятельности; необходимость создания обучающей среды и использования активных методов обучения, способствующих развитию самоуправляемого обучения; ориентация обучения на результат, а именно на освоение компетенций; оценка не курса обучения, а освоенных компетенций; необходимость соответствия методов оценки характеру подлежащих освоению компетенций; необходимость разработки учебных материалов, обеспечивающих достижение задач модуля; необходимость обеспечения индивидуального темпа освоения компетенций модуля, в зависимости от способностей и индивидуального стиля обучения студентов; необходимость привлечения обучающихся к планированию обучения и оценки.
Е. Н. Чукавина
(Россия, г. Нижний Тагил)
Научное издание "Подготовка инновационных кадров для рынка труда в условиях непрерывного образования" Материалы Международной научно-практической конференции (Нижний Тагил, 20-21 января 2012 г.)
Количество показов: 1255