Качество, в наиболее общем смысле, чаще всего определяют как соответствие требованиям. В более узком смысле под качеством определяют соответствие требованиям потребителя. Известная методология «Система менеджмента качества» ориентируется на создание всеобъемлющей практики управления и культуры организации, ориентированной на удовлетворение запросов потребителей. И, хотя существует много различных потребителей, речь чаще всего идет о конечных потребителях.
Качество как степень соответствия требованиям потребителя может быть определено, как соответствие требованиям обучающихся. Здесь возникает несколько проблем. Образование существенно опирается на инновации - научные разработки, обусловленные развитием фундаментальной науки и часто ориентированные на потребности отраслей и даже общества в целом, а вовсе не на потребности отдельных видов деятельности.
В традиционном образовании считается, что образовательные учреждения сами знают лучше обучаемых и их потребности. Другая проблема связана с тем, что, к сожалению, обучающиеся и даже их потенциальные и реальные работодатели часто не в состоянии четко определить эти требования. Таким образом, предоставление образовательных услуг имеет важную специфику. Таким образом, «чисто маркетинговый подход» к качеству, ориентированный на требования конечных потребителей, отраженный во многих подходах, «копируемых» с менеджмента качества в различных областях бизнеса, не может быть совершенно адекватным в управлении образовательной деятельностью. Одна из серьезных проблем внедрения системы менеджмента качества, например, состоит в том, что общая заинтересованность всех участников образовательной деятельности в качестве, как удовлетворении требований конечного потребителя - обучающегося обеспечивается, только если структура организации представляет собой совокупность цепочек «поставщик - потребитель» с ясно определенными ролями каждого в получении конечного результата, а ее организационная культура связана с постоянной заботой о качестве деятельности на каждом рабочем месте, являющейся фундаментальной ценностью организации.
Есть и другой вопрос: как соотносятся требования преподавателя в получении качественного образования обучающимся (надеемся, что такая заинтересованность имеется) и его требования к созданию условий для собственного развития и совершенствования как уникального специалиста. Это тоже потенциальная зона конфликта интересов. Персонал образовательного учреждения заинтересован в развитии своих уникальных компетентностей и развитии образовательного учреждения и эти стремления не всегда напрямую связанны с требованиями конечных потребителей - обучающихся. Очевидно, что при определении самого объекта управления - качества образовательной деятельности требуется системное рассмотрение основных групп участвующих в нем заинтересованных сторон.
Примем следующее определение: качество образовательной деятельности - это степень соответствия деятельности учреждения образования упорядоченной совокупности требований участвующих в ней заинтересованных сторон, обеспечивающая достижение их стратегических целей.
Анализ существующих подходов и практики управления качеством образовательной деятельности свидетельствует о преимущественной ориентации организаций образования на обеспечение государственных образовательных стандартов, разработанных учеными и методистами самих образовательных организаций, контроль формальных требований к организации процесса обучения и оценку качества образования на основе аттестации обучающихся (практически всегда не достаточно связанной с требованиями и их последующей деятельности). Самые смелые надежды создателей образовательных стандартов до сих пор связаны с введением «компетентностного подхода» и установлением связей с потребителями образовательных услуг (и их работодателями), то есть переходу к преимущественно «маркетинговой парадигме» нацеленности на нужды обучающегося. Таким образом, существующая система обеспечения качества предназначена для массового обучения в условиях стабильных требований к компетентностям выпускников, сохранения традиционного разделения общественно полезной деятельности на специальности и специализации и практически полного отсутствия рыночных отношений и конкурентной среды. С точки зрения истории развития методологии управления качеством, такая система, ориентированная на соответствие стандартам, соответствует экономической ситуации массового производства послевоенного времени (1950-е гг.). Поэтому проблема разработки адекватной методологии менеджмента качества образовательной деятельности представляется весьма актуальной и важной.
Рассмотрим обобщенные цели основных групп заинтересованных сторон, которые необходимо учесть в качестве стратегических целей и ограничений в деятельности учреждения образования. Достижение этих целей и удовлетворение установленным ограничениям и составляет существо понятия «качество деятельности образовательной организации».
Первый уровень: цели и условия реализации деятельности учреждения образования в силу стратегической важности образования для всего общества и государства занимает управление соответствием образовательной деятельности требованиям общества и государства, выраженных в образовательной политике и стратегии государства. Управление качеством образования на этом уровне должно носить характер регулирования именно стратегических показателей образовательной деятельности (пропорциональность подготовки специалистов, обеспечение равных возможностей для обучающихся и предоставляющих образовательные услуги, обеспечение потребностей экономической системы государства специалистами, обеспечение развития системы образования в соответствии с требованиями времени, обеспечение взаимодействия с другими элементами государственной власти и другими отраслями деятельности и другие).
Что касается стандартизации уровней знаний и навыков, получаемых в процессе образования, то здесь, по-видимому, требуются серьезные коррективы. Нужно обеспечить соответствие интересам и стратегии государства как системы видов деятельности и обеспечить необходимый уровень знаний и навыков, при этом не делая эти требования жесткими, неспособными к развитию и тормозящими инициативы обучающихся и учреждений образования. По-видимому, жесткость
- гибкость стандартов должна меняться от достаточно детализованных и менее часто обновляемых требований к образованию детей и общему образованию до совершенно общих и быстро (и легко) изменяющихся норм, регулирующих дополнительное профессиональное образование.
Второй уровень: содержание качественной деятельности учреждения образования управления качеством образовательной деятельности связан с управлением степенью соответствия требованиям обучающихся, рассматриваемых в общем случае в контексте их будущей (текущей) деятельности (то есть с учетом интересов их работодателей), и управлением степенью соответствия требованиям развития ключевых компетентностей учреждения образования Таким образом, развиваемый подход к системному управлению качеством основан на сбалансированном управлении соответствием образовательной деятельности требованиям основных заинтересованных сторон, при этом баланс определяется конкретной системой приоритетов, обеспечивающих достижение стратегических целей организации.
Достижение целей, образующих упорядоченную сбалансированную систему основных показателей, осуществляется на основе соответствующей системы процессов, называемой качественной деятельностью данного учреждения образования. Процессный (динамический) аспект необходимо рассмотреть с использованием известной модели жизненного цикла.
Могут быть различные основания для определения различных циклических процессов в деятельности учреждения образования.
Исходя из задач исследования, мы будем использовать систему из трех базовых циклических процессов:
жизненный цикл организации в контексте ее деятельности на рынке образовательных услуг;
жизненный цикл основного продукта (образовательной услуги)
- отдельной программы обучения;
операционный цикл обучения по программе.
Важнейшим циклом, характеризующим деятельность учреждения образования в контексте рынка (сегмента рынка) образовательных услуг, является жизненный цикл учреждения образования (определяющийся объемом реализуемых образовательных услуг в основных сегментах рынка). Конечно, этот жизненный цикл особенно полезен при рассмотрении негосударственных образовательных организаций, работающих на динамичных рынках программ дополнительного профессионального образования, корпоративного обучения.
Жизненный цикл дистанционной образовательной программы (основного продукта деятельности учреждения открытого дистанционного образования) промежуток времени, начинающийся в момент принятия решения о создании дистанционной программы обучения до момента принятия решения о прекращении обучения по данной программе одинаково важен для всех образовательных организаций. Крупные государственные университеты могут измерять время своей деятельности циклами существования определенных образовательных программ и учебных направлений.
Третьим важнейшим циклом является операционный цикл обучения по программе, начинающийся со времени зачисления обучаемого на обучение по данной программе и завершающийся итоговой аттестацией и выдачей итоговых документов об образовании. Циклы обучения по крупным программам сроком более года, как правило, делятся на повторяющиеся предметные блоки (модули). В этом случае речь идет о зачислении на курс и завершающей аттестации по курсу (а не по всей программе). Этот цикл, также отличающийся универсальностью, является основой для оперативного планирования и бюджетирования всех образовательных организаций.
Возможны также циклы создания и использования, определенных педагогических и информационных технологий (поколения технологий) и другие циклы.
Наш подход к созданию системы менеджмента качества, интегрированной с системой стратегического и операционного менеджмента учреждения образования, реализации действительно идеологии СМК в образовательной деятельности, требует такого определения динамики этой деятельности (такого деления на циклы и временные блоки), чтобы это естественным образом соответствовало основным временным промежуткам в планировании и управлении учреждением образования.
Определенные нами выше три базовых цикла в точности соответствуют задачам основных типов планов деятельности образовательного учреждения.
В. Д. Чехломина
(Россия, г. Нижний Тагил)
Научное издание "Подготовка инновационных кадров для рынка труда в условиях непрерывного образования" Материалы Международной научно-практической конференции (Нижний Тагил, 20-21 января 2012 г.)
Количество показов: 1485