СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Управление инновационной деятельностью современного образовательного учреждения

Сегодня основным фактором, преобразующим нашу жизнь, является информация. Современное общество все более приобретает черты информационного. Главной движущей силой прогресса становятся знания и технологии обмена информацией. Новый мир - это мир компьютеров и Интернета, мир сотовых телефонов и факсов, мир сетей связи и телевидения, мир высоких технологий, от масштабов и эффективности использования которых напрямую зависит благополучие народов и государств. Выигрывают те, кто делает ставку на производство знаний и информации. Основой экономического роста в современном мире является научно-технический прогресс. Увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества

В отличие от прежних времен, знания перестали быть привилегией избранных. Мощь и богатство государства определяются не той суммой знаний, которая «мертвым грузом» лежит где-то в недрах фундаментальной науки. Они определяются возможностями максимально широкого овладения этими знаниями и, следовательно, скоростью их распространения. Чем выше темпы производства и распространения знаний, чем быстрее они претворяются в технологии, в полезные изобретения, тем выше темпы экономического роста. Инновационность становится необходимым фактором культуры.

У России есть необходимые предпосылки, для того чтобы достойно ответить на вызовы времени. Достижения отечественной науки неоспоримы, школы наших ученых и программистов признаны во всем мире. Однако по уровню технической оснащенности, по степени развития инфрастуктуры и освоения технологий мы пока отстаем от мировых лидеров.

Наука и школа - ключевые сферы с точки зрения вхождения в информационное общество. Без сохранения передовых позиций российской науки наша страна не сможет стать одним из лидеров глобального информационного общества и будет вынуждена довольствоваться копированием иноземных образцов. То же можно сказать и о системе образования: высшие достижения научной мысли, самые передовые технологии будут бесполезны, если люди не научатся ими пользоваться. В тоже время в современном отечественном образовании наблюдается преобладание репродуктивного мышления обучаемых над творческим, что подтверждается результатами исследований PISA и TIMSS.

В деятельности современных образовательных учреждений можно выделить ряд проблем:

инновационная деятельность носит ситуативный характер; чрезмерная загруженность педагогов внеурочной работой, обилие различных отчетов привело к тому, что время педагога стало дефицитным ресурсом;

сохраняется тенденция финансирования образования по остаточному принципу. Наблюдается хроническое недофинансирование образовательных учреждений.

В современных условиях развития образования инновационная деятельность закономерна и необходима. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечается, что «модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI в., обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам».

В процессе разработки и введения государственных образовательных стандартов второго поколения, выявления динамики потребностей личности, общества и государства в образовании формируется социальный заказ системе педагогического образования, выражающийся в требованиях к подготовке нового поколения педагогов, способных к инновационной профессиональной деятельности, обладающих необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному процессу образования в течение всей жизни.

«Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего».

Инновация - конечный социально значимый результат инновационного процесса по научному обоснованию, разработке, экспертизе и внедрению отличного от традиционного подхода к образованию.

По мнению В. И. Загвязинского, новое в педагогике - это не только идеи, подходы, методы и технологии, которые раньше не использовались, но и весь тот комплекс элементов (или отдельные элементы педагогического процесса). Это несет на себе прогрессивное начало, что позволяет в условиях, которые меняются, довольно эффективно решать задачи образования. В трактовке автора «новое» фактически совпадает с понятием «прогрессивное».

Организация инновационной деятельности должна осуществляться в следующей последовательности: определение общей цели инновационной деятельности учреждения на основе анализа рынка образовательных услуг, неудовлетворенных потребностей; разработка целевой стратегии управления инновационной деятельностью; разработка принципов и методов управления инновационной деятельностью; разработка структурно-функциональной модели комплексной системы управления инновациями; разработка экономического механизма управления инновационной деятельностью.

Основу и методологическую базу разработки организационноэкономического механизма составляет выработка общей инновационной стратегии учреждения, которую в общем виде следует рассматривать как основное направление эффективного выполнения поставленной цели и выбора наилучших методов их реализации. Рассмотрим ряд частных стратегий управления инновационной деятельностью в образовательном учреждении (см. таблицу).

Стратегии управления интеллектуальным капиталом

Стратегия Приоритетные направления (содержание)

Оптимизации интеллектуальной инфраструктуры Построение оптимальной организационной структуры инновационной деятельности, направленной на рациональное использование интеллектуальных ресурсов

Интеллектуального

стимулирования Мотивация коллектива на разработку и внедрения инноваций и обеспечение их развития в соответствие с требованиями современного образования (требованиями ФГОС, заказом потребителей образовательных услуг)

Интеллектуального

развития Развитие корпоративной культуры, направленной на активизацию генерации педагогами инновационных идей в различных сферах деятельности

Интеллектуального

обучения Постоянное повышение квалификации сотрудников с целью ускорения освоения образовательных новшеств и нововведений

Интеллектуального

расширения Привлечение новых высококвалифицированных сотрудников для обеспечения эффективного развития научной и научно-практической деятельности учреждения

Комплексное преобразование структуры образовательного учреждения, а также совокупности его взаимосвязей с внешней социокультурной средой в целостную образовательно-профессиональную среду целесообразно осуществлять на основе организационно-структурной модели, представленной на рис. 1.

Подводя итоги вышесказанного, необходимо отметить, что в условиях информационного общества образовательное учреждение должно быть мобильным и чутко реагировать на происходящие изменения. Классик современного управления П. Друкер отмечает, что для периода потрясений, который мы сейчас переживаем, перемены - это норма. Перемены сопряжены с потерями и риском, требуют огромного труда, но если организация не ставит себе целью смело идти навстречу изменениям и быстро меняться вместе с окружающим миром, она обречена на прозябание. В периоды коренных структурных преобразований выживают только лидеры перемен - те, кто чутко улавливают тенденции изменений и мгновенно приспосабливаются к ним, используя себе во благо открывающиеся возможности.

Основные направления инновационных процессов в образовании представлены на рис. 2.

Основные направления использования инноваций в образовании

Изменение

содержания

образования

(стандарты)

Индивидуализация обучения (новые подходы)

Здоровьесберегающая деятельность в образовании

Изменение методик и Дифференциация

технологий обучения обучения

(внедрение) (новые формы)

Рис. 2. Основные направления инновационных процессов в образовании

Государственные документы в сфере образования, определяющие стратегию развития отрасли на долгосрочную перспективу, должны основываться на принципе инновационности. В полной мере эта методологическая установка воплощена в проекте федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения.

В образовательных стандартах второго поколения сформулирован ряд принципиальных инновационных идей, связанных со стратегической трактовкой стандарта как важнейшего ресурса социокультурной модернизации российского общества, направленной на формирование новой системы ценностей и ценностных ориентиров, обеспечение инновационного, социально ориентированного развития России.

Инновационность стандартов заключается в том, что образование рассматривается в качестве важнейшей социальной деятельности общества, направленной на формирование российской идентичности как неотъемлемого условия укрепления российской государственности. Ключевая особенность проекта - переход от предметоцентрированной модели к модели вариативного личностно-центрированного образования, к партнерским отношениям основных институтов социализации в достижении целей образования.

Сферу преемственности и инновационности в государственной образовательной политике, связанной с федеральными государственными образовательными стандартами второго поколения, обусловливают факторы, выдвигающие задачу развития образования как важнейшего системо- и смыслообразующего ресурса социально-экономического развития в центр государственной образовательной политики. Это, прежде всего, основные вызовы современности, порождаемые развитием процессов глобализации. Применительно к России они выдвигают на первый план задачи развития гражданского общества, социокультурной модернизации страны, поворот в образовании к личности обучаемых, учет новых требований информационного общества к человеку, системе образования и обществу в целом.

Впервые объектом модернизации становится не сфера образования, не образовательная среда, а образовательное пространство как совокупность институтов социализации, определяющих социально-экономическое развитие государства

Инновацией в структуре Базисного образовательного плана выступает то, что в нем выделяется три раздела: инвариантная часть, вариативная часть, а также предусмотрена внеурочная деятельность учащихся, осуществляемая во второй половине дня.

Инновационность подхода состоит в том, что деятельностный подход в образовательных стандартах позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах «ключевых задач развития учащихся» и «формирования универсальных способов учебных и познавательных действий», которые должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях.

Существенное место в преподавании школьных дисциплин должны также занять так называемые метапредметные учебные действия. Под «метапредметными» (т. е. «надпредметными» или «метапоз- навательными») действиями понимаются умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью, будь то определение стратегии решения математической задачи, запоминание фактического материала по истории или планирование совместного (с другими учащимися) лабораторного эксперимента по физике либо химии.

Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося.

Формирование УУД должно выступить как цель образовательного процесса, определяя его содержание и организацию

Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных учебных предметов

Сформированность УУД определяет эффективность учебно-воспитательного процесса и его результаты

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе определяется следующими взаимодополняющими положениями.

1. Формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.

2. Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.

3. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности, усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.

4. Представление о функциях, содержании и видах универсальных учебных действий должно быть положено в основу построения целостного учебно-воспитательного процесса.

5. Отбор и структурирование содержания образования, выбор методов, определение форм обучения должно учитывать цели формирования конкретных видов универсальных учебных действий.

6. Успешность развития универсальных учебных действий решающим образом зависит от способа построения содержания учебных предметов.

В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного - квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого - то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, т.е. не структурные, а функциональные, деятельностные качества.

Становление детской самостоятельности, инициативности и ответственности, в первую очередь воспитание умения учиться понимается сейчас как ведущая ценность и цель образования XXI в. В докладе ЮНЕСКО «В новое тысячелетие» цели образования сформулированы так: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать».

Новые социальные запросы определяют новые цели образования и стратегию его развития.

В концепции новых госстандартов образовательные результаты понимаются как достижения общекультурного, познавательного и личностного развития учащегося.

Если раньше цели определяли как усвоение знаний, умений и навыков, или как формирование компетентностей, то сегодня целью обучения становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

Подводя итог, можно выделить несколько позиций обобщающего характера:

1) универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития;

2) развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка;

3) в основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора;

4) формирование универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на каждом его этапе на достижение определенных, заранее планируемых учителем результатов;

5) в образовательной практике происходит переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству обучающихся и учителя в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения.

И самое главное - заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования - школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества.




И. И. Цыганенко (Россия, г. Нижний Тагил)


Научное издание "Подготовка инновационных кадров для рынка труда в условиях непрерывного образования" Материалы Международной научно-практической конференции (Нижний Тагил, 20-21 января 2012 г.)



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Изобретательство и инновации': 74