СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Качественная система образования - залог устойчивого экономического роста

Наиболее объективным барометром конкурентоспособности страны в сопоставлении с другими странами является Глобальный Индекс Конкурентоспособности, составляемый ежегодно Всемирным экономическим форумом (далее - ГИК ВЭФ). Несмотря на тот факт, что данная организация занимается исследованием проблем конкурентоспособности стран уже три десятилетия, ГИК, как основной показатель страны в данном рейтинге, стал применяться только с 2005 г. (с 2001 по 2004 гг. использовался Индекс конкурентоспособного роста).

Позиция Казахстана по показателю «Качество системы образования», входящему в структуру 5-го индикатора «Высшее образование и профессиональная подготовка», за период с 2005 по 2010 гг. значительно ухудшилась: если по данному показателю Казахстан в 2005 г. занимал 49 место с 3,9 баллами, то в 2011 г. уже 112 место с 3,0 баллами (рис. 1).

Рис. 1. Динамика показателя «Качество системы образования» 2005-2011 гг.

Для оценки качества системы образования респонденты, участвовавшие в опросе ВЭФ 2010 г., должны были ответить на вопрос «Насколько хорошо система образования в Вашей стране соответствует потребностям конкурентоспособной экономики?».

В соответствии с документами Болонского процесса к Quality Assurance - (обеспечению качества) относятся процедуры, направленные на обеспечение соответствия результатов образования, обучения и соответствующих услуг требованиям потребителей.

В целом, потребителями образовательных программ могут быть: государство, работодатели, профсоюзы и профессиональные ассоциации, сами обучаемые. В документах Болонского процесса особо подчеркивается, что потребности различных категорий потребителей могут не только не совпадать, но и быть диаметрально противоположными.

В этой связи разработка системы обеспечения качества признана в международном образовании одной из самых сложных проблем в управлении качеством образования и обучения.

В Берлинском коммюнике конференции министров по высшему образования стран Европы (2003 г.) содержится описание систем обеспечения качества, которые должны включать:

1) определение ответственности соответствующих организаций и институтов;

2) оценку программ или институтов (организаций образования), включая внутреннюю оценку, внешнюю оценку, участие студентов в оценке, публикацию результатов оценки;

3) систему аккредитации, сертификации или сопоставимые с ними процедуры;

4) участие ведущих зарубежных экспертов в оценке качества образования, широкое сотрудничество между организациями и странами в этой области.

В 2005 г. на Бергенской конференции министров по высшему образованию стран Европы приняты Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве, разработанные Европейской ассоциацией гарантии качества высшего образования, которые включают принципы организации: внутренних систем обеспечения качества образования; внешней оценки обеспечения качества образования; агентств по внешней оценке качества образования.

Несмотря на принятие и реализацию нескольких программ по развитию образования, как в целом, так и каждой ее ступени в отдельности, качество казахстанского образования оценивается бизнес- сообществом как неконкурентоспособное. Аналогичная оценка качества казахстанского образования дана в Государственной программе развития образования на 2011-2020 гг., утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 7.12.2010 г. № 1118, - «Вместе с тем качество казахстанского образования пока остается малоконкурентным».

В связи с этим главной целью недавно принятой Государственной программы определено повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики.

Важным инструментом обеспечения общества объективной информацией о состоянии системы образования и эффективности ее деятельности в соответствии с мировой практикой являются национальные отчеты о состоянии образования (рис. 2).

Рис. 2. Коэффициент охвата дошкольным воспитанием и обучением, в процентном соотношении от количества детей типичного возраста

С 2006 г. в рамках реализации Государственной программы развития образования на 2005-2010 гг. и в соответствии с Законом РК «Об образовании» Министерство образования и науки РК ежегодно публикует Национальный доклад о состоянии и развитии системы образования, являющийся ежегодным информационно-аналитическим обзором состояния образования и тенденций в его развитии, в том числе в межрегиональном и международном сопоставительных аспектах.

Оценка состояния образования в Казахстане в международном сопоставлении основывается на данных ЮНЕСКО, полученных в рамках «Анализа показателей образования в странах ОЭСР».

Для сравнительного анализа образовательных систем составители ежегодных Национальных докладов используют более ранние официальные данные (например, в Национальном докладе 2008 г. сравниваются данные за 2005 г., в докладе 2009 г. - за 2006 г., 2010 г. - 2007 г.).

В Казахстане в 2005 г. коэффициент охвата образованием в возрастной группе 4 года и младше составлял 22,9% при среднем значении данного показателя в странах ОЭСР 68,5%. К 2007 г. в Казахстане показатели несколько улучшились (29,6%), но и в странах ОЭСР увеличилось среднее значение до 71,2% (в Бельгии - 126%, Испании - 125,9%, Франции - 111,2%).

Коэффициент охвата населения в возрастной группе 5-14 лет в Казахстане в 2007 г. составил 91,5% (в 2005 г. - 89,4%), что ниже на 7,1 п.п. чем в странах ОЭСР - 98,6%.

В группе 15-19 лет коэффициент охвата образованием в Казахстане составил в 2007 г. 82,9%, что выше, чем в среднем в странах ОЭСР на 1,4 п.п. Но если страны ОЭСР в сравнении с 2005 г. не улучшили и не ухудшили состояние охвата образованием данной группы, то Казахстан ухудшил к 2007 г. на 0,8 п.п. с 83,7% в 2005 г.

В возрастной группе 20-29 лет охват образованием в РК в 2005 г. составлял 19,1%, в 2007 г. - 18,2%. Среднее значение в странах ОЭСР в 2007 г. (24,9%) было ниже, чем в 2005 г. (25,1%), но сопоставительный разрыв между Казахстаном и странами ОЭСР увеличился с 6 п.п. (2005 г.) до 6,7 п.п. (2007 г.).

Аналогичная тенденция ухудшения в Казахстане охвата образованием наблюдается и в старших возрастных группах, тогда как в странах ОЭСР наоборот улучшается: в РК в возрастной группе 30-39 лет в 2005 г. охват составил 3,5%, в 2007 г. - 3,0% (в странах ОЭСР 5,7% и 5,9%, соответственно), в возрастной группе 40 лет и старше - 0,4% и 0,3% (в странах ОЭСР 1% и 1,2%, соответственно).

Сопоставительный анализ свидетельствует о наличии значительного разрыва между образовательными системами Казахстана и стран ОЭСР (вызывает обеспокоенность низкий уровень охвата образованием в возрастных группах - 4 года и младше, от 30 лет и старше), а также о необходимости разработки мер, способствующих сокращению разрыва. Но, несмотря на имеющиеся различия в уровнях охвата образованием в некоторых возрастных группах населения Казахстана в сравнении со странами ОЭСР (рис. 3), составители ежегодных национальных докладов дают в целом положительную оценку системе образования Казахстана: «В целом, тенденции развития образования в РК соответствуют общемировым». (Национальный доклад о состоянии и развитии образования в Республике Казахстан, 2010).

Как показывает ознакомление с ежегодными Национальными докладами, их подготовка осуществляется на основе анализа данных статистики и образовательного мониторинга.

Рис. 3. Охват детей дошкольным образованием по странам, в процентном соотношении

Кроме того, в Национальных докладах за 2009 и 2010 гг. проанализированы факторы, влияющие на результаты обучения, на основе данных международного исследования TIMSS 2007 - даны характеристики учащихся, учителей, класса и процесса обучения в классе, школы и образовательного процесса в школе. Анализ названных факторов осуществлялся на основе результатов специального анкетирования учеников, учителей, директоров в рамках международного исследования TIMSS 2007 .

Но вместе с тем, составителями докладов не проводятся дополнительные специальные (социологические) исследования и опросы для полноценной оценки качества образования и эффективности системы образования, например, оценки уровня удовлетворенности населения, в частности родителей или работодателей, качеством системы образования или равенства в доступности образования для городского и сельского населения и др. Результаты опросов могли бы стать основой для выработки конкретных мер совершенствования образовательной системы и повышения качества образования.

В связи с чем, выводы и рекомендации ежегодных Национальных докладов представляют собой лишь обобщенную информацию о системе образования Казахстана, и не содержат конкретных мер по улучшению образовательной системы.

Но некоторые данные, опубликованные в рамках Национальных докладов о состоянии и развитии системы образования 2009 г. (обзор за 2008 г.) и 2010 г. (обзор за 2009 г.), вызывают интерес.

Так, с целью анализа и оценки состояния системы образования на региональном уровне в указанных Национальных докладах отражены результаты работы Национального центра оценки качества образования по ранжированию областей. Особенностью составления рейтинга регионов по данным 2008 и 2009 гг. являлось то, что анализ состояния образования регионов проведен не по уровням образования, как прежде, а по компонентам качества образования:

1) доступность образования;

2) качество финансовых и материально-технических ресурсов;

3) качество кадровых ресурсов;

4) результаты деятельности организаций образования.

Рассмотрение результатов ранжирования регионов показывает

следующее:

1) регионы, обеспечивающие высокий уровень доступности образовательных услуг на всех уровнях, как правило, находятся в числе лидеров по результатам деятельности организаций образования;

2) доступность к качественным образовательным услугам зависит от уровня доходов регионов и возможностью финансирования системы образования;

3) проведенный рейтинг по состоянию кадровых ресурсов показывает, что наличие кадрового потенциала при средних уровнях доступности образования и финансирования может обеспечить высокие результаты деятельности организаций образования. Но уже при низких уровнях доступности и финансирования системы образования кадровый состав не может обеспечить высокие образовательные результаты.

Например, ЮКО, занимая второе место по состоянию кадровых ресурсов и шестнадцатое - по доступности образования и финансирования, имеет 13 позицию по результатам деятельности организаций образования. Известно, что наибольшую долю в финансировании образования составляет оплата труда преподавателей.

Следовательно, если уровень финансирования образования в регионе невысокий, то в структуре кадрового состава высока доля преподавателей с низкой квалификацией и малым стажем работы.

В конечном счете, как отмечается в Национальном докладе о состоянии и развитии образования в РК 2010 г., оценка результатов функционирования системы профессионального образования дается рынком труда: насколько востребованы выпускники, как быстро им удается найти работу, в какой степени набор образовательных услуг, предоставляемых системой профессионального образования, соответствует запросу рынка труда и населения. В докладе приведены следующие данные по трудоустройству выпускников организаций образования в 2009 г.: работают по полученным специальностям 86,2% выпускников вузов, 81,5% выпускников профессиональных лицеев и 51,6% выпускников колледжей.

Низкий уровень трудоустройства выпускников колледжей свидетельствует о низком уровне информированности учащихся при выборе ими специальности (большая часть учащихся поступает в колледжи после окончания основного курса средней школы - 9 классов). Так, анализ структуры подготовки специалистов в техническом и профессиональном образовании (ТиПО) в 2009-2010 гг. показывает следующее: менее половины (44,31%) учащихся в организациях ТиПО обучаются специальностям, затребованным в реальном секторе экономики и отраслях производственной инфраструктуры. Относительно высока доля учащихся, обучающихся по специальностям экономики и права (26,48%). В среднесрочной перспективе в условиях реализации Программы форсированного индустриально-инновационного развития бизнес-сообщество (работодатели) будет вынужден столкнуться с ограниченным предложением специалистов технически-технологичес- кого и естественнонаучного профиля. Резкие деформации структуры и объема подготовки кадров не соответствуют реальным потребностям рынка труда, что создает дефицит рабочих кадров и специалистов со средним специальным образованием.

Более того, в настоящее время недооценивается роль системы технического и профессионального образования в процессе коммерциализации научных исследований и разработок. В Государственной программе развития образования на 2011-2020 гг. предусматривается разработать механизмы определения базовых вузов для создания на их основе таких инновационных структур, как бизнес-инкубаторы, технопарки, центры коммерциализации научных разработок и технологий. Но как было отмечено Аланом Кэнтроу (профессор менеджмента, приглашенный преподаватель MITSloanSchoolofMenegment) на Петербуж- ском международном экономическом форуме в июне 2011 г., «проблема состоит в том, что университеты обслуживают незначительную часть населения, и даже если они делают открытия и создают новые технологии, возможность их коммерциализации очень мала. Даже если все эти новинки работают в лабораториях, компании не смогут их коммерциализировать из-за недостатка специалистов различного уровня и среднего технического персонала, которые для этого требуются. В Калифорнии часто можно услышать: «Кремниевая долина не состоялась бы без Стэнфорда и Беркли». Абсолютно верно. Но Кремниевая долина точно так же не состоялась бы и без FoothillCommuni- tyCollege. Он находится в миле от Стэнфорда и подготовил целые поколения среднего технического персонала, который работает в компаниях, занятых серийным производством разработанных в Стэнфорд- ских лабораториях технологий. Это тот элемент, который явно недооценивается реформаторами системы образования».

Необходимым условием формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, становящейся важнейшей предпосылкой динамичного экономического роста и социального развития общества, условием благополучия и безопасности страны.

Основные направления в сфере образования в среднесрочном периоде будут ориентированы на реализацию стратегических задач Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг. и Программы «Балапан» на 2010-2014 гг.

В сфере дошкольного образования политика государства будет направлена на расширение сети дошкольных организаций и повышение качества дошкольного воспитания.

Особое значение будет уделено повышению качества образования на всех уровнях, от дошкольного до высшего.

Данная задача будет решена в первую очередь путем совершенствования оплаты труда педагогов и внедрения новой модели повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

Будет усилена политика подготовки педагогических кадров, которая предусматривает увеличение числа англоязычных преподавателей и педагогов, подготовленных в рамках программы «Болашак».

Продолжится увеличение сети интеллектуальных школ, которые являются стартовыми площадками по разработке, внедрению и апробации учебно-воспитательных программ, сочетающих лучшие традиции казахстанского образования и передовой опыт мировой педагогической практики.

Повышению качества образования будет также способствовать продолжение работы по ликвидации аварийных и трехсменных школ за счет строительства новых школ, а также оснащению школ предметными кабинетами.

В рамках модернизации системы технического и профессионального образования будет создана принципиально новая модель управления процессом подготовки кадров в соответствии с потребностями экономики в лице АО «Холдинг «Кэсш^ор».

Основная цель Холдинга «Кэсш^ор» - повышение конкурентоспособности казахстанских кадров в рамках обеспечения деятельности 4-х колледжей мирового уровня и 4-х Межрегиональных центров по подготовке и переподготовке кадров обслуживающего труда, которые будут обучать по новым учебным программам, разработанным совместно с зарубежными партнерами.

В системе высшего образования подготовка кадров будет ориентирована в первую очередь, на потребности индустриальноинновационного развития страны.

Будет расширена академическая свобода вузов с внедрением принципов корпоративного управления, созданы исследовательские университеты, участвующие в организации и проведении фундаментальных и прикладных научных исследований и иных научно-технических, опытно-конструкторских работ.

В целом, следует отметить, что усилия государства должны быть направлены на привлечение талантливой молодежи для работы в вузах, посредством установления более высоких окладов преподавателям по сравнению с другими секторами экономики, организации зарубежных стажировок.




Т. Т. Хайдаргалиева, Т. П. Притворова (Республика Казахстан, г. Караганда)


Научное издание "Подготовка инновационных кадров для рынка труда в условиях непрерывного образования" Материалы Международной научно-практической конференции (Нижний Тагил, 20-21 января 2012 г.)



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601