Изменения, которые происходят в области торговли последние 5 лет, вызывают переоценку многих теоретических положений в различных областях деятельности человека. Переход к рыночной экономике позволил насытить рынок товарами как отечественного, так и импортного производства, в связи с чем появилась проблема сбыта товаров во всех звеньях товародвижения. В современных условиях предпринимателям необходимо владеть информацией не только о существующей потребности, но и о средствах их оптимального удовлетворения - товарах, услугах, наилучшим образом удовлетворяющих эти потребности. Потребительская ценность товаров, в значительной мере определяет спрос, а также способствует увеличению продаж. Изменение приоритета производства перед сбытом вызывает необходимость увеличения кадров товароведов, а также освоения ими ряда новых функций.
В настоящее время страна испытывает последствия мирового экономического кризиса, одним из последствий является явная и скрытая безработица. Вследствие данного явления на предприятиях торговли снизилась текучесть кадров, что объясняет временное снижение спроса на торговых работников. Интенсивно развивающиеся розничные торговые сети часто объявляют набор кадров по торговым специальностям, требования к которым в значительной степени отличаются от требований, предъявляемых ГОСТ Р 51305-2009 «Услуги розничной торговли. Требования к персоналу» [2]. Вследствие чего на предприятиях торговли работают сотрудники, не имеющие специального образования или профессиональной подготовки.
Отсутствие данных о количественной потребности в специалистах товароведах затрудняет определение плана приема на специальность «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров», которые за последние годы необоснованно сокращены в учебных заведениях [1]. Специалист - товаровед обладает рядом профессиональных компетенций, которые способны обеспечить ему начальную трудовую деятельность на рабочем месте продавца, коммерческого агента, постепенно осуществляя карьерный рост.
Проблема кадрового обеспечения торговых предприятий влечет за собой не только плохое обслуживание покупателей, частое нарушение Закона «О защите прав потребителей» и «Правил продажи отдельных видов товаров» и т.п., но и как следствие - увеличение потерь торговых предприятий, связанных с некомпетентностью торгового персонала.
Одной из причин потерь является отсутствие или некомпетентность в приемке товара по качеству, который должны проводить товароведы (менеджеры по качеству) или материально ответственные лица с товароведным образованием.
Анализ ФГОС СПО по другим торговым специальностям показывает, что специалисты не готовятся для работы с конкретным товаром. Ближе всего к товароведу находится коммерсант, но его диапазон работы больше ориентирован на экономическую, финансовую, сбытовую функции, поэтому с товароведными характеристиками товаров он знаком поверхностно, то есть в этой области ему требуется дополнительная подготовка.
Согласно ГОСТ Р 51305-2009 «Услуги розничной торговли. Требования к персоналу» к товароведу (менеджеру по качеству) предъявляются следующие требования:
наличие высшего или среднего специального образования; осуществление контроля за соблюдением условий поставки, транспортирования, приемки товаров; правил маркировки и упаковки товаров; условий хранения товаров на складах предприятия; размещения товаров в торговых залах, сроков годности и условий реализации товаров на предприятиях торговли;
своевременное оформление претензионных материалов по качеству, упаковке и маркировке товаров;
участие в формировании ассортимента реализуемых товаров. знание номенклатуры и ассортимента продаваемых товаров, умение их оценивать, определять дефекты и причины их возникновения;
знание товароведных характеристик и показателей качества продаваемых товаров, нормативных и технических документов (ГОСТ Р, СТО, ТУ и др.) на товары;
участие в рассмотрении претензий покупателей к качеству товаров;
осуществление своевременного контроля за качеством товаров, участие в изъятии из реализации (продажи) товаров с истекшими сроками годности, с дефектами, ненадлежащего качества;
знание и контроль за соблюдением основных требований к маркировке товаров и информации для потребителей в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51074, ГОСТ Р 51087, ГОСТ Р 51391 и правилами продажи отдельных видов товаров.
Эти традиционные требования к товароведу требуют расширения. Так, необходимо участие товароведа в работе по обеспечению информационной поддержки товаров для наиболее благоприятного формирования спроса на те товары, которые обладают достаточной конкурентоспособностью. В современных же условиях средства массовой информации изо дня в день указывают на то, что прилавки магазинов полны фальсифицированной продукцией, что указывает на некомпетентность сотрудников, допускающих такие товары к реализации.
Одним из перспективных направлений развития товароведения является увеличение объектов изучения. Сейчас объектом изучения являются потребительские товары, но ряду предприятий требуются специалисты по оценке качества нефтепродуктов, фармацевтических средств, оргтехники (компьютеров, средств связи и т.п.), упаковочных товаров, услуг.
Расширение требований возможно, поскольку в силу вступили образовательные стандарты третьего поколения, где в каждом отдельно взятом регионе будущим специалистам в ходе обучения следует прививать те компетенции, которые требует от учебного заведения государство, рынок труда, потребитель, а также учесть опыт преподавателей, студентов, свои академические традиции.
Литература
1. Николаева, М. А. Потребность в кадрах товароведов и фундамента- лизация их подготовки в области товароведения [Текст] / М. А. Николаева. М., 2000.
2. ГОСТ Р 51305-2009. Услуги торговли. Требования к персоналу. [Электронный ресурс] Режим доступа : nordoc.ru/doc/59-59364.
Н. М. Турашова, С. С. Ростокина
(Россия, г. Нижний Тагил)
Научное издание "Подготовка инновационных кадров для рынка труда в условиях непрерывного образования" Материалы Международной научно-практической конференции (Нижний Тагил, 20-21 января 2012 г.)
Количество показов: 1910