Профильный политехнический курс относится к элективным курсам в сегодняшней школе. Данный курс предназначен, в первую очередь, для учащихся классов с углубленным изучением предметов естественно-математического цикла, которые включают также политехнические сведения из сферы современного промышленного производства. Это обусловлено тем, что учитывается специфика исторических и социально-экономических координат региона [6]. К основным требованиям, предъявляемым к выпускникам профильной средней школы, можно отнести следующее:
культурность: способность понять смысл собственной деятельности и свое предназначение, потребность в творчестве и самовыражении, воспитанность;
компетентность: способность преодолевать структурное сопротивление социальной и природной среды; потребность в самоутверждении, социально-психологическая подготовленность, позволяющая успешно адаптироваться в меняющихся условиях;
образованность: способность к парадигмально-коммуникатив- ному включению в социальную среду, в том числе и благодаря владению иностранным языком, потребность в дальнейшем образовании, например, в вузе и самообразовании, что должно способствовать реализации профессиональных устремлений выпускников.
Что касается политехнического компонента подготовки школьников, то речь идет о воспитании будущих специалистов-технологов промышленного производства. Соответственно строится и система психолого-педагогического обеспечения учебного процесса в профильном курсе. Старшеклассники ориентированы на технический и естественнонаучный профиль. При этом учитывается и все более обостряющаяся потребность гармонического соединения политехнической подготовки будущего инженера с его гуманитарной образованностью и гуманистической воспитанностью, возрастание психологической и моральной надежности и ответственности будущего профессионала за принятие технико-технологических решений любого уровня.
Сегодняшнее время является эпохой глобальных инноваций, которые охватили все сферы жизни общества. В условиях развития технотронного, информационного общества возникает потребность в выпускнике школы, способном быстро и качественно осваивать программы высшего профессионального образования. Это обстоятельство требует новой трактовки принципа политехнизма. Как указывает П. Р. Атутов, политехническое образование в условиях технологизации общества рассматривается как процесс и результат активного и деятельного усвоения учащимися общих способов научно-производственной деятельности в системе «наука - производство». Главной целью политехнического образования выступает нормирование общей технологической культуры как основы общественной культуры труда человека, прежде всего развитие у учащихся общих способностей, необходимых для активного творческого участия в данном виде деятельности. Усвоение общих свойств научно-производственной деятельности предполагает активное творческое участие школьников в непосредственном осуществлении или моделировании научно-производственного цикла, трансформации знаний в труд. Практическая реализация концепции требует существенного усиления трудового политехнического и технологического начала в общеобразовательных предметах. Базисный инвариантный компонент их содержания должен способствовать формированию у учащихся представлений о современном технологическом аспекте научной картины мира: в вариативной части содержания должно быть обеспечено активное творческое ознакомление учащихся с прикладными аспектами изучаемых фундаментальных научных знаний с учетом интересов школьников, профилей обучения в школе, их участие в творческом поиске способов практической реализации научных знаний (как средство практической деятельности человека), моделировании различных вариантов их применения и др. Должна быть реализована проблемная направленность соответствующих учебных пособий, логика их построения, как процесса решения научнопроизводственных проблем, ориентация их на самостоятельность творческое участие школьников в проектировании, конструировании изделий, поиске необходимой информации и т.п., на использование активных методов включения учащихся в различные ситуации (в ролевых, деловых играх и т.д.)
Согласно закону РФ «Об образовании» реализуются два типа образовательных программ: общие и профессиональные. Традиционно под принципом политехнизма понималось обучение учащихся основам профессиональной деятельности с присвоением квалификации. Представляется, как уже указывалось выше, целесообразным изменить содержание этого принципа. Современная высшая школа требует от абитуриента сформированности профессиональных мотивов, общеучебных умений, осознанных и прочных знаний и мотивации к непрерывному самообучению. Современное производство, социальная сфера и сфера управления предъявляют повышенные требования к коммуникативным способностям. В современных условиях процесс образования в полной средней школе должен обеспечить становление готовности выпускника к самоопределению в одной из сфер общественного производства: «человек - техника и технологии», «человек - человек», «человек - общество», «человек - язык». Готовность к сознательному выбору сферы самоопределения включает информационную, мотивационную и операционную готовность. В связи с этим принцип политехнизма рассматривается как процесс проектирования и реализации такого содержания образования, которое бы обеспечило ученику возможности выбора технической профессии в соответствии с его индивидуальными особенностями и профессиональными устремлениями. Именно этим задачам должен отвечать создаваемый профильный курс.
Основываясь на исследованиях методистов [2; 5], можно дать общую характеристику курса профильного обучения иностранному языку.
Во-первых, такой курс должен быть продолжением программы базового уровня.
Во-вторых, такой курс должен быть базовым по отношению к более узким областям знания и выделению таких направлений как математическое, химико-технологическое, экологическое и др.
Представляется также, что такой курс должен строиться в соответствии с современным пониманием целей, содержания и приемов обучения иностранному языку в школе [4], однако иметь и определенную специфику, связанную с особенностями профиля обучения.
Комплексная цель обучения иностранному языку, направленная на развитие коммуникативной компетенции (языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной, учебной), а также на воспитание, образование и развитие обучаемых средствами предмета остается в силе.
Однако в профориентированном курсе она должна быть модифицирована в сответствии с выбранным профилем. Особое значение приобретает:
воспитание осознанного отношения к выбору профессии, потребности в практическом использовании иностранного языка в будущей профессиональной деятельности;
расширение общекультурного кругозора учащихся, их эрудиции в различных областях знания, в том числе профессионально-значимых;
развитие у обучаемых таких важных в профессиональном отношении познавательных процессов, как произвольное внимание, логическая память, аналитическое мышление и др.;
развитие интересов в области естественно-математических наук, основ научно-технического производства, научного мировоззрения, а так же языковых способностей и речевой культуры;
подготовка школьников к участию в межкультурном общении в устной и письменной формах с учетом их интересов и профессиональных устремлений. При этом принципиально важным является развитие умений и навыков чтения профильной неадаптированной литературы на изучаемом языке, а также развитие всех основных видов речевой деятельности на этой основе.
Как известно, целью надбазового курса является не только подержать, но и несколько превысить уровень обученности школьников классов базовой школы [3].
Это обеспечивается за счет создания условий для дополнительной речевой практики, как продуктивного (говорения и письма), так и рецептивного (чтения и аудирования), планов и за счет систематизации и актуализации языковых, речевых и социокультурных знаний, навыков, умений. Необходимо обеспечить, с одной стороны, повторение и восполнение пробелов в базовой подготовке школьников, а с другой стороны - расширить и углубить знания путем привлечения новых аутентичных материалов, соответствующих возрастным особенностям и интересам старшеклассников. Поскольку в связи с этим возрастает количество изучаемых тем, предметов речи, видов и типов текстов, то это приведет к увеличению как продуктивного, так и рецептивного минимума, к некоторому приросту в развитии знаний, навыков, умений во всех видах речевой деятельности.
Важны более сознательный выбор стратегий учения и компенсаторных умений, большая самостоятельность школьников и, как следствие, должно иметь место совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции школьников в целом. Попробуем представить цели курса более расчленённо.
Как отмечает М. Л. Вайсбурд [1], развитие науки и техники, задачи ускорения и углубления научно-технического прогресса требуют подготовки специалистов высокой квалификации и создания уже в школе основ для будущей профессиональной деятельности, поэтому важно:
1) подготовить учащихся к участию в межкультурном общении на иностранном языке в письменной и устной формах с учетом их интересов и будущей профессиональной ориентации;
2) воспитать у них стремление обоснованного выбора профессии, потребности в практическом использовании иностранного языка в будущей профессиональной деятельности;
3) расширить технический кругозор учащихся, их естественнонаучную информированность и эрудицию;
4) развить познавательные интересы в области точных наук, естественнонаучного мировоззрения, навыков исследовательской работы с различными источниками информации; в том числе иноязычными;
5) развитие внутренних мотивов учения, потребности в самостоятельном накоплении банка данных о будущей профессии и требованиях к специалистам в этой области, используя для этого также иностранный язык.
6) обеспечить владение учащимися всеми видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым, поисковым) текстов из научно-технической литературы различного характера (общенаучных, технических) и текстов функционального стиля (инструкции, рекламы, проспекты и т. д.);
7) обучить школьников таким специфическим приемам анали- тико-синтетической обработки информации, как аннотирование и реферирование;
8) обеспечить овладение школьниками элементарными навыками и умениями письменного перевода (с иностранного языка на русский) текстов общенаучного и технического характера;
9) развивать навыки и умения устного монологического, диалогического и полилогического общения на базе профильно-ориентированной тематики;
10) обучить учащихся умению письменно фиксировать значимую для них информацию в виде тезисов, ключевых слов, аннотации;
11) включить в активный словарь учащихся общенаучную терминологическую и профессионально направленную лексику, расширить объем рецептивного словаря, объем и глубину осваиваемых грамматических явлений, характерных для научно-технической литературы;
12) приобщать учащихся к чтению по интересам, повышать их общетехническую и страноведческую эрудиции, развивать умения самостоятельного использования иностранного языка для углубления и расширения знаний в различных областях науки, техники;
13) обучить учащихся использованию лексического запаса для решения коммуникативных задач (сообщать и запрашивать информацию, выражать просьбу, мнение, оценку и т.д.) в типичных ситуациях общения, при обсуждении проблем политехнического характера;
14) совершенствовать навыки и умения в работе с книгой, справочной литературой, в особенности со словарем, и в частности с техническим словарем [1].
Таким образом, как видно из перечня, цели профильного курса получают определенную модификацию, обусловленную спецификой курса, его функциями обеспечивать надбазовый уровень овладения.
Все аспекты целей обучения в профильном курсе должны быть обеспечены адекватным содержанием. Как известно из научной литературы, содержанию образования человечество уделяло внимание во все времена. Индивидуальный и социальный опыт и его передача по следующим поколениям составляли основу обучения [5]. Правильно отобранное содержание профильного политехнического курса может помочь расширить знания учащихся в технической области, и, возможно, помочь в профессиональном самоопределении старшеклассников.
Литература
1. Вайсбурд, М. Л. Программа обучения английскому языку в старших классах естественно-научного профиля [Текст] / М. Л. Вайсбурд. М., 1999.
2. Аракелова, Г. А. Учителям и родителям о психологии подростка [Текст] / Г. А. Аракелова. М. : Высшая школа, 1990.
3. Бим, И. Л. Книга для учителя к учебнику немецкого языка для 10 класса средней школы [Текст] / И. Л. Бим, Е. И. Пассов. М. : Просвещение, 1986.
4. Василовская, Е. В. К вопросу о приёмах самостоятельной деятельности учащихся при овладении лексикой немецкого языка в средней школе [Текст] / Е. В. Василовская // Современные методы и содержание обучения речевым умениям на иностранном языке. М. :НИИ С и МО АПН СССР, 1974.
5. Лернер, И. Я. О построении логики дидактического исследования (на примере исслед. проблемы формирования познават. самостоятельности учащихся) [Текст] / И. Я. Лернер // Сов. педагогика. 1970. № 5. С. 106-119.
6. Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа : http:/humaties.edu.ru/db/msg/46741.
Г. Ф. Трубина
(Россия, г. Нижний Тагил)
Научное издание "Подготовка инновационных кадров для рынка труда в условиях непрерывного образования" Материалы Международной научно-практической конференции (Нижний Тагил, 20-21 января 2012 г.)
Количество показов: 2003