Современная Россия находится в периоде кардинальной трансформации социального, культурного, информационного устройства общественных отношений. Под влиянием глобализации возникают новые ценности и приоритеты, меняются модели поведения, исторически используемые обществом в повседневной жизни. Наиболее динамичной средой и мобильной частью социума, которая быстро реагирует на все происходящие изменения, является молодежь, а именно молодежь, задействованная в образовательном процессе.
Важнейшими условиями, основаниями и одновременно механизмами реального роста, развития подростков, и реализации в мире взрослых являются процессы индивидуализации и социализации растущего человека в обществе, развития его личности как основы дальнейшего становления человека в жизни. Социальный и духовный мир молодого поколения формируется как продукт противоборства конкурирующих социальных институтов, важнейшими из которых являются семья (система и среда воспитания), школа (образовательная система), государство (политическая система), СМИ (медиасреда).
Сегодня отсутствует контроль над рынком средств массовой информации, как таковой системы ограничения подачи информации различной аудитории не существует, что, в конечном счете, пагубно сказывается на формировании морально-нравственных ценностей подрастающего поколения.
Медиакультура - детище современной культурологической теории, введенной для обозначения особого типа культуры информационной среды, являющейся посредником между обществом и государством, социумом и властью. Роль медиакультуры в обществе растет все более нарастающими темпами, являясь комплексным средством освоения человеком окружающего мира в его социальных, интеллектуальных, нравственных, художественных и психологических аспектах.
Естественно, что для воспитания грамотного и психологически здорового поколения социуму необходимо вести контроль над медиасредой, но при «свободе слова», свободе прав человека, независимости выбора религиозных и личностных убеждений, это не всегда возможно. В данном случае весьма выгодно внедрять в информационную среду социальную рекламу, которая служит для человека неким ориентиром в выборе «правильного пути», указателям на явные проблемы общества и государства и напоминанием о действительно важных нравственных и моральных ценностях.
Очень важно научиться использовать «правильно» в образовательной практике социальную информацию, так как именно с помощью данного вида рекламной информации существует возможность воспитать в каждом ребенке будущего социально здорового гражданина страны.
Сегодня есть необходимость говорить о взаимосвязи социальной деятельности всего общества и личностного развития каждого человека. Социальная информация должна способствовать формированию свойств и качеств личности ребенка, а возможно и привычки осмысления собственной жизни, а также поступков окружающих людей ребенка, подростка или молодого человека. Через подобное осмысление появляется реальная возможность привести подрастающее поколение к истинной свободе своего мнения, привить им нравственные ценности и помочь стать полноценными гражданами страны.
Федеральный Государственный образовательный стандарт (ФГОС) нового поколения ориентирован на формирование следующих личностных характеристик выпускников общеобразовательных школ, абитуриентов, поступающих абитуриентов в СПО или ССУЗ:
любовь к родному краю, своему Отечеству, знание русского языка, уважение к народу, культуре и духовным традициям;
осознание ценностей человеческой жизни, понимание роли семьи, гражданского общества, принятие многонационального российского народа, человечества;
заинтересованность в познании мира, осознание ценности труда, науки и творчества;
способность к обучению, осознание важности образования и саморазвития для жизни и деятельности, способность применять полученные знания на практике;
социальная активность, уважение закона и соблюдение правопорядка, осознание своих обязанностей перед семьей, обществом и своим Отечеством;
уважение к другим людям, умение вести конструктивный диалог и сотрудничество для достижения общей цели;
осознанное соблюдение здорового образа жизни о выполнение экологических правил по сохранению окружающей среды;
умение ориентироваться в мире профессий, понимание значения профессиональной деятельности для человека во благо устойчивого развития общества и природы.
Все выше перечисленные нравственные ценности каждого человека как гражданина России очень важно закладывать ребенку (молодому человеку) не только с помощью учебного процесса, но и не пренебрегать информационным воздействием, убеждением личности через социальные обращения. Тем самым является возможным оказывать влияние не только на конкретный контингент общества, в данном случае молодежь, но и на взрослое поколение, которое также находится во взаимосвязи с более молодым населением страны.
В дальнейшем каждый новоиспеченный выпускник школы в большинстве случаев поступает в высшее или среднеспециальное образовательное учреждение, где со стороны государства и общества, при поддержке первого, также необходимо продолжать информационную агитацию и формирование образа нравственно образованного гражданина.
Соответствующую роль в учебном процессе, его качестве, осознании важности получения грамотной и достоверной информации от преподавателей, а также заинтересованности в освоении будущей профессии несет в себе социальная реклама, у которой есть прямая возможность разъяснить молодому поколению, в чем необходимость каждой специальности для общества.
Средствами распространения социальной рекламы в образовательном учреждении могут быть плакаты, заставки, клипы, листовки, значки и другая атрибутика, которая с тем же успехом пользуется в социальной рекламе общего распространения, а также в коммерческой рекламе. Носителем социальной рекламы также может выступать и студенческая газета, которая в настоящее время набирает обороты популярности среди множества образовательных заведений. Работы могут быть представлены также в литературной форме в виде: сценария спектакля, слогана, стихотворения, частушек, сказок, сочинения, актуального репортажа, фельетона, телевизионные ролики, которые можно подразделить на три группы.
Со стороны преподавательского состава и руководства СПО также необходима прямая активность в участии разъяснения роли социальной значимости и важности для каждого человека осознания гражданской активности, морально-нравственных и семейных ценностей. Для этого необходимо проводить культурно-массовые мероприятия, в которых непосредственное участие принимают сами студенты, агитация здорового образа жизни, вовлечение студентов в студенческую жизнь, поскольку, чем раньше человек будет понимать свою значимость в общественной жизни, тем больше его активность будет развиваться в дальнейшем.
Все это активно реализуется в Нижнетагильском торговоэкономическом колледже. Так, в рамках воспитательной работы, студенты участвуют в общегородских акциях и флеш-мобах, посвященных Дню отказа от курения, здоровому образу жизни, патриотических играх, научно-практических конференциях; осуществляется шефство над детьми из детского дома.
Кроме всего перечисленного, в этом учебном году ребята принимают активное участие в Национальном конкурсе социальной рекламы «Новое пространство России», подготавливая творческие работы по номинациям «Любовь - это ...», «Служу Отечеству!», «Традиции и праздники России», «Семейные ценности», «Жизнь без вредных привычек».
Данный проект вызвал живой интерес среди студентов колледжа, обучающихся по разным специальностям, на разных курсах. Тематика, вынесенная в номинации конкурса, нашла отклик в сердцах многих ребят: они приносили свои работы руководителю, спорили, спрашивали совета, дорабатывали конкурсные плакаты и видеофильмы.
Были затронуты не только социальные установки многих молодых людей, но и проявлялась прямая взаимосвязь с их творческими способностями, профессиональными навыками (для обучающихся по специальности «Маркетинг», «Информационные системы»).
При взгляде в будущее можно увидеть, как социальная реклама проникает во все отрасли общественной и экономической жизни, занимая своё достойное место наряду с коммерческой рекламой.
И поэтому в учебных заведениях, реализующих программы профессиональной подготовки специалистов рынка и обслуживания, необходимо поддерживать и развивать деятельность по участию молодых студентов в проектах социальной рекламы. Специалисты, в которых развиты общечеловеческие ценности, знающие и понимающие проблемы простых людей, будут более значимы и успешны в потребительской сфере: они смогут лучше изучать потребности и спрос покупателей, будут лучше ориентироваться в психологии потребителей, сумеют грамотнее разрабатывать как социальную, так и коммерческую рекламу, которая будет приносить реальную прибыль предприятию.
Е. А. Тихонькова
(Россия, г. Нижний Тагил)
Научное издание "Подготовка инновационных кадров для рынка труда в условиях непрерывного образования" Материалы Международной научно-практической конференции (Нижний Тагил, 20-21 января 2012 г.)
Количество показов: 1599