Задача общества как динамически развивающейся структуры состоит в том, чтобы обеспечить достойную смену кадров для своего постоянного процветания.
В условиях современного рынка, из всех правил и законов жизни, в первую очередь, срабатывает главный - каждый хозяин своей судьбы, когда собственные личностные качества будут определять уровень жизни. В таких обстоятельствах нужно воспитывать личность, обладающую не только конкурентоспособным трудовым ресурсом, но и перспективным потенциалом.
Девальвация ценностей классического образования, базировавшегося на триединстве знаний, умений, навыков, привела к возникновению противоречия между целостностью культуры и технологией ее фрагментарного воспроизводства через знаниевый тип обучения. В этой ситуации обостряются противоречия между непрерывно возрастающим объемом знаний, необходимых человеку, и ограниченными (в рамках традиционных образовательных систем) условиями для овладения ими.
Во всем мире идет пересмотр ряда представлений относительно человека, знания и возможности его использования, унаследованных от эпохи «просвещения» и принимавшихся нами до недавних пор как нечто само собой разумеющееся. Эти представления были положены в основу системы образования, существовавшей так же и в нашей стране, успехи которой в некоторых отношениях совершенно неоспоримы (так называемое классическое образование, основные принципы которого сформулированы Я. А. Коменским, И. Г. Песталоцци и др.). Эта форма образования, хотя и эволюционировала в значительной степени, но по своей социокультурной ориентации осталась прежней и в значительной мере исчерпала себя.
Процесс изменений в технике, технологиях и информационной среде быстротечен. Становится очевидным, что квалификация работника будет зависеть от культурного состояния человека, от степени развитости его знаний и творческих способностей, одним словом, от эффективности создания творческого пространства и времени.
Решение этого противоречия возможно лишь на пути перехода к непрерывному образованию, обеспечивающему целостное воспроизводство субъекта культуры. Коренным образом изменяется само представление о непрерывном образовании - представление о хронологической его непрерывности. Непрерывность образования не сводится к внешним проявлениям (от дошкольного - к школьному - базово - профессиональному: начальному, среднему, высшему - послевузовскому образованию, дополнительному), а переходит в гармоничный процесс цикличного обновления личности (по различным источникам, процесс удвоения информационной культуры осуществляется в течение 5-10 лет, за период профессионального образования переобучение (повышение квалификации) метаморфозы с обучающимся примерно от 3 до 6 раз) на каждом из указанных этапов развития. Значит, непрерывное образование - это процесс циклично-качественного изменения социокультурной личности, адекватный общественным культурноинформационным стадиям и связанный с целостной социально-культурной инфраструктурой общества.
Целью непрерывного образования является постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование каждой личности на протяжении всей ее жизни. Не случайно сегодня внимание исследователей занимают проблемы социальной адаптации личности, необходимым средством которой является образование.
Определяющими субъектами образования являются не программы, а реальные живые личности, «образующие» себя по образу и подобию макро и микро социальной среды, т.е. общества во всех его проявлениях, в тоже время образовательные институты, методики, технологии и т.п. есть лишь способствующий фактор, ускоряющий или замедляющий образовательно-жизненное развитие личности.
Естественно, необходимо создать условия для образования личности, чтобы она смогла в полной мере развить свои творческие, деятельностные способности. Реализация идеи непрерывного образования немыслима без изменения его содержания, поэтому в развитие системы вводится инновационный момент (инновация (англ. innovation) - это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком), другими словами непрерывное образование - это инновационно-непрерывное образование, которое можно определить, как развитие способности субъекта (личности) адекватно обучаться, действовать и воспринимать действительность, прежде всего общественные, материальные, духовно-культурные отношения.
Исходя из вышеизложенных тенденций, во всем мире признание определяющей роли творческой и образованной личности сопровождается сегодня неудовлетворенностью современной системой образования, кризис которой уже выявлен и признан свершившимся фактом. Характерной чертой современной кризисной ситуации является, на наш взгляд, увеличение разрыва между культурой и образованием, поскольку само по себе знание не замещает духовности и не в состоянии обеспечить процесс целостного воспроизводства как социума, так и личности.
В апреле 2011 г. отделом производственной практики и трудоустройства совместно со службой качества НГТТИ было проведено анкетирование социальных партнеров института, с целью исследования оценки удовлетворенности работодателей (рис. 1, 2).
В результате анкетирования мы видим, что все более возрастающими являются личностнообразовательные требования, возникает необходимость новых подходов к организации обучения, применения инновационных технологий.
Частью парадигмального кризиса образования является и проблема характера социальных взаимодействий и отношений между главными участниками обучения - учителем и обучаемым.
Какими качествами должен обладать современный
молодой специалист, претендующий на работу ¦ 1. Целеустремлённость
на Вашем предприятии ¦ 2. Дисциплинированность
¦ 3. Коммуникабельность
15% ¦ 4. Инициативность
14% А ¦ 5. Исполнительность
13% 10%
¦ 6. Ответственность
¦ 7. Обучаемость
¦ 8.Стрессоустойчивость
Рис. 1. Анализ отзывов предприятий о качестве выпускников института
Какие недостатки характерны в ¦ 1. Пробелы в теоретической подготовке
целом для молодых ¦ 2. Неумение применять полученные знания
специалистов? ¦ 3. Безответственность
19% Р%18о/0 ¦ 4. Неумение вести себя в коллективе, отсутствие
11% корпоративной культуры
15% J ¦ 5. Неготовность к самостоятельной работе
¦ б. Неумеренные амбиции, отсутствие реального
¦ представления о своих возможностях 7. Завышенные требования к заработной плате
Рис. 2. Анализ отзывов предприятий о неудовлетворенности качеством выпускников
«Один из выдающихся российских философов С. Франк, обобщая опыт преобразований в России, заметил, что российские реформы, казалось, учитывали все: и финансовые возможности, и природные ресурсы, и организаторские способности государственной власти. Однако они не учитывали главного - культуры тех, кому предстоит превращать замыслы в результаты».
А. А. Вербицкий видит неудачи прошедших реформ как следствие «ориентации на традиционную педагогическую теорию, оказавшуюся неспособной повести за собой передовой педагогический опыт, который неизбежно оказался в оппозиции традиционной теории».
Переход к непрерывному образованию должен преодолеть ориентацию традиционных образовательных процессов на поверхностную «энциклопедичность» содержания, перегруженность информационным и фактологическим материалом, не связанным с запросами учащихся, работодателей или нуждами общества.
Современные психолого-педагогические представления об эффективном процессе обучения требуют инновационной организации этого процесса, прежде всего как активного и самостоятельного изучения каждым студентом учебного материала, создания собственной модели развития.
Очевидно, что эффективная познавательная деятельность возможна при условии, что обучающийся имеет:
доступ к высококачественным источникам учебной информации; владеет знаниями о рациональных приемах учения и соответствующими умениями организовать свою учебную работу;
знает и умеет применять методы и средства самоконтроля и самоуправления в процессе учения;
желает овладеть соответствующим учебным материалом в заданном объеме и в заданное время.
Таким образом, преподаватель, чтобы помочь обучающемуся рационально и эффективно организовать свою деятельность, должен: пробудить интерес к изучаемой дисциплине, а так же раскрыть роль и значение конкретного материала для формирования его профессиональной квалификации;
отобрать, структурировать и изложить в объяснительно - иллюстративной и инструктивно - проблемной форме учебный материал, как в части основ теории, типовых способов деятельности, так и в части методов организации самоуправляемой и самоконтролируемой работы обучающихся.
Воспитание и обучение студента возможно только через профессиональное самосознание, чтобы они могли сохранить ощущение собственной воли, собственного выбора и творчества в жизни. Лучше не регламентировать жизнь человека, а оставить за ним право самостоятельного решения, самоорганизации. В таких ситуациях он получает поддержку в своем свободном, хотя и умело направляемом взрослыми отношении к жизни, в своих творческих представлениях, отсюда и начинается умение не боятся трудностей, появляется потребность реализовать себя в жизни, чего-то достичь, сделать собственную карьеру.
Большинство молодых людей в силу своих психологических особенностей могут владеть определенным спектром профессий. Поэтому одной из важнейших проблем воспитания является выявление и формирование у них ценностных профессионально значимых качеств, что будет, является основой профессионального самосознания личности.
В основе развития профессионального самосознания студента в процессе обучения, лежат:
принцип природосообразной деятельности - учет всех психофизиологических особенностей личности;
принцип целостности - формирование профессионального самосознания как неразрывного процесса развития личности в единстве биологического и психологического, социального и духовного, сознания и самосознания, рационального и иррационального;
принцип деятельностного подхода к формированию профессионального самосознания - активная профессиональная деятельность;
принцип личностно - ориентированного подхода к профессиональному становлению.
Можно сказать, что активным в профессиональном обучении будет тот студент, который осознает потребность в знаниях, необходимых в будущей профессиональной деятельности, на этой основе у него формируются мотивы учебной деятельности, развиваются умения ставить цели и добиваться их. Тем не менее, студенты с несформиро- ванным профессиональным самосознанием, отличаются невысоким уровнем мотивации учения, и подвержены в большей степени развлекательному досугу с применением допинговых средств.
Сегодня выбор наиболее эффективных моделей инновационного образования совершается самой образовательной системой путем попыток и поисков реальных возможностей, доминирующих тенденций.
Модульно - компетентностное обучение спроектировано как развивающийся, личностно ориентированный метод профессионального обучения. Доминантным интегральным фактором формируемой педагогической системы (технологии) является взаимодействие педагога и обучаемого в условиях его самостоятельной познавательной деятельности.
Основные черты модульно - компетентстного обучения (МКО): гибкость модульного обучения, заключается в возможности группировать малые единицы материала (модули) в различные учебные комплексы;
возможность индивидуализации обучения. Содержание модуля может быть предназначено для индивидуального обучения одного обучаемого или для группы с применением индивидуализированного методического подхода к каждому. Это позволяет каждому, обучаемому выбрать подходящий для него модуль и изучать его в удобное время и в подходящем темпе в соответствии с его личными способностями;
свобода, предоставляемая обучаемым для самостоятельного изучения материала, отбора содержания обучения, выбора методов обучения, определения сроков обучения. При этом акцентируемой является деятельность обучаемого, а не деятельность педагога, поэтому становится aктyальной мотивация обучаемого. Именно эта характерная черта модульного обучения выделяет его из ряда других технологий и позволяет говорить о личностно ориентированном обучении;
взаимодействие обучаемого и педагога в учебном процессе. Большинство авторов предлагает смотреть на модульное обучение как на процесс субъект-субъектного взаимодействия обучаемого и педагога, при этом педагог перестает быть центральной фигурой.
Модульно-компетентностное обучение несет идею рационального, оптимизированного построения процесса образования и применимо там, где:
во-первых, множественность задач обучения и разнородность учебного материала делают необходимым и дифференциацию, и интеграцию различных фрагментов процесса обучения;
во-вторых, есть необходимость частого обновления учебного содержания по тому или иному предмету (или циклу учебных предметов) или профессиональной подготовке;
в-третьих, возникла необходимость совершенствования методики обучения конкретным учебным предметам, конкретной профессии или определенному виду деятельности;
в-четвертых, имеются предпосылки для расширения и развития. Применение модульно-компетентностного обучения и других инновационных технологий позволит нам воспитать профессиональное самосознание студента, через перевод студента из объекта обучения и воспитания в активного субъекта самовоспитания и саморазвития независимо от конъектуры рынка труда.
О. Г. Строкова, С. В. Соколова
(Республика Татарстан, г. Набережные Челны)
Научное издание "Подготовка инновационных кадров для рынка труда в условиях непрерывного образования" Материалы Международной научно-практической конференции (Нижний Тагил, 20-21 января 2012 г.)
Количество показов: 1592