СТАТЬИ АРБИР
 

  2024

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Инновационный потенциал системы непрерывного образования

Задача общества как динамически развивающейся структуры состоит в том, чтобы обеспечить достойную смену кадров для своего постоянного процветания.

В условиях современного рынка, из всех правил и законов жизни, в первую очередь, срабатывает главный - каждый хозяин своей судьбы, когда собственные личностные качества будут определять уровень жизни. В таких обстоятельствах нужно воспитывать личность, обладающую не только конкурентоспособным трудовым ресурсом, но и перспективным потенциалом.

Девальвация ценностей классического образования, базировавшегося на триединстве знаний, умений, навыков, привела к возникновению противоречия между целостностью культуры и технологией ее фрагментарного воспроизводства через знаниевый тип обучения. В этой ситуации обостряются противоречия между непрерывно возрастающим объемом знаний, необходимых человеку, и ограниченными (в рамках традиционных образовательных систем) условиями для овладения ими.

Во всем мире идет пересмотр ряда представлений относительно человека, знания и возможности его использования, унаследованных от эпохи «просвещения» и принимавшихся нами до недавних пор как нечто само собой разумеющееся. Эти представления были положены в основу системы образования, существовавшей так же и в нашей стране, успехи которой в некоторых отношениях совершенно неоспоримы (так называемое классическое образование, основные принципы которого сформулированы Я. А. Коменским, И. Г. Песталоцци и др.). Эта форма образования, хотя и эволюционировала в значительной степени, но по своей социокультурной ориентации осталась прежней и в значительной мере исчерпала себя.

Процесс изменений в технике, технологиях и информационной среде быстротечен. Становится очевидным, что квалификация работника будет зависеть от культурного состояния человека, от степени развитости его знаний и творческих способностей, одним словом, от эффективности создания творческого пространства и времени.

Решение этого противоречия возможно лишь на пути перехода к непрерывному образованию, обеспечивающему целостное воспроизводство субъекта культуры. Коренным образом изменяется само представление о непрерывном образовании - представление о хронологической его непрерывности. Непрерывность образования не сводится к внешним проявлениям (от дошкольного - к школьному - базово - профессиональному: начальному, среднему, высшему - послевузовскому образованию, дополнительному), а переходит в гармоничный процесс цикличного обновления личности (по различным источникам, процесс удвоения информационной культуры осуществляется в течение 5-10 лет, за период профессионального образования переобучение (повышение квалификации) метаморфозы с обучающимся примерно от 3 до 6 раз) на каждом из указанных этапов развития. Значит, непрерывное образование - это процесс циклично-качественного изменения социокультурной личности, адекватный общественным культурноинформационным стадиям и связанный с целостной социально-культурной инфраструктурой общества.

Целью непрерывного образования является постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование каждой личности на протяжении всей ее жизни. Не случайно сегодня внимание исследователей занимают проблемы социальной адаптации личности, необходимым средством которой является образование.

Определяющими субъектами образования являются не программы, а реальные живые личности, «образующие» себя по образу и подобию макро и микро социальной среды, т.е. общества во всех его проявлениях, в тоже время образовательные институты, методики, технологии и т.п. есть лишь способствующий фактор, ускоряющий или замедляющий образовательно-жизненное развитие личности.

Естественно, необходимо создать условия для образования личности, чтобы она смогла в полной мере развить свои творческие, деятельностные способности. Реализация идеи непрерывного образования немыслима без изменения его содержания, поэтому в развитие системы вводится инновационный момент (инновация (англ. innovation) - это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком), другими словами непрерывное образование - это инновационно-непрерывное образование, которое можно определить, как развитие способности субъекта (личности) адекватно обучаться, действовать и воспринимать действительность, прежде всего общественные, материальные, духовно-культурные отношения.

Исходя из вышеизложенных тенденций, во всем мире признание определяющей роли творческой и образованной личности сопровождается сегодня неудовлетворенностью современной системой образования, кризис которой уже выявлен и признан свершившимся фактом. Характерной чертой современной кризисной ситуации является, на наш взгляд, увеличение разрыва между культурой и образованием, поскольку само по себе знание не замещает духовности и не в состоянии обеспечить процесс целостного воспроизводства как социума, так и личности.

В апреле 2011 г. отделом производственной практики и трудоустройства совместно со службой качества НГТТИ было проведено анкетирование социальных партнеров института, с целью исследования оценки удовлетворенности работодателей (рис. 1, 2).

В результате анкетирования мы видим, что все более возрастающими являются личностнообразовательные требования, возникает необходимость новых подходов к организации обучения, применения инновационных технологий.

Частью парадигмального кризиса образования является и проблема характера социальных взаимодействий и отношений между главными участниками обучения - учителем и обучаемым.

Какими качествами должен обладать современный

молодой специалист, претендующий на работу ¦ 1. Целеустремлённость

на Вашем предприятии ¦ 2. Дисциплинированность

¦ 3. Коммуникабельность

15% ¦ 4. Инициативность

14% А ¦ 5. Исполнительность

13% 10%

¦ 6. Ответственность

¦ 7. Обучаемость

¦ 8.Стрессоустойчивость

Рис. 1. Анализ отзывов предприятий о качестве выпускников института

Какие недостатки характерны в ¦ 1. Пробелы в теоретической подготовке

целом для молодых ¦ 2. Неумение применять полученные знания

специалистов? ¦ 3. Безответственность

19% Р%18о/0 ¦ 4. Неумение вести себя в коллективе, отсутствие

11% корпоративной культуры

15% J ¦ 5. Неготовность к самостоятельной работе

¦ б. Неумеренные амбиции, отсутствие реального

¦ представления о своих возможностях 7. Завышенные требования к заработной плате

Рис. 2. Анализ отзывов предприятий о неудовлетворенности качеством выпускников

«Один из выдающихся российских философов С. Франк, обобщая опыт преобразований в России, заметил, что российские реформы, казалось, учитывали все: и финансовые возможности, и природные ресурсы, и организаторские способности государственной власти. Однако они не учитывали главного - культуры тех, кому предстоит превращать замыслы в результаты».

А. А. Вербицкий видит неудачи прошедших реформ как следствие «ориентации на традиционную педагогическую теорию, оказавшуюся неспособной повести за собой передовой педагогический опыт, который неизбежно оказался в оппозиции традиционной теории».

Переход к непрерывному образованию должен преодолеть ориентацию традиционных образовательных процессов на поверхностную «энциклопедичность» содержания, перегруженность информационным и фактологическим материалом, не связанным с запросами учащихся, работодателей или нуждами общества.

Современные психолого-педагогические представления об эффективном процессе обучения требуют инновационной организации этого процесса, прежде всего как активного и самостоятельного изучения каждым студентом учебного материала, создания собственной модели развития.

Очевидно, что эффективная познавательная деятельность возможна при условии, что обучающийся имеет:

доступ к высококачественным источникам учебной информации; владеет знаниями о рациональных приемах учения и соответствующими умениями организовать свою учебную работу;

знает и умеет применять методы и средства самоконтроля и самоуправления в процессе учения;

желает овладеть соответствующим учебным материалом в заданном объеме и в заданное время.

Таким образом, преподаватель, чтобы помочь обучающемуся рационально и эффективно организовать свою деятельность, должен: пробудить интерес к изучаемой дисциплине, а так же раскрыть роль и значение конкретного материала для формирования его профессиональной квалификации;

отобрать, структурировать и изложить в объяснительно - иллюстративной и инструктивно - проблемной форме учебный материал, как в части основ теории, типовых способов деятельности, так и в части методов организации самоуправляемой и самоконтролируемой работы обучающихся.

Воспитание и обучение студента возможно только через профессиональное самосознание, чтобы они могли сохранить ощущение собственной воли, собственного выбора и творчества в жизни. Лучше не регламентировать жизнь человека, а оставить за ним право самостоятельного решения, самоорганизации. В таких ситуациях он получает поддержку в своем свободном, хотя и умело направляемом взрослыми отношении к жизни, в своих творческих представлениях, отсюда и начинается умение не боятся трудностей, появляется потребность реализовать себя в жизни, чего-то достичь, сделать собственную карьеру.

Большинство молодых людей в силу своих психологических особенностей могут владеть определенным спектром профессий. Поэтому одной из важнейших проблем воспитания является выявление и формирование у них ценностных профессионально значимых качеств, что будет, является основой профессионального самосознания личности.

В основе развития профессионального самосознания студента в процессе обучения, лежат:

принцип природосообразной деятельности - учет всех психофизиологических особенностей личности;

принцип целостности - формирование профессионального самосознания как неразрывного процесса развития личности в единстве биологического и психологического, социального и духовного, сознания и самосознания, рационального и иррационального;

принцип деятельностного подхода к формированию профессионального самосознания - активная профессиональная деятельность;

принцип личностно - ориентированного подхода к профессиональному становлению.

Можно сказать, что активным в профессиональном обучении будет тот студент, который осознает потребность в знаниях, необходимых в будущей профессиональной деятельности, на этой основе у него формируются мотивы учебной деятельности, развиваются умения ставить цели и добиваться их. Тем не менее, студенты с несформиро- ванным профессиональным самосознанием, отличаются невысоким уровнем мотивации учения, и подвержены в большей степени развлекательному досугу с применением допинговых средств.

Сегодня выбор наиболее эффективных моделей инновационного образования совершается самой образовательной системой путем попыток и поисков реальных возможностей, доминирующих тенденций.

Модульно - компетентностное обучение спроектировано как развивающийся, личностно ориентированный метод профессионального обучения. Доминантным интегральным фактором формируемой педагогической системы (технологии) является взаимодействие педагога и обучаемого в условиях его самостоятельной познавательной деятельности.

Основные черты модульно - компетентстного обучения (МКО): гибкость модульного обучения, заключается в возможности группировать малые единицы материала (модули) в различные учебные комплексы;

возможность индивидуализации обучения. Содержание модуля может быть предназначено для индивидуального обучения одного обучаемого или для группы с применением индивидуализированного методического подхода к каждому. Это позволяет каждому, обучаемому выбрать подходящий для него модуль и изучать его в удобное время и в подходящем темпе в соответствии с его личными способностями;

свобода, предоставляемая обучаемым для самостоятельного изучения материала, отбора содержания обучения, выбора методов обучения, определения сроков обучения. При этом акцентируемой является деятельность обучаемого, а не деятельность педагога, поэтому становится aктyальной мотивация обучаемого. Именно эта характерная черта модульного обучения выделяет его из ряда других технологий и позволяет говорить о личностно ориентированном обучении;

взаимодействие обучаемого и педагога в учебном процессе. Большинство авторов предлагает смотреть на модульное обучение как на процесс субъект-субъектного взаимодействия обучаемого и педагога, при этом педагог перестает быть центральной фигурой.

Модульно-компетентностное обучение несет идею рационального, оптимизированного построения процесса образования и применимо там, где:

во-первых, множественность задач обучения и разнородность учебного материала делают необходимым и дифференциацию, и интеграцию различных фрагментов процесса обучения;

во-вторых, есть необходимость частого обновления учебного содержания по тому или иному предмету (или циклу учебных предметов) или профессиональной подготовке;

в-третьих, возникла необходимость совершенствования методики обучения конкретным учебным предметам, конкретной профессии или определенному виду деятельности;

в-четвертых, имеются предпосылки для расширения и развития. Применение модульно-компетентностного обучения и других инновационных технологий позволит нам воспитать профессиональное самосознание студента, через перевод студента из объекта обучения и воспитания в активного субъекта самовоспитания и саморазвития независимо от конъектуры рынка труда.




О. Г. Строкова, С. В. Соколова (Республика Татарстан, г. Набережные Челны)


Научное издание "Подготовка инновационных кадров для рынка труда в условиях непрерывного образования" Материалы Международной научно-практической конференции (Нижний Тагил, 20-21 января 2012 г.)



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601