СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Социальная информатика на службе повышения качества обучения будущих бакалавров

Целью освоения дисциплины «Социальная информатика» является формирование научного мировоззрения и развитие системного мышления; обучение принципам использования информационных моделей в реализации социальных задач, ознакомление с основами новых информационных технологий, применяемых в социальной сфере, обучение приемам практического использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения социальных задач.

Предметом изучения социальной информатики как науки являются процессы информатизации общества, их воздействие на социальные процессы, в том числе на развитие и положение человека в обществе, на изменение социальных структур общества под влиянием информатизации.

Социальная информатика - это наука, изучающая комплекс проблем, связанных с прохождением информационных процессов в социуме, которая возникла на стыке таких дисциплин как информатика, философия, социология, психология, педагогика и представляет собой новое, с одной стороны, социологическое направление, а с другой, информационное. Появление социальной информатики обусловлено повсеместным внедрением информационных процессов в различные стороны жизнедеятельности человека и направлено, в основном, на повышение качества жизни каждого отдельно взятого человека в социуме.

Образование является одной из важнейших сфер человеческой деятельности, обеспечивающей формирование интеллектуального потенциала общества. Цель современного образования заключается в развитии личности обучающегося, формирование у него ценностного сознания и поведения. Этой цели невозможно достичь без ориентации студентов на значимые для них ценности, без развития духовного мира студентов, их нравственной и эстетической воспитанности.

Социальная информатика рассматривает следующие проблемы: закономерности и проблемы становления информационного общества;

информационные ресурсы как фактор социально-экономического и культурного развития общества;

развитие личности в информационном обществе; информационная культура;

информационная безопасность, а также другие проблемы, близкие к данным.

К одному из важнейших вопросов, рассматриваемых в социальной информатике, относится выявление закономерностей и проблем становления информационного общества в России. К основным закономерностям следует отнести такие:

повышение уровня жизни в ряде зарубежных стран и его незамедлительное воздействие на развитие информационного пространства России;

значительный рост информационных ресурсов и возникновение на основе учета последних информационной культуры общества;

воздействие информационной культуры на дальнейшее повышение образованности нации;

обеспечение безопасности внедрения социальной информатики в жизнь общества.

Для достижения позитивных результатов необходимо уделять больше внимания основам социальной информатики, формировать знания, помогающие студентам осуществлять информационную деятельность, работать, преобразовывать, передавать и хранить социально значимую информацию, понимать процессы, протекающие в обществе. Изучение основ социальной информатики позволит сформировать у них элементы информационной культуры и научного мировоззрения, содействовать успешной социализации обучаемых, активному освоению новых интеллектуальных продуктов.

Дисциплина «Социальная информатика» относится к циклу естественнонаучных и математических дисциплин и дисциплинам по выбору. Социальная информатика имеет тесные связи с дисциплинами базовой части учебного плана: иностранный язык (английский язык), мировые информационные ресурсы, информационные системы и технологии.

Для её изучения необходимы компетенции, сформированные у студентов при обучении в средней общеобразовательной школе и в результате освоения знаний и умений по дисциплинам «Информатика», «Математика», «Физика», «Мировые информационные ресурсы», «Операционные системы», «Информационные системы и технологии», «Базы данных», «Информационная безопасность».

К основным знаниям, умениям и владениям можно отнести следующие:

знания:

определения основных понятий социальной информатики;

укрупненную структуру персонального компьютера и назначение ее компонентов, структуру файловой системы хранения информации;

основные типы алгоритмов;

этапы решения социальных задач с помощью информационных технологий;

этапы ввода и вывода денежных средств из социальных сетей;

элементы языка программирования, методов алгоритмизации и программирования, необходимые для решения задач обработки информации;

умения:

взаимодействовать с компьютером на уровне, необходимом для решения простейших социальных задач обработки информации;

применять к решению прикладных задач базовые алгоритмы обработки информации, выполнять оценку сложности алгоритмов, программировать и тестировать программы;

оценивать и выбирать современные операционные среды и информационные и коммуникационные технологии для информатизации и автоматизации решения прикладных задач и создания информационных систем;

анализировать рынок программных и технических средств, информационных продуктов и услуг для решения прикладных задач и создания информационных систем;

выбирать необходимые информационные ресурсы и источники знаний в электронной среде;

выполнять основные операции с файлами и каталогами, работать с программными средствами общего назначения, соответствующими современным требованиям мирового рынка;

работать в локальных и глобальных информационных сетях; моделировать и проектировать структуры данных и знаний, прикладные и информационные процессы;

использовать в жизнедеятельности сетевые средства поиска и обмена информацией, владеть приемами антивирусной защиты; владение:

технологией работы с электронными платежными системами; умениями для работы с информацией в глобальных компьютерных сетях;

технологией поиска, отбора и форматирования информации в социальных сетях;

технологией решения возникающих социальных задач; технологией работы с сервисами социальных покупок [1, 2]. Особую актуальность и практическую значимость эта проблема приобретает в связи с изменением социального заказа в области образования - создание достаточно гибкой образовательной системы, учитывающей индивидуальные потребности человека, обеспечивающей равный доступ всех граждан России к образованию разных уровней вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи.

В условиях вхождения России в информационное общество наблюдается значительный рост потребности в повышении уровня и качества образования. Один из подходов к решению этой проблемы определяется достижениями в области информационных и коммуникационных технологий, которые активно внедряются в процесс обучения.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечается, что «модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире ХХ1 века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам» (Д. А. Медведев).

Перед образованием встает задача формирования таких важнейших качеств личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь в высокотехнологичном, конкурентном мире, готовность обучаться в течение всей жизни.

Наша новая школа должна стать тем социальным институтом, который будет реализовывать цели опережающего развития, т.е. изучение не только достижений прошлого, но и технологий будущего. Поставлена задача подготовки нового учителя, который открыт ко всему новому, понимающий детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающий не только свой предмет, но и владеющий высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, а также обладающий высоким уровнем сформированности информационных компетенций.

Безусловно, поставленные стратегические задачи перед образованием невозможно решить за короткий срок времени. Для этого потребуются годы сложной и многоаспектной работы. Готовы ли в настоящее время педагогические работники к реализации поставленных задач? Вопрос непростой и неоднозначный. Он потребует больших усилий и напряжений учителей, всех работников системы образования, общества и государства.

Важно отметить, что смена поколений учащихся осуществляется значительно более быстрыми темпами, чем меняется содержание образования и сам процесс обучения и воспитания и учителя, в нем задействованные. И в этом динамическом мире каждый должен найти свое достойное место, выполнить то предназначение, которое только сможет выполнить он и никто больше. Для этого необходимо не только учиться и овладевать знаниями, но и стать воспитанным и достойным человеком своего Отечества.

Как показало исследование, основной и самой результативной формой обучения социальной информатике являются лабораторнопрактические занятия. Разработанные лабораторные работы включают в себя обучающие тексты, набор пошаговых инструкций, учебных задач и заданий, демонстрационный материал и тестовые задания. Практически каждая лабораторная работа помимо обязательных контрольных заданий имеет задания исследовательского уровня, решая которые студентам приходится использовать полученные знания в нестандартной ситуации [3].

Большое внимание уделяется обучению методике использования встроенных справочных систем для самостоятельного освоения программных продуктов. Такой подход к организации проведения лабораторного практикума стимулирует и организует самостоятельную работу студента. При этом достигаются не только учебные, но и развивающие цели, так как формируется умение учиться.

Для проведения текущего контроля, аттестации и качества освоения дисциплины «Социальная информатика» целесообразно использовать контрольный опрос и задания для самостоятельной работы.

Примерный перечень контрольных вопросов и задания для самостоятельной работы студентов.

1. Информатизация общества. Тенденции развития.

2. Информатизация как необходимое условие современной управленческой деятельности.

3. Современные проблемы информатизации образования.

4. История развития сети Интернет в России и за рубежом.

5. Глобальная информационная сеть Интернет и ее информационные ресурсы.

6. Электронная почта. Виды почтовых ящиков.

7. Создание графических объектов. Формулы. Стили.

8. Таблицы, вычисления в MS Word. Шаблоны.

9. Операционные системы. Windows: Понятие операционной системы.

10. Windows как многозадачная операционная система на основе графического интерфейса.

11. Основные особенности Windows. Этапы загрузки. Буфер обмена. Рабочий стол. Панель задач. Контекстные и всплывающие меню. Настройка рабочей среды. Панель управления.

12. Стандартные программы Windows. Калькулятор, Блокнот, Paint. Специализированное программное обеспечение (архиваторы, антивирусы).

13. Введение в компьютерные сети. Типы сетей.

14. Internet - глобальная всемирная сеть. Основные понятия.

15. Краткая история глобальных сетей.

16. Программы просмотра информации в сетях (браузеры).

17. Настройка браузера, работа с журналом. Методы информационного поиска. Поиск информации в глобальных сетях.

18. Отечественные и зарубежные поисковые системы и каталоги ресурсов.

19. Особенности работы в браузере Internet Explorer.

20. Особенности работы в браузере Opera.

21. Тенденции применения информационных технологий в экономической деятельности государства.

22. Особенности работы в браузере Mozilla Firefox.

23. Особенности работы в браузере Google Ghrome.

24. Электронная почта. Виды почтовых ящиков.

25. Поиск информации в поисковых системах Yandex, Google.

26. Создание персональных страниц в социальной сети «В контакте».

27. Создание персональных страниц в социальной сети «Одноклассники».

28. Создание персональных страниц в социальной сети «Face-

book».

29. Понятие социальной сети. Ресурсы социальных сетей.

30. Понятие on-line дневника. Ресурсы on-line дневников.

31. Интернет аукционы. Технология покупки и продажи лотов. Виды и условия доставки. Риски.

32. Интернет магазины. Технология покупки и продажи лотов. Виды и условия доставки. Риски.

33. Современные файлообменные сети. Технология работы.

34. Интернет магазины. Права пользователя. Возврат товара.

35. Платежная система Webmoney. Виды кошельков. Применение. Пополнение и вывод средств из системы.

36. Платежная система Yandex Деньги. Применение. Пополнение и вывод средств из системы.

37. Платежная система Май Деньги. Применение. Пополнение и вывод средств из системы.

38. Платежная система PayPal. Применение. Пополнение и вывод средств из системы.

39. Платежная система QIWI. Кошелек QIWI. Применение. Пополнение и вывод средств из системы.

40. Платежная система Viza. Применение. Пополнение и вывод средств из системы.

41. Платежная система MasterCard. Применение. Пополнение и вывод средств из системы.

42. Сайт обмена электронных валют. Условия обмена. Риски.

43. Конвертирование интернет валюты?

44. Конвертирование интернет валюты Webmaney в Yandex.

45. Конвертирование интернет валюты Yandex в Mail.

46. Конвертирование интернет валюты Mail в Webmone.

47. Удаленная работа. Виды работ. Условия оплаты.

48. Сайты коллективных покупок. Условия участия в акции. Способы оплаты купонов. Партнерские программы. Преимущества больших скидок.

49. Коллективные покупки. История появление. Преимущества перед интернет аукционами.

50. Коллективные покупки. История появление. Преимущества перед интернет магазинами.

51. Защита персональных страниц в социальных сетях.

52. Защита персональных страниц в on-line дневниках

53. Различие социальных сетей Vkontakte.ru, odnoklassniki.ru, Facebook.com между собой.

54. Поисковые системы Yandex.ru, Google.com. Современный сервисы. Перспективы развития.

55. Последствия утечки персональной информации из социальных сетей.

56. Доменная зона РФ. Сегодняшнее состояние. Перспективы развития.

57. Отличие сервисов коллективных покупок Skuponom.ru от Groupon.ru.

58. Основные правила защиты пластиковых кард Viza, MasterCard.

Нами обозначен перечень важнейших вопросов, которые, по нашему мнению, помогут преподавателю повысить качество подготовки бакалавров в области социальной информатики.

Литература

1. Михеева, Е. Информационные технологии в профессиональной деятельности [Текст] / Е. Михеева. М. : Проспект, 2009.

2. Статоров, С. Информационные технологии [Текст] / С. Синаторов. М. : Дашков и К, 2010.

3. Степанов, А. Н. Информатика [Текст] : учеб. для вузов / А. Н. Степанов. СПб. : Питер, 2010.




С. А. Стариков (Россия, г. Екатеринбург)


Научное издание "Подготовка инновационных кадров для рынка труда в условиях непрерывного образования" Материалы Международной научно-практической конференции (Нижний Тагил, 20-21 января 2012 г.)



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601