СТАТЬИ АРБИР
 

  2025

  Февраль   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Стандартизация профессионального образования

Стандартизация образования - одна из глобальных тенденций в реформировании профессионального образования во всем мире. Ее рассматривают в качестве основного средства преодоления кризиса, объясняемый отсутствием достаточной взаимной адаптации общества и образования.

Основными задачами стандартизации применительно к профессиональному образованию являются создание системы нормативной документации, определяющей прогрессивные требования к уровню и качеству профессионального образования, а также обеспечение контроля за выполнением этих требований и правильностью использования документации. Стандартизация образования - это установление единых требований к результатам образовательной деятельности в однотипных учебных заведениях, не исключающее многообразия способов их достижения.

Государственный образовательный стандарт как документ, регламентирующий формирование основных образовательных программ, введен Законом РФ «Об образовании» в 1992 г. (ст. 7).

В соответствии с указанным законом в период с 1994 по 1998 гг. было разработано и введено в действие первое поколение государственных образовательных стандартов (ГОС) общего образования, высшего профессионального образования (ГОС ВПО), среднего профессионального образования (ГОС СПО) и начального профессионального образования (ГОС НПО).

Федеральные компоненты ГОС первого поколения включали в себя: обязательный минимум содержания основных образовательных программ; максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; требования к уровню подготовки выпускников. Важной особенностью государственных образовательных стандартов первого поколения явилось то, что наряду с требованиями к уровню подготовки выпускников в профессиональной области они содержали также общие требования к развитию личности будущих специалистов, что, по сути, определило сегодняшнюю тенденцию, характерную для многих мировых образовательных систем (в первую очередь, для общеевропейской), формулировать требования к результатам обучения.

В 1996 г. был принят Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», согласно ст. 5 которого федеральные компоненты ГОС ВПО должны были включать: общие требования к основным образовательным программам (ООП); требования к обязательному минимуму содержания ООП, к условиям их реализации, в том числе к учебной и производственной практике, к итоговой аттестации выпускников, уровню подготовки выпускников; сроки освоения ООП; максимальный объем учебной нагрузки студентов. В системе образования России в 2000 г. были ведены в действие ГОС ВПО, ГОС СПО и ГОС НПО второго поколения.

К позитивным особенностям ГОС второго поколения необходимо отнести: учет тарифно-квалифицированных характеристик Минтруда России при формировании требований к выпускникам образовательных программ; согласование требований к выпускникам и содержанию образования с федеральными органами исполнительной власти, выполняющими роль работодателей; одновременная разработка ГОС для всех ступеней ВПО, включая магистратуру, что повысило технологичность документов и введения их в практику; разработка стандартов по «укрупненным» направлениям подготовки дипломированных специалистов в области техники и технологии.

Несмотря на то, что образовательные стандарты расширили академическую свободу образовательных учреждений общего и профессионального образования в формировании образовательных программ (с 10% в 1988 г. до 30-40% в 2000 г.), они в полной мере не изменили культуру проектирования содержания образования, поскольку: сохранили ориентацию на информационно-знаниевую модель общего и профессионального образования, в которой основной акцент делается на формирование перечня дисциплин, их объемов и содержания, а не на требованиях к уровню освоения учебного материала;

не преодолели отрыва от развивающейся экономики страны и отдельных регионов при проектировании компонента образовательного учреждения, обеспечивающего подготовку специалиста под конкретного потребителя.

Ускоряющаяся динамика структурных изменений в экономике обусловила также необходимость постоянного обновления содержания профессионального образования, что потребовало принятия федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения для всех уровней профессионального образования. Это вызвано, во- первых, назревшей необходимостью реформирования образования, вошедшего в явно кризисное состояние по всем его подсистемам, во- вторых, развитием рыночных отношений. Одновременное удовлетворение требований личности, работодателя, рынка труда, потребности в образовательных услугах становится возможным только на основе строгой регламентации требований к образованию.

ФГОС предусматривает деление основной образовательной программы на обязательную (базовую) часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса (вариативную).

Макетом ФГОС ВПО впервые было предусмотрено применение системы зачетных единиц для расчета трудоемкости ООП и их компонентов. Предполагается, что российская система зачетных единиц по основным параметрам должна быть аналогична европейской системе

ECTS. Это позволит российским вузам развивать свои программы на основе академической мобильности студентов, создаст основу для реализации совместных образовательных программ, позволит унифицировать форму приложения к российскому диплому о высшем образовании по типу европейского Diploma Supplement.

ФГОС устанавливает необходимые свободы образовательному учреждению для формирования основных образовательных программ с участием всех заинтересованных субъектов.

С другой стороны, ФГОС общего и профессионального образования формулируют требования к результатам освоения ООП в терминах компетенций выпускников, что должно нацеливать образовательные учреждения обеспечивать не столько набор определенных учебных предметов, курсов, дисциплин, сколько приобретение обучающимися востребованных компетенций, в первую очередь, способности самостоятельно приобретать и применять знания, а также использовать умения, навыки и личностные качества в познавательной и профессиональной деятельности в условиях инновационной экономики, а значит, при решении нестандартных задач.

Глобальная конкуренция в возрастающей степени захватывает сферы профессионального образования. Это означает, что качество образовательных услуг и интеллектуальных продуктов образовательных учреждений уже не может оцениваться внутри национальных и региональных образовательных систем. И чтобы достичь успеха, образовательные учреждения должны не просто повышать уровень образования, но и обеспечить международную сопоставимость образовательных программ и результатов обучения, включаться в межнациональные профессиональные сети и потоки академической мобильности.




Л. Д. Старикова (Россия, г. Екатеринбург)


Научное издание "Подготовка инновационных кадров для рынка труда в условиях непрерывного образования" Материалы Международной научно-практической конференции (Нижний Тагил, 20-21 января 2012 г.)



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601