Профессиональное образование - это основа совершенствования человеческих ресурсов, оно призвано заложить базис благополучия личности и развить способности человека к эффективной и компетентной самореализации, повысить личную ответственность в условиях снижения его социальной защищенности. Современное профессиональное образование является особым социальным институтом в России, имеющее свои отличительные особенности, социальнокультурологическую предысторию, специфическую логику развития.
Система профессионального образования является социальной и экономической составляющей общества. Рыночная экономика, изменившиеся социально-экономические условия предъявили повышенные требования к социализации и профессионализации личности, к формированию специалиста нового типа, конкурентоспособного на рынке труда. Наряду с функциями социальной защиты, профессиональное образование должно гарантировать молодежи получение профессиональных знаний и навыков, востребованных их будущими работодателями. Работодателю нужны выпускники повышенного уровня квалификации, владеющие информационными, правовыми, экономическими, экологическими знаниями, навыками общения, а также личностными качествами, позволяющими каждому успешно адаптироваться в производственных отношениях. Современному производству нужны специалисты, способные не только работать на действующем оборудовании, но обладающие способностью к освоению новой техники и технологии. Приоритеты работодателей смещаются из сферы профессиональных умений и навыков специалиста в область его личностных качеств, ключевых компетенций: инициативность, добросовестность, дисциплина, ответственность
Профессионализм формируется в процессе интеллектуализации профессиональной деятельности и основывается на взаимодействии личностных способностей, мотивов, социально-профессиональной ориентации, определяющих отношение специалиста к его профессиональной деятельности.
Развитие профессионализма происходит в процессе профессионального обучения поэтапно (формирование - становление - развитие личности специалиста) и продолжается в процессе самостоятельной трудовой деятельности через выполнение работником все большего числа функций, когда в одной профессии или специальности совмещается целый комплекс социальных знаний и трудовых функций, а также путем расширения видов деятельности.
В процессе многоуровневого непрерывного профессионального образования формирование профессиональной деятельности осуществляется при наличии определенных компонентов организационно-педагогической системы:
стандартизации профессионального образования; учебно-методической и дидактической оснащенности учебного процесса;
материально-технического обеспечения профессиональной подготовки специалиста;
профессионализма педагогических кадров.
Профессиональные требования меняются в сторону интеллектуализации труда, что сделает необходимым достижение специалистом будущего высокого уровня профессиональной подготовки, образованности и общей культуры.
Такой уровень профессиональной мобильности требует совершенно иного подхода к организации процесса обучения, начиная с отбора и структурирования содержания и методов работы и заканчивая оценкой качества результатов обучения. Программы обучения должны в максимальной степени обеспечивать не узко «предметную» подготовку (знание, умение, навыки по предметам), а деятельностную, где формирование и развитие необходимых профессионально важных качеств - компетентности обучаемого становится основой организации учебного процесса. Только так можно обеспечить подготовку специалиста, способного мобильно адаптироваться к быстрым изменениям общества и производства, быстрой смене профессий и сферы деятельности.
В это же время российская профессиональная школа все еще находится в состоянии значительного отрыва от идущих в обществе и государстве социально-экономических процессов, все еще продолжает жить и мыслить традиционными категориями, часто трудно соотносимыми с идущими в новой России процессами. Качество профессионального образования во многом зависит от уровня профессионально-педагогической подготовки педагогических работников, владения ими прогрессивными технологиями. Основной проблемой для образовательных учреждений на сегодняшний день становится неготовность значительного большинства «старых кадров» системы профессионального образования принять «новые правила игры», трансформировать сознание, менталитет коллектива образовательного учреждения, помочь педагогам, всем сотрудникам профессиональной школы встроиться в систему рыночных отношений.
Профессиональное образования является незаменимым звеном системы экономики в целом. Даже, если она в недостаточной степени, по экономическим причинам, выполняет свою роль в адаптации к потребностям в квалифицированных кадрах различных отраслей экономики, ее социальная значимость огромна. Профессиональное образование дает молодежи шанс ее социализации и адаптации к современным социально-экономическим условиям.
В существующей теории профессионального образования относительно ее функций нет единого мнения. Традиционно признается значимость ее экономических функций. Постепенно становится все больше приверженцев у идеи о приоритетной значимости ее социальной функции. При этом достаточно трудно определить, какая из функций первая, а какая - второстепенная. Согласно мнению Ф. Майора, К. Пауэра, Г. Шмидта, более правомерными представляются функции: экономическая, социальная и все более утверждается образовательная, которая основывается на необходимости не только обучению профессиональным знаниям и практическим навыкам, но и обучению жизни и адаптации в обществе с учетом меняющихся социально-экономических условий.
Структура непрерывного профессионального образования в новых экономических условиях реализует три важнейших функции:
1. Приоритетной в свете демократических преобразований является функция социальной защиты молодежи, которая при современных условиях хозяйствования реализуется через получение ими качественного профессионального образования, позволяющего выпускникам быть мобильными на рынке труда, а значит социально защищенными.
В условиях рыночной экономики чрезвычайно важно молодежи получить не «рыбу», а «удочку», то есть знания и навыки (обладать способностями), с помощью которых их адаптация будет более мягкой.
Главной задачей системы профессионального образования является реализация равных прав и возможностей граждан на получение бесплатного образования.
2. Экономическая функция, то есть планируемое воспроизводство квалифицированных трудовых ресурсов практически для всех сфер экономики. Благодаря этой функции, система профессионального образования не только, да и не столько, относится к социальной сфере, а должна рассматриваться как сфера экономики. Причем фундаментальная, основополагающая, отрасль № 1, от эффективного функционирования которой зависит эффективное развитие абсолютно всей экономики страны.
Сравнительно незначительные сроки подготовки и переподготовки при увеличивающейся востребованности специалистов (от 80 до 92% вакансий на рынке труда) делают систему профессионального образования одним из важнейших факторов государственной политики активного влияния на занятость населения.
Современная экономика отличается подвижностью конъюнктуры, то есть динамичным изменением соотношения между спросом и предложением. Это приводит к тому, что человеку приходится часто менять место работы, а нередко и профессию, что приводит к психологическим трагедиям. Между тем, социологические исследования показывают, что человек, потерявший работу, в 95% случаев устраивается на более выгодное место. Во всем мире около 42% выпускников профессиональных учебных заведений меняют профессию в течение первых двух лет после окончания учебы. Поэтому, одной из важнейших тенденций дальнейшего развития профессиональной школы является обеспечение такого базового образования, которое бы позволяло в будущем относительно легко осваивать новые, дополнительные профессиональные компетенции.
Новые экономические условия хозяйствования делают сегодня практически невозможным долгосрочное прогнозирование изменений спроса и предложения и, следовательно, их потребности в специалистах, владеющих определенной квалификацией. Возросшие требования к выпускникам в связи с конкуренцией на рынке труда диктуют новые подходы к подготовке специалистов, внедрение инновационных технологий обучения. Главное противоречие на этом пути - новые требования к выпускникам и старые критерии качества обучения и подготовки специалистов.
В настоящее время в отечественной педагогике (В. И. Андреева,
Н. В. Борисова) и психологии, в исследованиях Л. М. Митиной, С. Ши- робоковой, проблема конкурентоспособных качеств личности специалиста, определяющих эффективность его профессиональной деятельности, стала предметом специального теоретического и экспериментального изучения.
По мнению Н. В. Борисовой, в структуру конкурентоспособного специалиста входят ценностные ориентации, профессионально значимые знания, качества, способности и практический опыт (см. таблицу).
Модель конкурентоспособного специалиста
Составляющие
компоненты Профессиональные и личностные качества конкурентоспособного специалиста
Аксиологический Система ценностных ориентаций, обеспечивающая профессиональное становление личности выпускника. Потребности в достижении успеха
Когнитивный Теоретическая подготовка. Навыки решения проблемных ситуаций и задач.
Владение надпрофессиональными (специальными) навыками
Личностный Способность к саморазвитию. Стремление к самообразованию и самосовершенствованию
Профессиональ
ный Способность к профессиональной адаптации. Наличие практических навыков в профессиональной деятельности
3. Образовательная функция. Она заключается в том, что профессиональные учреждения, как и школы, реализуют функцию образования, то есть трансформацию опыта, накопленного человеком за весь исторический период его развития на последующие поколения. Россия вступила на путь демократического развития, стремясь к обеспечению нормальных, человеческих потребностей своих граждан. В связи с этим претерпела коренное изменение и главная задача функционирования учреждений профессионального образования. Сегодня она трактуется как максимальное удовлетворение потребностей личности в профессиональных образовательных услугах, а уже опосредованно - как удовлетворение потребностей отраслей экономики в кадрах.
Профессиональная школа в России в настоящее время ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство. Кроме того, развитие рыночных начал в экономике нашей страны и связанные с этим коренные изменения в ведущих сферах общественной жизни предполагают модернизацию системы образования. В постановлении правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-Р «О Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы», предусматривается обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации. Ставятся задачи приведения содержания и структуры непрерывного профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда и развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг. В Концепции подчеркнуто, что количество образовательных учреждений, использующих инновационные подходы в своей деятельности, невелико, отсутствуют механизмы конкуренции и распространения новых подходов к реализации образовательных программ. В сфере профессионального образования в рамках Болонского и Копенгагенского процессов наша страна взяла на себя обязательства присоединиться к базовым принципам организации единого европейского образовательного пространства, в том числе - по компетентностному формату представления результатов обучения. Таким образом, речь идет об особых образовательных результатах системы профессионального образования, в рамках которых знания выступают необходимым, но не достаточным условием достижения требуемого качества профессионального образования.
С. В. Соколова
(Республика Татарстан, г. Набережные Челны)
Научное издание "Подготовка инновационных кадров для рынка труда в условиях непрерывного образования" Материалы Международной научно-практической конференции (Нижний Тагил, 20-21 января 2012 г.)
Количество показов: 1741