Одним из приоритетных направлений развития туризма является гостиничный сервис. На современном этапе основной задачей является качественная подготовка специалистов для гостиничной сферы, способных быстро адаптироваться к окружающей среде, готовых к практической деятельности, умеющих применять современные технологии, определять наиболее перспективные и гибкие решения, выявлять влияние внешней среды на деятельность компании и уметь прогнозировать спрос. Особенно остро стоят данные вопросы в условиях кризиса и поскризисного периода, когда успешность компании зависит от ее адаптивности и эффективного планирования и распределения своих ресурсов. Применение информационных и коммуникационных технологий в области образования имеет решающее значение для по
вышения конкурентоспособности экономики страны, качества образования и расширения возможностей ее интеграции в мировое информационное образовательное пространство.
В Казахстане в 2009 г. в системе высшего учебного образования открыта новая специальность «Ресторанное дело и гостиничный бизнес». Особенностью данной специальности является то, что подготовка специалистов предполагает изучение опыта зарубежных образовательных программ, так как сфера гостиничного бизнеса носит интернациональный характер. Поэтому специальность «Ресторанное дело и гостиничный бизнес» имеет специфику, обусловленную тем, что специалисты будут работать с иностранными потребителями и должны учитывать потребительские предпочтения, менталитет и привычки клиентов.
Ведущей тенденцией в сфере туристской индустрии выступает глобализация туризма, которая влияет на формирование нового социального заказа на подготовку кадров, ориентированных на международные стандарты. Система подготовки кадров для туризма и гостиничного бизнеса в Казахстане отличается от международной. Так, при подготовке кадров, как в Казахстане, так и в Международной академии бизнеса первые два года подготовки носит теоретизированный характер.
В международной практике в первые годы студенты по специализации гостиничного и туристского бизнеса обучаются практическим навыкам, изучению и освоению профессий обслуживающего персонала низшего звена. Система гостиничного менеджмента предполагает, что они должны знать весь процесс предоставления услуг.
В процессе обучения студенты специальности «Гостиничный бизнес» практические навыки получают во время прохождения учебной и производственной практик. Анализ структуры изучаемых дисциплин показал, что 42,9% курсов являются теоретическим и 57,1% - курсы практического характера (рис. 1).
Рис. 1. Структура изучаемых дисциплин по специальности
Сравнительный анализ программ обучения показал, что в казахстанских программах уделяется больше внимания теоретической подготовки. В зарубежных программах большое внимание уделяется курсам по практическим и коммуникационным навыкам, а и также по корпоративной культуре.
Вместе с тем изменение образовательных программ в первые два года невозможно, в связи с тем, что они устанавливаются и контролируются Министерством образования РК. Исходя из этого, можно сделать вывод, что система подготовки кадров нуждается в совершенствовании, а именно целесообразно ориентировать вводимые элективные курсы на обучения практическим навыкам и изучению должностных обязанностей обслуживающего персонала.
Перспективными для дальнейшей разработки проблемы формирования ключевых квалификаций специалистов сферы гостиничного сервиса являются вопросы описания квалификационных стандартов других видов туристской профессиональной деятельности и соответствующих им квалификационных характеристик личности специалиста.
Во многих странах мира разработаны профессиональные стандарты для индустрии туризма. В Казахстане с 2005 г. Казахстанская ассоциация гостиниц и ресторанов (КАГиР) принимает участие в проекте Европейского Фонда образования (ЕФО) «Национальные квалификационные структуры» с целью создания первого в стране и в туристской отрасли «Профессиональных стандартов для индустрии туризма». В настоящее время для снижения разрыва между качеством подготовки специалистов и реальными потребностями гостиничного бизнеса разработаны стандарты, которые носят унифицированный характер, но приближены к международным нормативам.
Формирование и внедрение профессиональных стандартов позволит приблизить образование и подготовку специалистов к требованиям рынка. Для гостиниц профессиональные стандарты обеспечат
возможность формирования квалификационных требований и должностных инструкций работников, а также решения вопросов отбора и подбора персонала и планирования и карьерного роста сотрудников.
Не менее важным в сфере подготовки специалистов в туристском и гостиничном бизнесе является интеграционные процессы теории и практики. Менеджмент зарубежных гостиниц отличается от менеджмента в казахстанских. Менеджеры за рубежом начинают работу с обслуживающего персонала и, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице, доходят до должности менеджера или супервайзера. Наши гостиницы, которые не выходят в международные гостиничные цепи, принимают на должность менеджеров специалистов, имеющих высшее образование. Поэтому специалисты гостиничного бизнеса не знают всех нюансов и особенностей обслуживания гостей. Прикладной характер специальности требует нового подхода к ней, и подготовку специалистов необходимо начинать с основ менеджмента, попутно обучая студентов практическим навыкам по содержанию номеров и обслуживанию гостей.
В целом, при подготовке специалистов для гостиничного и ресторанного бизнеса целесообразно учитывать опыт подготовки за рубежом, и ориентироваться на улучшение практической подготовки студентов.
М. Р. Смыкова
(Республика Казахстан, г. Алматы)
Научное издание "Подготовка инновационных кадров для рынка труда в условиях непрерывного образования" Материалы Международной научно-практической конференции (Нижний Тагил, 20-21 января 2012 г.)
Количество показов: 1826