СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Механизм реализации научно-инновационной политики муниципального образования

Насущной потребностью развития современного общества является создание высокоэффективной экономики, способной удовлетворять постоянно возрастающие запросы населения, конкурировать на внутренних и международных рынках. Современные условия экономической деятельности обусловливают повышенное внимание к инновационным процессам со стороны предприятий и органов власти всех уровней.

Формирование инновационных систем характерно не только для крупных регионов, но и для более мелких территориальных единиц - муниципальных образований, играющих исключительно важную роль в формировании благоприятных условий жизни населения.

Для достижения синергетического эффекта развития муниципального образования необходимо активное участие органов местного самоуправления в целенаправленном инновационном процессе, что невозможно без разработки соответствующей научно-инновационной политики.

Среди наиболее значимых мероприятий органов местного самоуправления по стимулированию, разработке, сопровождению, управлению, планированию и контролю процессов инновационной деятельности в сфере науки, техники и производства целесообразно выделить следующие:

формирование и размещение муниципального заказа науке; инновационное программирование региона; формирование территориального рынка инноваций и муниципальной инновационной инфраструктуры;

кадровое обеспечение разработки и реализации муниципальной научно-инновационной политики.

Важной составляющей местной научно-инновационной политики является муниципальный заказ науке. В соответствии со ст. 33 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления вправе выступать заказчиком работ по благоустройству территории муниципального образования, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей местного сообщества, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств. Научный и кадровый потенциал местных предприятий, организаций, учреждений научно-инновационной сферы в общем случае может быть эффективно использован для решения широкого спектра проблем комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а, следовательно, правомерна постановка вопроса о формировании муниципального заказа науке.

Одним из муниципальных рынков является рынок научной продукции, выступающий мощным стимулом внедрения разного вида инноваций в отраслях и сферах экономики муниципального образования, эффективного использования накопленного на территории научноинновационного потенциала, обеспечения, в конечном счете, комплексного решения проблем социально-экономического развития муниципального образования на инновационной основе [1].

Организация и успешное функционирование муниципального рынка научной продукции предполагает выполнение, по крайней мере, двух необходимых условий. Во-первых, реально должно быть обеспечено право на интеллектуальную собственность. Во-вторых, проведение активной научно-инновационной деятельности предполагает наличие высокого конечного спроса, то есть заинтересованность местного сообщества в решении проблем своего развития на инновационной основе. Именно при соблюдении таких условий возникает реальная необходимость в формировании и размещении муниципального заказа науке.

Сущность муниципального заказа науке в современных политико-экономических условиях можно определить как одну из форм исполнения расходной части местного бюджета, осуществляемую путем составления набора заявок (требований) органов местного самоуправления на проведение научных исследований и разработок, необходимых для удовлетворения потребностей местного сообщества по реализации законодательно установленных предметов ведения местного самоуправления, и размещения их на конкурсной основе для выполнения среди организаций научно-инновационной сферы.

В качестве основной формы осуществления научно-инновационной политики муниципального образования может быть предложено инновационное программирование как фактор обеспечения инновационного развития. При этом могут быть комплексные рамочные или целевые программы инновационного развития, прорывные программы формирования высокотехнологических производственных комплексов, а также стратегические планы с разделом инновационного развития или инновационные планы. Необходимо обосновать и разработать конкретно для данной формы и данного региона необходимый статус указанных программ и планов, его функции, источники и механизмы финансирования и информационного обеспечения, механизм согласования интересов федеральных и региональных властей, науки, власти, бизнеса и общества, формы организации и управления, наделив максимальными полномочиями директоров программ и планов, чтобы они стали по настоящему главным инструментом реализации научно-инновационной политики региона или города.

Под программированием в экономике понимается система индикативного планирования, т.е. регулирования экономики на основе разработки комплексных программ отражающих предпочтительный вариант развития общественного производства и стратегическую концепцию социально-экономической политики. Программирование носит рекомендательный характер - показатели программ представляют собой общие ориентиры развития.

Инновационная программа является инструментом реализации программы становления инновационной экономики, что способствует смене приоритетов с отдельных критических технологий на систему преобразования технологического уклада, включая разработку комплексной программы создания потенциала инновационного развития экономики и общества, программы формирования нового технологического уклада. Для разработки программы требуется проведение конкретного анализа технологического уровня отраслей и предприятий, включая строящиеся новые, потенциала инноваций во всех сферах деятельности. В основу программы должна быть положена разработка концепции и сценария перспективного экономического развития региона и города.

Анализ теоретических подходов к объяснению инновационных процессов обусловливает необходимость анализа рыночных аспектов организации инновационных процессов на территории муниципальных образований.

Рынок инноваций следует рассматривать как совокупность организационно-экономических отношений, возникающих в процессе обмена результатами научно-технической деятельности, идеями и технологиями и согласования интересов ею участников по ценам, качеству, срокам и масштабам такого обмена.

Объектами инновационного рынка (инновационным продуктом) являются результаты интеллектуальной и инновационной деятельности, которые в зависимости от формы представления могут быть овеществленными объектами, неовеществленными объектами или накопленными знаниями и опытом научного, технологического, финансового, управленческого характера, способные принести доход или иную пользу, распространяемые путём консультирования в сфере маркетинга, менеджмента, инжиниринга, предоставления иных научнопрактических услуг, связанных с сопровождением и обслуживанием инновационной деятельности.

Инновации как специфический товар требует особой формы обмена, в процессе которого происходит сопоставление инновационных возможностей и потребностей потенциальных пользователей инновационного продукта.

Субъектами территориально рынка инноваций выступают создатели (разработчики) инновационного продукта или посредники, функционирующие на рынке инноваций, выступающие продавцами инновационной продукции; покупатели (потребители) инновационной продукции. Создателями (разработчиками) инновационных продуктов, как правило, являются научно-исследовательские институты фундаментального и прикладною профиля, вузы, проектные и проектноизыскательские организации, опытные заводы, промышленные организации, конструкторские бюро и др. Потенциальными покупателями на территориальном рынке инноваций могут выступать органы государственного управления и местного самоуправления, государственные, муниципальные и коммерческие предприятия и организации, а также непосредственно население.

Предполагается, что в современных рыночных условиях разработка инновационною продукта должна быть сосредоточена на конкретных рыночных потребностях субъектов рынка инноваций. Так, например, при создании нового продукта разработчики могут стремится к достижению высоких характеристик, не всегда отвечающих потребностям существующего рынка, а это может привести к снижению прибыльности продукта. Таким образом, при создании инновационною продукта следует исходить из существующею спроса на этот продукт. Определим основные факторы, влияющие на появление спроса на территориальном рынке инноваций: 1) повышение конкурентоспособности хозяйствующего субъекта; 2) получение в долгосрочной перспективе дохода на капитал, вложенный в инновационный продукт; 3) изменение в производственном процессе, в структуре управления; 4) совершенствование технологий производственного и организационного процесса;

5) снижение ресурсоемкой выпускаемой продукции; 6) повышение профессионализма менеджмента и работников и др.

Функционирование рынка обычно поддерживается рыночной инфраструктурой. Наличие инновационной инфраструктуры определяет эффективность инновационной деятельности и способность реализовывать инновационный продукт на рынке инноваций. Под инфраструктурой инновационного рынка (инновационной инфраструктурой) понимают совокупность экономических субъектов, ресурсов и средств, обеспечивающих материально-техническое, финансовое, организационно-методическое, консультационное и иное обслуживание инновационной деятельности с целью эффективного взаимодействия участников рынка инноваций.

Большую роль в формировании благоприятных условий для успешного взаимодействия субъектов рынка и создания эффективной инновационной инфраструктуры играют органы государственной и муниципальной власти. При поддержке государства создаются национальные информационные системы государственной и муниципальной власти, могут предоставлять гарантии при заключении сделок, оказывать юридическую поддержку, обеспечивать интересы участников рынка инноваций, оказывать иную финансовую, правовую, организационную помощь.

Вопросы кадрового обеспечения муниципальной научно-инновационной политики тесно связаны с проблемой профессиональной подготовки кадров для местного самоуправления в современной России.

Реализация научно-инновационной политики на муниципальном уровне предусматривает кадровое обеспечение в двух направлениях: во-первых, применительно к квалификации самих должностных лиц и служащих местного самоуправления, во-вторых - обеспечение кадрами определенной квалификации сферы инновационной деятельности на территории.

Реальность достижения успеха в подготовке кадров, владеющих инструментами инновационного менеджмента, во многом будет зависеть от организационно-методических аспектов процесса обучения. И здесь есть смысл обратиться и к зарубежному опыту.

Наиболее авторитетны и широко распространены в мире системы образования США, Англии, Франции и Германии. Это тем более справедливо, если речь идет о подготовке, переподготовке и повышении квалификации экономистов и руководителей высшего и среднего звена. Отметим некоторые особенности зарубежной практики обучения, которые пока не характерны для традиционной отечественной школы преподавания.

Прежде всего - это проблемный подход к преподаванию экономических наук. Исходная посылка: «нет непререкаемых авторитетов, экономика и управление не признают абсолютных истин». Как следствие - нацеленность не на запоминание готовых алгоритмов, а на понимание процессов, факторов, явлений, причин, результатов, зависимостей.

Вторая особенность - следование принципу «опережающего обучения», т.е. предоставление слушателям знаний, которые, во-первых, еще не получили освещения в печати; во-вторых, касаются тех явлений, которые будут характерны для «завтрашнего дня».

Третья особенность ведущих европейских и американских образовательных учреждений - достижение (или стремление к достижению) устойчивого баланса между преподавательской, научной и консультационной деятельностью. В частности, во Франции в университетах вместо факультетов основным структурным звеном являются «учебно-исследовательские единицы» [2].

Получение знаний должно сопровождаться формированием и развитием интеллектуальных и аналитических способностей, что, в свою очередь, способствует развитию самообразования и осознанию собственных одаренностей и ограничений. Результатом подобного образовательного импульса служит пробуждение потребности личного творчества и реализации способностей. То есть формируется «инновационное мышление», необходимое управленцу современного типа.

Спецификой деятельности органов власти является то, что они редко сами порождают инновации, предпочитая реагировать на изменения потребностей общества, действуя в рамках предписанных процедур и накопленного опыта. Это отражает присущий управленческой деятельности внутренний конфликт между стремлением к регламентации и необходимостью действовать на основе креативного подхода. Профессионализм управленца проявляется именно в том, чтобы гармонично сочетать оба требования, что обеспечивается формированием инновационного мышления.

Практика показывает, что перспективными являются интеграционные процессы в контексте отношений органов местного самоуправления с учебными заведениями, консультационными фирмами и иными научно-инновационными организациями муниципального образования. Речь может идти либо о создании территориального образовательного консорциума, либо об участии администрации муниципального образования в создаваемых на территории технопарках, бизнес-инкубаторов, иных научно-инновационных структур, деятельность которых связана с обучением кадров.

Отдельное направление кадрового обеспечения муниципальной научно-технической политики связано с решением проблемы сохранения и развития интеллектуального потенциала научно-инновационной сферы территории, а также подготовкой менеджеров, способных успешно развивать новые организационные формы этого вида деятельности.

Задача государственных органов, а также органов местного самоуправления состоит в том, чтобы, во-первых, владеть информацией о состоянии кадрового потенциала науки на территории, а во-вторых, способствовать его сохранению и развитию в следующих направлениях:

стимулирование создания общественных организаций, научных обществ, интеллектуальных клубов, постоянно действующих рубрик, проектов и программ в средствах массовой информации, способствующих повышению престижа науки;

создание льготных условий для привлечения молодых специалистов в сферу науки;

создание благоприятных условий жизнеобеспечения для ученых и специалистов необходимого территории профиля;

создание системы (через серию организационных проектов) выявления, отбора и развития талантов разных возрастных категорий, используя инструменты именных муниципальных стипендий, инициирования и политической поддержки получения грантов, публичного поощрения;

организация совместно с соответствующими структурами системы переобучения и переподготовки кадров, составляющих реально невостребованную часть специалистов научно-инновационной сферы, с целью наиболее рационального его использования в других сферах деятельности;

создание специализированных центров трудоустройства (типа «биржи интеллектуального труда»);

содействие установлению партнерских связей между учебными заведениями и работодателями в целях обеспечения притока молодых специалистов как непосредственно в научно-инновационную сферу, так и в другие отрасли и виды деятельности, находящиеся в числе приоритетов муниципальной власти [2].

Таким образом, работа по проведению научно-инновационной политики многоаспектна и многогранна и предусматривает использование методов косвенного воздействия на процессы, в том числе социально-психологического характера, что еще раз подтверждает повышенные требования к персоналу органов местного самоуправления, поставивших задачу развития муниципального образования на научно-инновационной основе.

Литература

1. Никитенко, С. М. Технологические инновации: спрос рождает предложение [ Электронный ресурс] / С. М. Никитенко. Режим доступа : amir.ru.

2. Мищенко, В. В. Экономика региона [Текст] : учеб. пособие / В. В. Мищенко. Барнаул, 2003.




И. Я. Силина (Россия, г. Екатеринбург)


Научное издание "Подготовка инновационных кадров для рынка труда в условиях непрерывного образования" Материалы Международной научно-практической конференции (Нижний Тагил, 20-21 января 2012 г.)



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601