СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Некоторые особенности подготовки агроменеджеров как эффективных управленцев-стратегов

Опыт последних 20-25 лет показал, что попытка повысить уровень подготовки специалиста путем увеличения объема тех или иных дисциплин не обеспечивает формирование соответствующей системы мышления, современный специалист, казалось бы, хорошо подготовленный, оказывается перед фактом своей беспомощности при принятии решений в условиях неопределенности: обнаруживается противоречие между потенциальной мощью интеллекта специалиста и его низким КПД. В итоге - неудовлетворенность его своей работой. Компьютеризация деятельности специалистов также не устраняет противоречие между явлениями обилия информации и ее нехватки. Порог эффективности интеллекта определяется уровнем умения его владельца размышлять о природе явлений диалектически.

Материальный мир един, мы воспринимаем его в целом. Отсюда и коренной вопрос - как научить личность целостному восприятию мира, не лишая глубинной специализации.

Многообразие форм живой материи продолжает удивлять человечество по мере того, как открываются все новые виды живых существ. Однако известно, это многообразие основывается на сравнительно небольшом генетическом фонде, возможности которого мобилизуются и реализуются на уровне клетки, одинаковом во всех живых существах. Через клеточный генетический фонд мы получаем информацию о живом в целом - о развитии, строении и жизнедеятельности животных и растительных организмов. И в мире технологий происходит гигантский прирост многообразия форм - это процессы обработки, переработки, синтеза и их инструменты, функционирующие на макро- (машины, аппараты, приборы) и микро- (молекулы, ионы, электроны и др.) уровнях. Нельзя ли также, как и в случае с живым миром и генетикой, получить целостное представление о мире технологий через некоторую «техногенетику»?

Имеется положительный ответ на такой вопрос. Он представлен в развивающемся за последнюю четверть века учении об управлении техническим творчеством и его организации. Названное учение известного инженера Г. С. Альтшуллера первоначально было посвящено развитию технических систем. Ему удалось выявить и сформулировать законы развития технических систем (ЗРТС). На основе объективных ЗРТС разработаны приемы и способы получения новых идей, получившие название теории решения изобретательских задач (ТРИЗ - «техногенетика»). Разработана и достаточно четкая программа действий.

Многолетние исследования и опыт преподавания ТРИЗ позволили переименовать ее в ТРТС (теория развития технических систем), а в дальнейшем - в ТРС (теория развития систем): оказалось, что теория, приемы, способы получения нетривиальных идей применимы для развития любой области жизни (в промышленности, строительстве, медицине, экономике, управлении, педагогике и т.д.).

Главный постулат теории гласит: решение творческих задач сводится к преодолению технического противоречия (ТП ) путем исследования причин, лежащих в его основе. В глубине технического противоречия лежит противоречие физическое (ФП ). Поэтому программа содержит операторы, позволяющие по определенным правилам выявлять сначала техническое, затем физическое противоречие. Именно необходимость преодоления технического противоречия делает задачи трудными, а их решение творческим. Таким образом, алгоритмы творчества Альтшуллера (АРИЗ) - это инструмент творческого применения положений объективных законов, в том числе закона развития технических систем в практической деятельности. Алгоритмы применяются при решении нестандартных задач. Стандартные задачи могут быть решены с помощью приемов преодоления противоречий и стандартов; прямым их применением удается принимать сильные решения по 20-25 задачам из 100.

Разработана организационная система информационного обеспечения принятия решений, опирающаяся на новые принципы классификации информации (см. рис.).

Схематическое изображение системы принятия творческих решений

Информационный фонд (ИФ), как видно из рисунка, включает пять видов информации. Поскольку возникновение технических противоречий, как правило, связано с причинами, возникающими на микроуровне, то в информационном фонде важное место занимают справочники по физическим, химическим, биологическим, геометрическим и другим видам эффектов и явлений и ключи к ним. Приобретение справочников составляет определенные трудности.

Но преодоление такой трудности можно превратить в интересный процесс - в создание справочника нетривиального содержания, являющегося инструментом принятия нетривиальных решений. Существует два вида таблиц-ключей. Одна разновидность ключа отвечает принципу задача - ответ: в одном столбце таблицы приводятся формулы задач, в другом - даются как бы ответы, то есть перечисляются те эффекты и явления, которые могут быть использованы для решения сформулированных задач.

Другая разновидность ключа открывает условия для определения специалистом в необходимый ему момент перечня всевозможных применений того или иного эффекта или явления.

Создание и внедрение предложенной выше системы информационного обеспечения принятия решений специалистами несомненно приведет к повышению уровня научности и обоснованности: стратегических планов развития финансово-хозяйственной деятельности АПК.

Сокращения: ТР(Т)С - теория развития (технических) систем; АРИЗ - алгоритм решения изобретательских задач или алгоритм принятия нетривиальных решений.

XXI в. станет, наверняка, веком алгоритмизации. Алгоритмизация мышления при всеобщей компьютеризации приведет к многократному ускорению планирования развития и повышению эффективности инвестиций.

Главный аспект предложенной системы заключается в ее воспитательном воздействии. Она приучает узкого специалиста мыслить широко - не только в рамках одной науки, она перестраивает мышление: руководитель-стратег будет мыслить одновременно и конкретно, и абстрактно, переходя от одной формы мышления к другой. Цель этого воспитания - превращение реального человека в творческую личность, предупреждение потребительского азарта. В этом залог успеха в формировании одной из важнейших характеристик XXI в. - перерастание творчества из привилегии талантливых одиночек в общественно необходимый процесс, превращение талантливого мышления из редких и неустойчивых вспышек в «мощный и управляемый огонь познания».

Однако призывы и лозунги здесь бессильны - необходимо тщательно, шаг за шагом, готовить руководителя-стратега к предстоящим «творческим битвам» и неизбежным трудностям. Кроме того, формирование творческой личности предусматривает интенсивное приобщение ко всем богатствам культуры обучающихся разного возраста, начиная с детей детского садика, кончая руководителями самого высокого ранга.

К сожалению, в рамках сельскохозяйственной отрасли проблемами развития творческой личности и принятием нетривиальных решений с помощью механизма теории развития технических систем не занимаются. Но лучше поздно, чем никогда.

Разработанная проф. А. Н. Сёминым концепция подготовки специалистов с высшим аграрным образованием, как эффективных стратегов-управленцев, включает следующие аспекты.

1. Стратегический менеджмент следует признать универсальной дисциплиной, и обучение его основам надо начинать еще в стенах начальной школы. Необходимо использовать в практической деятельности опыт профориентационной работы в так называемых сельхозклас- сах Свердловской области, а также опыт создания классов управленческого профиля в гимназиях № 4 г. Одинцово Московской области и № 1 г. Брянска, где уже около десяти лет успешно осуществляется работа по раннему выявлению и развитию управленческих способностей школьников, где проверены и реализованы инновационные технологии развития самостоятельности, творческого и системного мышления школьников. Получены интересные результаты в области как педагогической мысли, так и эффективного использования управленческого ресурса формирования новой генерации управленцев XXI в.

Создание таких специализированных классов или отдельных групп школьников предполагает решение таких задач, как:

раннее выявление управленческих способностей и ранжирование их качественной определенности с помощью современных методик и технологий;

воспитание управленческой культуры у учащихся, создание моделей личности управленческого типа и определение ее основных критериев;

формирование целостного мировоззрения, системного мышления, овладение азами логики, элементами самоменеджмента и межличностного общения в процессе общеобразовательной подготовки;

получение школьниками специальных знаний в области основ науки управления, основ государственного и муниципального управления и самоуправления;

создание банка данных на основе проведения мониторинга по динамике управленческих знаний и навыков учащихся.

2. Концепция подготовки будущих специалистов стратегов- управленцев, безусловно, предполагает высокоэффективное кадровое обеспечение процесса подготовки управленцев. Если это касается управленческих классов, то в них могут работать учителя, имеющие первую или, в крайнем случае, вторую высшую квалификационную категорию, что для сельской местности, порой, является весьма проблематичным.

Педколлектив такого класса должен систематически повышать свое профессиональное мастерство, организовывать выставки специальной литературы, проводить лекции и семинары по менеджменту с приглашением ученых и специалистов, руководителей районов и области, создавать атмосферу высокой культуры детского самоуправления.

3. Что касается педагогов высших учебных заведений и, в первую очередь, агровузов, то преподаватели дисциплины «Агроменеджмент» должны в совершенстве владеть теорией и практикой стратегического управления. Обучение должно быть непрерывным и проводиться на системной основе, учитывающей особенности экономического развития государства в данный момент, его агропромышленного комплекса, а также изменяющиеся потребности и интересы общества.

4. Обучение стратегическому управлению, как и менеджменту в целом, должно быть доступным. Необходимо иметь в виду несколько моментов: материальный (сложившаяся в государстве система образования осуществляет селекцию не по знаниям и способностям, а, в основном, по имущественному принципу) и технологический. Предстоит разработать структуру системы обучения стратегическому управлению, учитывающую очные, заочные, дистанционные, адаптационные, инновационные компоненты и методики интенсивного обучения. Решение этой проблемы облегчается в связи с развивающейся компьютеризацией и расширением доступа к сети Интернет даже в сельской местности.

5. Российский и зарубежный опыт показывает, что «валовое» обучение профессиональному и стратегическому менеджменту 17- и 18-летних молодых людей малоперспективно. Обучение по таким методикам, как «АРИЗ», «ЛИНК», «Бизнес-треннинг», «Суперобучение» и др. в учебных заведениях страны показал, что материал эффективнее усваивается, прежде всего, у людей, имеющих практический опыт работы и определенную специальность.

6. Анкетирование слушателей и студентов, обучающихся по специальности «Экономика и управление» в пяти аграрных вузах (УрГСХА, ТГСХА, ЧГАУ, КГСХА и УГАВМ) Уральского федерального округа, показала, что требуются не преподаватели-трансляторы, а творчески мыслящие и нетрадиционно преподающие специалисты.

7. Исследования показали, что данные дисциплины для более углубленного изучения следует преподавать в системе дополнительного профессионального образования (ДПО). Причем, следует учитывать то обстоятельство, что состав слушателей, особенно из числа работающих в системе АПК, очень неоднороден по своим возможностям (материальным, временным), способности к обучению и начальной теоретической подготовки. Для подобного контингента можно рекомендовать следующую схему обучения: входное тестирование; начальный курс обучения; профессионально-ориентированное тестирование, основной курс обучения, аттестационная стажировка.

Входное тестирование позволяет определить уровень начальной подготовки каждого из слушателей, что крайне необходимо для определения логики и содержания обучения, а также обеспечения принципа индивидуальности обучения. Такое тестирование позволяет в дальнейшем, по завершении обучения, провести анализ динамики знаний и полученных навыков слушателей.

Что касается начального курса, то он призван подготовить слушателей к восприятию нового материала. Как правило, в основу начального курса входят: общий курс менеджмента - введение в специальность; прикладная экономика менеджера; психологические аспекты управления; информационные технологии управления и др.

Профессионально-ориентированное тестирование позволит оценить эффективность начального курса и индивидуальные особенности слушателей. Тест, как правило, должен определить предрасположенность слушателя к различным видам менеджерской деятельности: управление агроперсоналом, агромаркетинг, управление агропроизводством, менеджмент в агрообразовании и прочее. Такой тест позволяет в некоторой степени осуществить самооценку для выбора направления своей карьеры в будущем. Результатом этого этапа должен стать выбор уровня менеджмента (стратегический, тактический или операционный) и сферы деятельности (сельхозмашиностроение, агротехсервис, агробизнес, агромаркетинг и т.д.). Основной курс обучения может быть сформирован из общей совокупности дисциплин, которые подобраны с учетом места будущего специалиста в, так называемой, «решетке менеджера», которая содержит уровни и сферы управления. При этом следует учитывать, что одна и та же дисциплина, например, «Управление персоналом» должна читаться со специфической окраской для стратегов или тактиков, а также с учетом различных сфер, в которых будут трудиться будущие управленцы.

Завершающий этап обучения - это аттестационная стажировка. На этом этапе слушатели занимаются разработкой и реализацией собственных бизнес-планов, созданием собственных агрофирм, проведением структурных преобразований в тех организациях, где они трудятся и прочее. Данная работа проводится под патронажем учебного заведения, которое осуществляет консультационную, юридическую, а иногда даже и материальную поддержку формируемого агробизнеса.

8. Представляется перспективным отказ от традиционной технологии: учитель - ученик. Слушатели курсов стратегического управления - это, как правило, сформировавшиеся личности со своим опытом, интуицией и общественным положением, зачастую, имеющие успех в менеджменте не меньший, чем у самого преподавателя. В связи с этим, процесс обучения должен выделять преподавателя как задатчика цели, формирователя методики и направления обучения.

Такие подходы уже реализуются в высших учебных заведениях Уральского федерального округа.

Литература

1. Сёмин, А. Н. К вопросу о формировании специалиста XXI века. [Текст] / А. Н. Сёмин, Т. Л. Инюшкина // Агропромышленный комплекс на пороге XXI века : вопросы теории и практики : сб. науч. трудов. Екатеринбург : Изд-во УрГСХА, 2000. С.117-123.

2. Сёмин, А. Н. Квалифицированные кадры АПК : воспроизводственные процессы [ Текст] / А. Н. Сёмин. Екатеринбург : Изд-во УрГСХА, 2003.

3. Сёмин, А. Н. Инновационные и стратегические направления развития АПК : вопросы теории и практики [Текст] / А. Н. Сёмин. Екатеринбург : Изд- во Урал.ГСХА, 2006.




А. Н. Сёмин, О. Н. Михайлюк (Россия, г. Екатеринбург)


Научное издание "Подготовка инновационных кадров для рынка труда в условиях непрерывного образования" Материалы Международной научно-практической конференции (Нижний Тагил, 20-21 января 2012 г.)



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601