СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Влияние стандартов третьего поколения на качество подготовки инновационных кадров

Современное образование в мире - самый массовый вид деятельности людей. Образование становится главным делом жизни для подавляющего большинства людей молодого и среднего возраста, которым необходимо учиться и пополнять свои знания в процессе всей своей активной профессиональной деятельности. Современное общество постоянно модернизируется и требует профессионалов нового поколения. Социально-экономические преобразования в стране определяют необходимость коренных обновлений в системе образования.

В национальном проекте «Образование» сделан акцент на новые подходы к достижению высокого качества образования. Задача современной политики в области образования - повышение качества подготовки специалиста, которое определяется концепцией модернизации российского образования и государственными образовательными стандартами третьего поколения.

Развивающему обществу нужны образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовые к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за социально-экономическое процветание страны.

Работодатели сегодня ожидают от молодых специалистов еще и умения пользоваться компьютером, знания иностранных языков, способности работать в коллективе, эффективно представлять себя и результаты своего труда. Для удовлетворения потребности общества в таких кадрах требуется модернизация системы образования, при которой в подготовку профессиональных кадров внедряются инновационные педагогические проекты с многообразием современных педагогических технологий, направленных на практикоориентированное, деятельностное обучение. Инновационным процессам обучения способствует внедрение стандартов третьего поколения. Именно они дают возможность осуществлять принципиально новые подходы к процессу обучения:

создание модульной системы, направленной на развитие в студентах базовых компетенций;

переход от дисциплинарно - предметного обучения к программному, при котором преподаватель выполняет тьютерскую функцию;

использование инновационных технологий в образовательном процессе;

систематический контроль знаний, основанный на менеджменте качества; развитие дистанционных технологий обучения;

социальное партнерство с работодателями и с вузами. Показателями качественной профессиональной подготовки современного специалиста можно принять два критерия:

количество времени, необходимое выпускнику для адаптации на рабочем месте в соответствии со своей специальностью;

количество «родственных» специальностей, по которым выпускник может работать без значительных затрат времени и сил на их освоение.

Кроме того, необходимо исследовать комплекс качеств будущего специалиста, который бы позволял ему эффективно конкурировать и реализовывать свой потенциал.

В образовательном учреждении необходимо использовать такие технологии обучения, которые бы обеспечивали будущему специалисту конструктивное отношение личностных и общественных целей развития. Конкурентоспособность - это основное условие профессиональной и социальной успешности человека, которое обеспечивается уровнем образования и степенью проявления будущим специалистом своих личностных качеств.

Гарантией того, что содержание образования будет соответствовать перспективным потребностям экономики и способствовать выпуску конкурентоспособного специалиста для общества является внедрение новых стандартов в образование. При реализации стандартов третьего поколения качеству подготовки специалистов будут способствовать инновационные технологии обучения:

обучение в сотрудничестве, диагностическое прогнозирование, разноуровневое, проблемное, блочно-модульное обучение и обучение, основанное на компетенциях;

обучение с помощью новых информационных технологий, без которых невозможно представить сегодня учебный процесс;

использование электронных лекций, учебников, учебных пособий, электронной почты, компьютерного программирования, компьютерного моделирования лабораторных и практических занятий, компьютерных презентаций;

использование в процессе обучения интерактивных баз данных, методического обеспечения для мультимедийного оборудования и др.

Именно они раскрывают творческий потенциал студентов, обеспечивают качество подготовки специалистов, гарантируют достижение заданного уровня навыков и умений обучаемых, формируют продуктивно-творческий потенциал личности и раскрывают способности студентов.

Стандарты тертьего поколения предполагают обучение на основе компетентности, которое сконцентрировано на исходных результатах, на развитии определенных компетенций, индивидуальной демонстрации продвижения в практическом обучении, а еще лучше - в условиях производства.

В процессе обучения по стандартам третьего поколения используются блочно-модифицированные технологии обучения, при этом в основном развиваются профессиональные умения и навыки, необходимые специалисту, повышается мотивация к обучению, осуществляется систематический контроль, умений и навыков. У студентов развивается умение выделять главное, сравнивать, анализировать, систематизировать знания и умения. Изучение материала блоками позволяет более точно чувствовать компетенцию, получать целостное представление о своей будущей деятельности как специалиста - профессионала. Умения, навыки и знания контролируются по каждому блоку, преподаватель имеет полную информацию о результатах усвоения модуля (по оценочным и аттестационным листам, результатам текущего и промежуточного контроля) и путем проведения консультаций, ликвидирует пробелы в знаниях, умениях, что повышает качество обучения.

По стандартам третьего поколения 50% учебного времени уделяется самостоятельной учебной деятельности. Организация самостоятельной учебной деятельности студентов немыслима без современных средств обучения и максимального использования их возможностей. Самостоятельно приобретать знания можно:

через дидактический материал (первоисточники, документы, научно-популярная литература, учебные фильмы, сборники задач и упражнений, таблицы, опорные конспекты и др.);

через средства, которые используются для руководства самостоятельной деятельностью студентов (общие инструктивнометодические указания к выполнению работ, карточки с дифференцированными заданиями для индивидуальной и групповой работы на дополнительных занятиях, карточки с алгоритмами и образцами выполнения заданий и др.);

через технические средства, при помощи которых предоставляется учебная информация.

Разнообразие средств самостоятельного обучения позволяет побудить студента к сотворчеству, вызывает интерес к познанию, что влияет на качество обучения.

Стандарты третьего поколения направлены на практико-ориен- тированное обучение, поэтому в учебном процессе приоритетное положение занимают практические и лабораторные занятия. Именно здесь формируются профессиональные умения, которые предложены в профессиональных стандартах, разработанных научно-учебным центром «Агентство профессиональных стандартов» с участием ведущих специалистов отраслей. Эти стандарты дают возможность образовательным учреждениям создать основу для разработки учебных программ, контролировать профессиональные умения навыки работодателями.

Повышению качества обучающихся по стандартам третьего поколения способствует мониторинг качества учебного процесса, который включает такие процедуры как тестирование, наблюдение, изучение документации, собеседование, диагностику, выполнение контрольных и курсовых работ и другие. Наиболее важным элементом мониторинга является контроль результатов обучения студентов и контроль качества деятельности преподавателей. Для оценки качества обучения студентов целесообразно разработать и использовать банк заданий, составленных с учетом уровня подготовки студентов.

Наличие банка заданий способствует более эффективному контролю подготовки специалистов на всех этапах учебного процесса при дифференцированном подходе к обучению студентов, применять бланочные и компьютерные технологии стандартизированного тестирования. С помощью тестирования не только совершенствуется система контроля, повышается качество педагогических измерений, но и исключается субъективизм в оценке знаний. Тестирование хорошо автоматизируется. Компьютерное тестирование является высокопроизводительным инструментом контроля, что позволяет сократить время в учебном процессе на проверку и обработку результатов контроля.

Стандарты третьего поколения предполагают внедрение инноваций в процесс обучения, выявление индивидуально-личностной склонности студентов к выбранной профессии и соответствия способностей требованиям должности, профессиональному самоопределению, социальной зрелости.

Данные стандарты являются профессиональной культурной предпосылкой успешной карьеры и благополучия в будущем, это гарантии того, что обученный специалист будет соответствовать потребностям общественной жизни, экономики страны.

Литература

1. Аврамов, Ю. С. Независимая профессиональная оценка качества образования в свете Болонской декларации [Текст] / Ю. С. Аврамов, Н. П. Калашникова, Е. В. Крылова, Н. Г. Хохлов // Высшее образование в России. 2007. № 3. С.118-124.

2. Агеева, Н. В. Разработка модели технических компетенций [Текст] / Н. В. Агеева, Д. Л. Котлов // Кадровое дело. 2004. № 11. С. 29-35.

3. Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента / Л. Н. Алексеева // Учитель. 2004. № 3. С. 28.

4. Аллас, Ю. А. Ресурсы для взятия барьера [Текст] / Ю. А. Аллас // Инновации. 2007. № 9. С. 24-25.

5. Алферов, Ю. С. Оценка и аттестация кадров образования за рубежом. [Текст] / Ю. С. Алферов, И. М. Курдюмова, Л. И. Писарева. М. : Российское педагогическое агентство, 2007. С. 3

6. Бычков, А. В. Инновационная культура [Текст] / А. В. Бычков // Профильная школа. 2005. № 6. С. 33.

7. Васильев, Л. И. Повышение эффективности модульной технологии обучения на основе синергетического подхода [ Текст] / Л. И. Васильев, П. И. Са- мойленко // Специалист. 2007. № 11.

8. Гребнев, Л. С. Образование и будущее России в многоконфессиональном мире [Текст] / Л. С. Гребнев // Образование. 2005. № 3. С. 4.

9. Дахин, А. Н. Российское образование: модернизация или развитие? [Текст] / А. Н. Дахин // Народное образование. 2003. № 2. С. 113.

10. Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества [Текст] / Т. Х. Дебердеева // Инновации в образовании. 2005. № 3. С.5.

11. Дементьева, Д. Н. Личностно-ориентированные технологии обучения [Текст] / Д. Н. Дементьева // Специалист. 2008. № 3.

12. Кух, А. Н. Обучение на основе компетенций [Текст] / А. Н. Кух // Специалист. 2007. № 3.

13. Матвеева, Н. В. Рекомендации по организации и управлению инновационной деятельностью студентов [Текст] / Н. В. Матвеева // Специалист. 2010. № 10.

14. Пермяков, Е. В. Развитие социального партнерства как фактор модернизации системы НПО [Текст] : дис.канд. пед. наук : 13.00.08 / Е. В. Пермяков. Ростов н/Д, 2004.




Г. С. Селькова (Россия, г. Нижний Тагил)


Научное издание "Подготовка инновационных кадров для рынка труда в условиях непрерывного образования" Материалы Международной научно-практической конференции (Нижний Тагил, 20-21 января 2012 г.)



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601